«Аналитическая справка по государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы за 2011 год»

1. Наименование федеральной целевой программы - государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

2. Государственный заказчик-координатор - ответственный исполнитель – Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, соисполнители – Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство.

3. Ключевые мероприятия в 2011 году:

3.2. По направлению «НИОКР»:

«Разработка кодификатора категорий инвалидности с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, дифференцированного по преимущественному виду помощи, в которой нуждается инвалид».

3.3. По направлению «Прочие нужды»:

«Реализация мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, разработанных с учетом технического задания пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации».

4. Программа нуждается в корректировке

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации необходимо представить в установленном порядке предложения о внесении изменений в Программу с учетом методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

Подготовленный Минздравсоцразвития России проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175» (далее – проект постановления) в установленном порядке согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти – соисполнителями Программы и письмом от 14 сентября 2011 г.
№ 30-1/10/2-9138 направлен на рассмотрение в Минэкономразвития России и Минфин России.

Замечания Минфина России поступили в адрес Минздравсоцразвития России письмом от 9 декабря 2011 г. № 12-05-06/6557.

Письмом от 23 сентября 2011 г. № 20798-АЛ/Д04 Минэкономразвития России представило замечания на проект постановления.

В соответствии с замечаниями Минэкономразвития России Минздравсоцразвития России проект постановления доработан и повторно письмом от 5 декабря 2011 г. № 30-1/10/2-12171 направлен в адрес Минэкономразвития России.

Письмом от 16 декабря 2011 г. № 28385-АЛ/Д04 Минэкономразвития России повторно представило замечания не указанные ранее, в том числе замечания, по переработке основных формулировок Программы.

В соответствии с пунктом 59 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» с целью поиска взаимоприемлемого решения Минздравсоцразвития России в ближайшее время запланировано проведение согласительного совещания с Минэкономразвития России для урегулирования имеющихся разногласий по проекту постановления.

После проведения указанного выше согласительного совещания Минздравсоцразвития России продолжит работу по согласованию проекта постановления с Минэкономразвития России и Минфином России, и в установленном порядке внесет его в Правительство Российской Федерации.

5. На 2011 год заключен 101 государственный контракт (соглашение) на сумму 2 205 153,97 тыс. рублей – 75,6 % от объема годовых бюджетных назначений, в том числе по направлениям:

«капитальные вложения» – 0,00 контрактов на сумму 0 тыс. рублей (бюджетные инвестиции – 0,00 контрактов на сумму 0 тыс. рублей; межбюджетные субсидии - 0 соглашений на сумму 0,0 тыс. рублей);

НИОКР – 20 контрактов на сумму 80 607,00 тыс. рублей;

«прочие нужды» - 81 контрактов на сумму 2 124 546,97 тыс. рублей.

Стоимость работ, выполняемых в 2011 году, по 0 переходящим контрактам прошлых лет составляет 0,00 тыс. рублей, по заключенным с 1 января 2011 г. 101 контракту составляет 2 205 153,97 тыс. рублей, в том числе по 2 контрактам длительностью более одного года – 6 447,35 тыс. рублей.

6. Объем финансирования в 2011 году за счет средств федерального бюджета составляет 1 708 000,00 тыс. рублей, в том числе «капитальные вложения» - 0,00 тыс. рублей (бюджетные инвестиции - 0,00 тыс. рублей, межбюджетные субсидии - 0,00 тыс. рублей); «НИОКР» – 103 830,00 тыс. рублей, «прочие нужды» - 1 604 170,00 тыс. рублей.

За 2011 год суммарные кассовые расходы государственных заказчиков из федерального бюджета на реализацию программы составляют 1 639 368,44 тыс. рублей – 96,0 % от годовых бюджетных назначений, в том числе «капитальные вложения» – 0,0 тыс. рублей (бюджетные инвестиции – 0,0 тыс. рублей, межбюджетные субсидии – 0,0 тыс. рублей), НИОКР – 80 607,00 тыс. рублей, «прочие нужды» - 1 558 761,44 тыс. рублей.

