«Методические рекомендации Минобрнауки России по формированию независимой системы оценки качества работы образовательных организаций »

(письмо Минобрнауки России органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, от 4 февраля 2013 г. № АП-113/02)

Методические рекомендации по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги (далее -HCOK), включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности, подготовлены Минобрнауки России во исполнение пункта 1 «к» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Нормативно-правовое обеспечение формирования HCOK, включая определение критериев эффективности работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и ведение публичных рейтингов их деятельности закреплено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон).

Принципы НСОК установлены статьей 95 Федерального закона:

1. Независимая оценка качества о'бразования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.

2. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - организация, осуществляющая оценку качества).

3. Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.

4. Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.

5. Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.

6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Реализация HCOK, в том числе в части использующихся критериев эффективности работы соответствующих организаций, осуществляется на основании статей 29 и 97 Федерального закона:

  • данные официального статистического учета, касающиеся системы образования;
  • данные мониторинга системы образования, осуществляемого федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;
  • иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования;
  • информация, размещенная в открытом доступе в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», о реализуемых образовательных программах, системе управления, особенностях финансово-хозяйственной деятельности, результатах образовательной и научной деятельности, в том числе на основании отчета о результатах самообследования соответствующих организаций.

Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В качестве одной из форм НСОК Минобрнауки России рекомендует использовать предусмотренный статьей 96 Федерального закона рейтинг профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, сформированных на основании результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ.

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающую требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Профессионально-общественная аккредитация осуществляется работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями.

В целях формирования НСОК Минобрнауки России рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования:

1. Осуществить сбор и систематизацию сведений о реализующихся на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по НСОК, в том числе в части рейтингования образовательных учреждений и образовательных программ, проанализировать и обобщить использующиеся в них подходы, включая перечень используемых критериев;

2. На основе полученных данных провести анализ реализуемых в субъекте Российской Федерации мероприятий по НСОК в части соответствия подходов, показателей и результатов НСОК задачам оказания содействия заинтересованным лицам в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, в соответствии с их потребностями, а также повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, а также своевременности общественного освещения мероприятий по НСОК;

3. В случае отсутствия реализующихся на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по НСОК по отдельным уровням образования выработать с обязательным проведением общественного обсуждения подходы к НСОК, включая перечень используемых критериев;

4. Провести общественные обсуждения подходов к НСОК в рамках реализующихся на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по НСОК, включая перечень используемых критериев, с целью выявления направлений их совершенствования, в том числе с учетом задач оказания содействия заинтересованным лицам в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, в соответствии с их потребностями, а также повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ;

5. Привлекать к общественному обсуждению инструментов НСОК и оценки качества образования, в том числе на территории других субъектов Российской Федерации, общественных экспертов, представителей общественных объединений, работодателей и их объединений, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

6. Оказать поддержку деятельности независимых организаций, участвующих или осуществляющих реализацию инструментов НСОК;

7. Обеспечить информационную открытость функционирования НСОК через привлечение средств массовой информации к освещению общественных обсуждений подходов и результатов НСОК, в том числе рейтингов образовательных организаций и образовательных программ, с обязательной публикацией в сети «Интернет», в том числе на официальных сайтах общественных организаций и организаций, осуществляющих реализацию инструментов НСОК; указанием на сайтах образовательных организаций ссылок на страницы официальных сайтов организаций, осуществляющих подготовку и публикацию рейтингов образовательных организаций и образовательных программам, содержащие рейтинги для соответствующего уровня образования;

8. Использовать результаты НСОК, в том числе рейтинги образовательных организаций и образовательных программ, в целях реализации государственной политики в сфере образования, анализа соответствия тенденций развития региональной системы образования направлениям региональной и федеральной политики в сфере образования с учетом соответствия современным требованиям населения, рынка труда, региональной экономики.