7. Объем софинансирования в 2011 году, предусмотренный утвержденной программой, за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составляет 1 179 890,00 тыс. рублей («капитальные вложения» - 0,00 тыс. рублей, НИОКР – 0,00 тыс. рублей, «прочие нужды» - 1 179 890,00 тыс. рублей), за счет внебюджетных источников составляет 29 070,00 тыс. рублей («капитальные вложения» - 0,00 тыс. рублей, НИОКР – 0,00 тыс. рублей, «прочие нужды» - 29 070,00 тыс. рублей).

Привлечено софинансирование за 2011 год из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в объеме 519 117,2 тыс. рублей («капитальные вложения» - 0,00 тыс. рублей, НИОКР – 0,00 тыс. рублей, «прочие нужды» - 519 117,2 тыс. рублей) – 44 % от запланированного, из внебюджетных источников в объеме 46 668,33 тыс. рублей («капитальные вложения» - 0,00 тыс. рублей, НИОКР – 0,00 тыс. рублей, «прочие нужды» 46 668,33 тыс. рублей) – 160,5 % от запланированного.

8. Основные итоги реализации программы за 2011 год:

По направлению капитальные вложения: программой в 2011 не предусмотрены.

По направлению НИОКР:

Тема: «Разработка методики паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

Полученные результаты работы позволят субъектам Российской Федерации объективизировать и систематизировать информацию о доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, том числе и с учетом региональной специфики, а именно:

осуществить мониторинг состояния доступности объектов и услуг в приоритетных для инвалидов сферах жизнедеятельности с учетом их потребностей, в том числе с использованием автоматизированных систем;

разработать планы и программы адаптации объектов социальной инфраструктуры и развития услуг с учетом потребностей инвалидов;

определить порядок оперативного контроля и оценки эффективности указанных планов и программ,

Кроме того, с использованием результатов проведения паспортизации и классификации объектов и услуг приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов субъектами Российской Федерации будут создаваться карт доступности объектов и услуг.

Тема: «Разработка методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

Результат указанной работы позволит субъектам Российской Федерации разработать информационные ресурсы – интерактивные карты - маршрутизаторы, сформировать ресурс и отображать на нем информацию о доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на информационных ресурсах субъектов Российской Федерации.

Основным практическим назначением будет последующее создание карты-маршрутизатора, позволяющей составить наиболее удобный маршрут передвижения для инвалидов и других маломобильных групп населения (составление наиболее короткого пути как по расстоянию, так и по времени).

Тема: «Подготовка методических рекомендаций по разработке и реализации программ субъектов Российской Федерации, обеспечивающих доступность приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения».

Завершен первый этап по выполнению работы, в результате которого определен порядок разработки, реализации, оценки эффективности примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также порядок осуществления контроля за ходом ее реализации.

Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

В 2012 году планируется выполнение второго этапа работы, в результате которого будут проанализированы итоги реализации в 2011 году пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Саратовская и Тверская области) и внесены необходимые изменения в указанную работу.

На основе полученных результатов в 2012 году Минздравсоцразвития России будет разработана примерная программа субъекта Российской Федерации для участия субъектов Российской Федерации в Программе с 2013 года, предусматривающая выполнение субъектами Российской Федерации основных мероприятий, целевых показателей и индикаторов, позволяющих достичь значений целевых показателей и индикаторов Программы.

Разработка методических рекомендаций по предоставлению услуг в сфере здравоохранения и социальной защиты с учетом особых потребностей инвалидов

Тема: «Разработка методических рекомендаций по предоставлению услуг в сфере здравоохранения с учетом особых потребностей инвалидов».

Работа не выполнена.

Государственный контракт заключен 8.11.2011 г. № К-30-НИР/119-19, вместе с тем исполнитель Межрегиональное общественное учреждение «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны» сообщило (письмо от 8.12.2011 г. № 4/14-12-8) о невозможности получить ожидаемые результаты.

В соответствии с требованиями государственного контракта штрафы и пени оплачены исполнителем в полном объеме.

Тема: «Разработка методических рекомендаций по предоставлению услуг в сфере социальной защиты с учетом особых потребностей инвалидов».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

Полученные результаты позволят субъектам Российской Федерации обеспечить соблюдение следующих требований доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере социальной защиты:

доступности записи в реабилитационное учреждение дистанционно – посредством использования электронных ресурсов сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов;

доступности услуг в зависимости от вида реабилитации с учетом особых потребностей инвалидов, в том числе женщин-инвалидов и девочек-инвалидов;

доступности справочной информации реабилитационных учреждений с учетом особых потребностей инвалидов.

Также, на основе полученных результатов субъектам Российской Федерации будут направлены рекомендации по:

оснащению реабилитационных учреждений специальным оборудованием (техникой) с учетом особых потребностей инвалидов;

необходимости наличия в реабилитационном учреждении сурдопереводчиков (тифлосурдопереводчиков) в зависимости от потребности в данных специалистах.

типовому наполнению реабилитационных центров.

Тема: «Разработка кодификатора категорий инвалидности с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, дифференцированного по преимущественному виду помощи, в которой нуждается инвалид».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

В результате проведенной работы разработан Кодификатор категорий инвалидности с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее – МКФ), позволяющий определять специфику инвалидности у конкретного человека с установлением буквенного обозначения в целях оказания ему ситуационной помощи.

Разработаны критерии с учетом положений МКФ, позволяющие определять специфику инвалидности в зависимости от вида нарушенных функций, установлены буквенные обозначения для каждого вида инвалидности (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, передвигающиеся на кресле-коляске, с нарушением функции верхних конечностей), а также определены основные виды ситуационной помощи для инвалида в соответствии с установленным буквенным обозначением.

Предложения по ситуационной помощи инвалидам в социально значимых учреждениях в соответствии с буквенным обозначением планируются к пилотированию в 2012 году в трех субъектах – Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Тюменская область.

Тема: «Проведение системных исследований и подготовка научно обоснованных предложений по совершенствованию правовых, организационных и финансовых механизмов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

В 2011 году завершен первый этап научно-исследовательской работы по теме: «Проведение системных исследований и подготовка научно-обоснованных предложений по совершенствованию правовых, организационных и финансовых механизмов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации».

Целью данной научно-исследовательской работы является – повышение качества обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее – ТСР) на основе разработки и внедрения научно- обоснованных предложений по совершенствованию правовых, организационных и финансовых механизмов обеспечения инвалидов ТСР.

В рамках выполнения данной работы был проведен анализ особенностей и проблем действующей системы обеспечения инвалидов ТСР, а также анализ зарубежных подходов в указанной сфере.

При разработке предложений были рассмотрены несколько вариантов совершенствования системы обеспечения инвалидов ТСР, одним из них является введения целевого сертификата на получение ТСР. Наделение инвалида правом самостоятельно приобретать ТСР обеспечит возможность более полного учета индивидуальных особенностей инвалидов, а также обеспечит создание конкурентных условий на рынке ТСР и, таким образом, будет способствовать повышению качества соответствующей продукции.

Реализация второго этапа запланирована на 2012 год.

Тема: «Разработка методических рекомендаций по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения с учетом факторов, препятствующих доступности услуг в сфере спорта и туризма».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

Полученные результаты позволят субъектам Российской Федерации при предоставлении услуг в сфере спорта и туризма обеспечить доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным мероприятиям, с учетом особых потребностей инвалидов.

В рамках реализации мероприятия по разработке методических рекомендаций по совершенствованию транспортного обслуживания инвалидов и других маломобильных групп населения Минтрансом России были размещены заказы для государственных нужд по следующим направлениям:

Тема: «Анализ современного состояния транспортного обслуживания инвалидов и других маломобильных групп населения в Российской Федерации и разработка предложений по его совершенствованию».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

В результате выполнения работы:

дана оценка степени адаптации и доступности транспортной инфраструктуры, а также транспортных средств для обслуживания инвалидов;

выявлены барьеры транспортной доступности для маломобильных групп населения;

проведен анализ существующей нормативно-правовой базы в области государственного регулирования перевозки инвалидов и практики её применения в Российской Федерации;

рассмотрен зарубежный и отечественный опыт организации транспортного обслуживания маломобильных групп населения;

предложены способы создания транспортной системы, адаптированной к особым потребностям инвалидов;

разработаны предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения в сфере транспортного обслуживания маломобильных групп населения;

предложены меры по адаптации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры к потребностям инвалидов.

Тема: «Выработка методических рекомендаций по совершенствованию транспортного обслуживания инвалидов и других маломобильных групп населения».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

В результате выполнения работы:

разработаны методы определения доступности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов;

определены методы формирования и установления обязательных требований к транспортным средствам и объектам транспортной инфраструктуры со стороны маломобильных групп населения;

разработаны методы прогнозирования роста потребностей в транспортных услугах различных групп инвалидов и маломобильных групп населения;

определены методы оценки ресурсного обеспечения, необходимого для достижения целевых показателей транспортного обслуживания инвалидов;

разработаны методы контроля обеспечения требований доступности транспортной среды для инвалидов;

предложены методы оценки эффективности выполнения установленных требований в части транспортного обслуживания маломобильных групп населения.

Тема: «Разработка требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов (освещение экспозиции, расположение экспонатов с помощью специальных конструкций витрин и другого музейно-выставочного оборудования на определенной высоте)».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

В целях создания условий для беспрепятственного передвижения, доступа маломобильных граждан и их пользования учреждениями культуры, а также возможности оснащения специальными приспособлениями и оборудованием и выявления отклонения от нормативных требований по ширине дверных проемов, ширине полос движения коммуникационных проходов, размерам элементов лестничных маршей, высоте порогов, по размерам санитарных помещений, размещению оборудования в соответствии с требованиями государственного контракта исполнитель выполнил обследование федеральных учреждений культуры, общая площадь которых составляет 124 656,9 кв.метров (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, Государственный центральный музей современной истории России, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, Российская государственная детская библиотека, Государственный литературный музей, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино).

Тема: «Разработка механизмов, обеспечивающих доступность услуг в сфере образования для различных категорий детей-инвалидов, в том числе по созданию безбарьерной школьной среды, включая строительные нормы и правила».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

Результатом работы стали предложения по изменению правовых, организационно-структурных и финансовых механизмов создания безбарьерной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях (включая предложения по внесению изменений и дополнений в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»), описание механизмов, обеспечивающих доступность услуг в сфере образования для различных категорий детей-инвалидов, в том числе по созданию безбарьерной школьной среды (включая описание материально - технических и инженерно-строительных условий для создания безбарьерной среды в образовательных учреждениях для обучения детей-инвалидов с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

Тема: «Разработка моделей реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях».

Работа не выполнена.

На основании принятого решения, в соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурс признан несостоявшимся конкурсной комиссией Минобрнауки России (Протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 28.10.2011 г. № 2/ДС-3).

Тема: «Разработка методических рекомендаций о механизме обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

По итогам работы проведён комплексный анализ:

развития и внедрения технических и технологических решений, наличия действующих систем телекоммуникаций и образцов оборудования, обеспечивающих доступ инвалидов к информации и использованию электронных и информационно-коммуникационных технологий (в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций);

системы мер государственной поддержки, направленных на обеспечение права инвалидов на доступ к информации, передаваемой посредством телерадиовещания, и к использованию электронных и информационно-коммуникационных технологий;

действующей нормативно-правовой базы Российской Федерации в части наличия в ней норм и положений, обеспечивающих права инвалидов на доступ к информации, передаваемой посредством телерадиовещания, и к использованию электронных и информационно-коммуникационных технологий.

По итогам проведенных исследований сформулированы предложения, направленные на обеспечение прав инвалидов на доступ к информации и к использованию электронных и информационно-коммуникационных технологий:

по разработке и внедрению технических средств и систем, обеспечивающих права людей с ограниченными возможностями в указанной сфере;

по совершенствованию системы мер государственной поддержки средств массовой информации и массовых коммуникаций;

по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий.

Тема: «Разработка проектных решений по переоборудованию объектов жилого фонда для проживания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

В результате реализации мероприятия разработан проект Альбома типовых проектных решений по переоборудованию объектов жилого фонда для проживания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Разработанные проектные решения предназначены для применения проектными организациями и контролирующими органами при реконструкции существующего жилого фонда и проектирования новых жилых многоквартирных домов, доступных и удобных для проживания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, что повысит эффективность расходов на приспособление и обеспечение доступности жилой среды, учитываемые уже на стадии проектирования и в строительной индустрии.

Тема: «Актуализация положений действующих технических регламентов, национальных стандартов Российской Федерации, сводов правил, строительных норм и правил Российской Федерации, инструкций и рекомендаций, иных нормативных документов, устанавливающих требования по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

В результате реализации мероприятия будут обновлены нормы обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных групп населения при проектировании и строительстве на основе следующих нормативных документов: строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001); ведомственных строительных норм «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения»

(ВСН 62-91*); сводов правил: «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»(СП 35-101-2001); «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам» (СП 35-102-2001); «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» (СП 35-103-2001); «Здания и помещения с местами труда для инвалидов» (СП 35-104-2001); «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» (СП 35-105-2002); «Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей» (СП 35-106-2003); «Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства» (СП 35-107-2003); «Помещения для досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности пожилых людей» (СП 35-109-2005); «Дома-интернаты» (СП 35-112-2005); «Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей» (СП 35-114-2003); «Обустройство помещений в учреждениях социального и медицинского обслуживания пожилых людей» (СП 35-115-2004); «Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями» (СП 35-116-2006); «Дома-интернаты для детей-инвалидов» (СП 35-117-2006).

Тема: «Разработка стратегии универсального дизайна».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

Подготовлен научно-технический отчет, содержащий:

результаты анализа международного опыта реализации принципов универсального дизайна и действующих международных документов в области стандартизации, реализующих принципы универсального дизайна с учетом особых потребностей инвалидов, а также действующего законодательства Российской Федерации и нормативной правовой базы в указанной сфере;

результаты анализа решений Комиссии Таможенного союза в области технического регулирования, законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, устанавливающих обязательные требования к продукции, в том числе в части нормирования требований с учетом особых потребностей инвалидов;

перечень технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил, требующих разработки (доработки) в целях реализации принципов универсального дизайна с учетом особых потребностей инвалидов;

предложения по мерам нормативно-правового регулирования в области универсального дизайна с учетом особых потребностей инвалидов.

Тема: «Разработка новых классификаций и критериев по определению инвалидности при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

В результате работы проанализирован международной опыт применения МКФ в целях определения нарушений функций организма, ограничения активности и участия индивида при вовлечении в жизненные ситуации, влияние факторов окружающей среды. Сделаны выводы о возможности применения части положений МКФ для целей медико-социальной экспертизы.

Научно-обоснованны и разработаны предложения по:

проекту новых классификаций и критериев используемых при установлении инвалидности, в которых нашли отражения положения МКФ;

проекту методических рекомендации по применению новых классификаций и критериев, содержащие данные, позволяющие объективизировать критерии;

проектам новых форм документов, используемых при освидетельствовании граждан в учреждении медико-социальной экспертизы (акта освидетельствования гражданина во МСЭ, протокола заседаний, формы справки и выписки из акта освидетельствования гражданина об установлении инвалидности).

Предполагается отработать вышеуказанные проекты в пилотных субъектах в 2012 году (Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Тюменская область).

В 2012-2013 г.г. с учетом выявленных рисков планируется доработать проекты и подготовить на их основе нормативные правовые акты (классификации и критерии установления инвалидности, формы документов, используемых при освидетельствовании, формы статистического учета и отчетности) в целях совершенствования нормативно-правового регулирования медико-социальной экспертизы.

Тема: «Разработка системы комплектования кадрами сети учреждений медико-социальной экспертизы».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

В работе проанализирован отечественный опыт комплектования кадрами учреждений медико-социальной экспертизы, современное состояние кадрового состава учреждений. Проведен анализ качественных и количественных показателей деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

По результатам работы разработаны предложения по организационным и методическим основам системы комплектования кадрами учреждений МСЭ.

Подготовлены научно-обоснованные предложения по нормативам комплектования кадрами учреждений медико-социальной экспертизы различного уровня и профиля в современных условиях.

По результатам работы планируется сформировать систему укомплектования кадрами в условиях проводимой реформы медико-социальной экспертизы.

Тема: «Разработка моделей внутри- и межведомственного взаимодействия при осуществлении медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации инвалидов в целях сокращения реабилитационного «маршрута движения» инвалида».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

Проведен анализ процессов информационного взаимодействия как внутри сети учреждений медико-социальной экспертизы (внутриведомственное взаимодействие), так и между учреждениями МСЭ и организациями, участвующими в предоставлении реабилитационных услуг (межведомственное взаимодействие).

Даны предложения по созданию условий для упрощения и ускорения процессов осуществления медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации инвалидов за счет своевременного и адресного получения ответственными организациями и учреждениями достоверной и исчерпывающей информации о нуждаемости инвалида (ребенка-инвалида) в мерах социальной поддержки и реабилитационных мероприятиях.

Результаты работы будут использованы для оптимизации маршрута инвалида в рамках работы по переходу на межведомственное электронное взаимодействие, что позволит исключить избыточные процедуры при освидетельствовании инвалида.

Тема: «Разработка нормативов оснащения учреждений главных бюро медико-социальной экспертизы по субъекту Российской Федерации специальным диагностическим оборудованием».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованию государственного контракта.

В результате работы:

проведен анализ оснащения учреждений главных бюро МСЭ субъектов РФ специальным диагностическим оборудованием и обоснованность его применения при проведении МСЭ, даны характеристики основных специальных диагностических аппаратов и приборов с точки зрения необходимости их использования в практике деятельности главных бюро МСЭ субъектов РФ для объективизации показателей здоровья, показателей, связанных со здоровьем, ограничений жизнедеятельности, разработаны классификаторы необходимого специального диагностического оборудования главных бюро МСЭ для оценки функционального состояния с учетом нозологических форм болезней и последствий травм;

даны научно-обоснованные предложения по нормативам оснащения специальным диагностическим оборудованием бюро медико-социальной экспертизы различного уровня и профиля.

Результаты научно-обоснованных предложений будут использованы для подготовки нормативных правовых актов в 2012-2013 году по оснащению главных бюро медико-социальной экспертизы специальным диагностическим оборудованием в целях объективизации результатов освидетельствования граждан для установления группы инвалидности.

Необходимо отметить, что на основе полученных результатов научно-исследовательских работ, выполненных в рамках Программы, всеми соисполнителями Программы (по компетенции) в 2012 году разрабатываются методические рекомендации, позволяющие обеспечить соблюдение требований доступности для инвалидов объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, определенных Программой, а также прорабатываются вопросы о необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты.

Разработанные проекты указанных методических рекомендаций планируется направить на рассмотрение общероссийским общественным организациям инвалидов, доработать с учетом поступивших замечаний и предложений, и в дальнейшем направить субъектам Российской Федерации.

По направлению «прочие нужды»:

Тема: «Реализация мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, разработанных с учетом технического задания пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации».

В целях обобщения опыта субъектов Российской Федерации и отработки механизмов обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения в 2011 - 2012 годах реализуется пилотный проект с участием 3 субъектов Российской Федерации (Республики Татарстан, Тверской и Саратовской областей) по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации (далее соответственно – участники пилотного проекта, пилотный проект).

Согласно целям и задачам пилотного проекта, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года №175 и приказом Минздравсоцразвития России от 12 июля 2011 года № 712н «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» в части реализации в 2011 - 2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации» утверждено техническое задание пилотного проекта (далее соответственно – Постановление, Приказ).

В 2011 году участниками пилотного проекта с учетом указанного технического задания были разработаны региональные программы, которые в соответствии с положениями Постановления были рассмотрены и прошли экспертизу на заседании Координационного совета по контролю за реализацией Программы, регламент и состав работы которого утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2011 года № 451 «О реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы».

Необходимо отметить, что в состав указанного Координационного совета, в том числе, включены представители общественных организаций инвалидов.

Участниками пилотного проекта в соответствии с требованиями Постановления и Приказа при его реализации обеспечивался комплексный подход при формировании доступной среды для инвалидов (слепых и слабовидящих; глухих и слабослышащих; с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, передвигающихся на кресло-колясках) во всех приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

В ходе реализации пилотного проекта участниками пилотного проекта совместно с представителями региональных общественных организаций инвалидов были выявлены наиболее значимые для инвалидов объекты и услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

В 2011 году осуществлялась (в 2012 году продолжается) реализация необходимого комплекса мероприятий по дооборудованию и адаптации указанных объектов, с целью обеспечения их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

При реализации пилотного проекта обеспечивается доступность не только объектов, но и услуг (предоставление услуг в электронном виде, адаптация сайтов, предоставление услуг сурдопереводчиков, обеспечение вспомогательными устройствами, обучение специалистов базовым знаниям русского жестового языка, изменение режима работы учреждения).

Минздравсоцразвития России 30 июня 2011 года утвержден приказ № 648н «Об утверждении распределения в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, разработанные с учетом технического задания пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации».

Расходы федерального бюджета на реализацию пилотного проекта в 2011 году в соответствии с приложением № 1 к Программе составили 830 890,00 тыс. руб.

В соответствии с приложением № 5 к Программе и приказом Минздравсоцразвития России от 30 июня 2011 года № 648н субсидии из федерального бюджета были распределены следующим образом:

Республике Татарстан – 347 863,92 тыс. руб.;

Саратовской области – 274 031,56 тыс. руб.;

Тверской области – 208 994,52 тыс. руб.

Согласно условиям соглашений заключенных Минздравсоцразвития России с участниками пилотного проекта о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в программу субъекта Российской Федерации, разработанную с учетом технического задания пилотного проекта в бюджете субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Саратовская и Тверская области) на 2011 год были предусмотрены объемы финансирования в объеме равном средствам федерального бюджета на указанные цели.

Таким образом, предусмотренный общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию пилотного проекта составил 1 661 780 тыс.руб.

До принятия постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» отсутствовали правовые основания для разработки проектов нормативных правовых актов необходимых для реализации пилотного проекта, а именно:

предъявляющих требования к программам субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, а также утверждающих формы отчетов и соглашений;

утверждающих распределение в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в программы субъектов российской федерации, разработанные с учетом технического задания пилотного проекта;

предусматривающих средства бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий программ субъектов Российской Федерации, разработанных с учетом технического задания пилотного проекта.

Указанная субсидия была перечислена субъектам Российской Федерации в 3 квартале 2011 года.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что реализация мероприятий программ субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта осуществлялась путем проведения конкурсных процедур в порядке установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также в установленные законом сроки проведения конкурсных процедур и заключения государственных контрактов, участниками пилотного проекта в 2011 году средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации были освоены не в полном объеме.

По итогам 2011 года кассовые расходы субъектов Российской Федерации составили 825 352,07 тыс. руб., что составляет 49,67 % от общего объема финансирования, в том числе 557 333,14 тыс. руб. - средства федерального бюджета, 268 018,93 тыс.руб. - средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем субъектами Российской Федерации (в дополнение к указанным кассовым расходам) заключены, но не оплачены государственные контракты на сумму 378 738,48 тыс.руб., в том числе 30 874,56 тыс.руб. средства федерального бюджета, 347 863,92 тыс.руб. - средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, сумма всех заключенных субъектами Российской Федерации государственных контрактов на реализацию пилотного проекта в 2011 году составила 1 204 090,6 тыс.руб., что составило 72,46 % от объема финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренного приложением №1 к Программе.

В соответствии с абзацем 2 пункта 14 приложения № 5 к Программе Минздравсоцразвития России принято решение о том, что неиспользованные средства федерального бюджета могут использоваться в 2012 году для финансового обеспечения расходов бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующих целям предоставления субсидии.

Участниками пилотного проекта потребность в неиспользованном на 1 января 2012 года остатке указанной субсидии подтверждена.

С учетом изложенного, средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренные приложением № 1 к Программе на реализацию пилотного проекта в 2011 году будут использованы в полном объеме.

В 2012 году реализация пилотного проекта продолжается.

В результате реализации пилотного проекта в 2011-2012 годах:

будут определены методы и способы межведомственного взаимодействия (на муниципальном и региональном уровнях);

выявлены и оценены потребности в устранении существующих ограничений и барьеров для приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

выявлены проблемы, негативно влияющие на реализацию пилотного проекта, в том числе анализ факторов, влияющих на возникновение барьеров при обеспечении доступности приоритетных сфер жизнедеятельности, и разработка мер по их поэтапному устранению с учетом специфики субъекта Российской Федерации:

представлены предложения с указанием возможных рисков и путей их устранения, а в случае невозможности полного устранения рисков предложения по минимизации негативных последствий таких рисков.

Кроме того, результаты реализации пилотного проекта будут учтены Минздравсоцразвития России при разработке в 2012 году примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Организация и проведение общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, подготовка и публикация учебных, информационных, справочных, методических пособий и руководств по формированию доступной среды.

Тема: «Выполнение работ по разработке креативной концепции и рекламно-информационных материалов для общественно-просветительской кампании по распространению идей, принципов и средств формирования толерантного отношения к инвалидам в образовательных учреждениях и при решении вопросов занятости на 2011-2012 годы в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».

Мероприятие реализовано в полной мере, согласно заключенному государственному контракту.

В результате проведенной работы разработана креативная концепция, разработаны и выполнены теле -, аудиролики по теме толерантного отношения к инвалидам при решении вопросов занятости и в образовательных учреждениях, в том числе и их социальные версии. Разработаны макеты баннеров разного формата.

Тема: «Оказание услуг по размещению рекламно-информационных материалов с целью формирования толерантного отношения к инвалидам при решении вопросов занятости».

Мероприятие реализовано в полной мере, согласно заключенному государственному контракту.

В результате проведенной работы размещены рекламно-информационные материалы на ведущих телеканалах каналах (ОРТ, РТР, НТВ, ТНТ, Рен-ТВ, СТС и др.) телевизионные ролики, в том числе и их социальные версии (телевизионные ролики с общей концепцией и ролики по теме толерантного отношения к инвалидам при решении вопросов занятости). Выполнено размещение аудироликов в эфире ведущих радиостанций (Серебряный дождь, радио Шансон, Авторадио и пр.). Проведено размещение баннеров в сети Интернет на порталах: www.mail.ru, www.rambler.ru.

Тема: «Выполнение работ по созданию и сопровождению Интернет-портала в рамках общественно-просветительской кампании по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Мероприятие реализовано в полной мере, согласно заключенному государственному контракту.

Создан Интернет-портал по адресу: zhit-vmeste.ru на котором размещаются нормативные правовые акты: в сфере социальной защиты инвалидов; связанные с реализацией Программы; по соблюдению прав инвалидов; связанные с подготовкой к ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» и др.

Также на Интернет-портале размещаются новости, освещается ход реализации Программы, указаны адреса организаций и учреждений, которые осуществляют взаимодействие с инвалидами, размещены рекламно-информационные материалы, представлена возможность межличностного общения всем посетителям портала.

Кроме того, в разделе «Работа» содержатся ссылки на сайты: http://www.trudvsem.ru; http://www.Rabota.ru; http://www.Zarplata.ru, на которых возможен поиск вакансий и размещение резюме для инвалидов. С 2012 года в указанном разделе планируется размещение вакансий и резюме для инвалидов с возможностью поиска по ограничению жизнедеятельности, сфере деятельности, требованию к образованию, режиму работы, уровню заработной платы.

Тема: «Оказание услуг по подготовке и проведению репрезентативных социологических исследований: об оценке инвалидами отношения граждан Российской Федерации к проблемам инвалидов и об оценке инвалидами состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах деятельности».

Работа выполнена. Представленные отчетные материалы соответствуют требованиям государственного контракта.

Проведено репрезентативное социологическое исследование на тему оценки инвалидами отношения граждан Российской Федерации к проблемам инвалидов, а также об оценке инвалидами состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности. Исследование проходило в четырех субъектах Российской Федерации: в Республике Татарстан, Саратовской, Тверской и Самарской областях.

Результаты данного исследования позволили определить, как инвалиды оценивают отношение к ним граждан Российской Федерации, оценивают социальную политику, проводимую государством, что знают о государственной программе Российской Федерации «Доступная среда».

Тема: «Оказание услуг по проведению обучения специалистов учреждений медико-социальной экспертизы работе с кодификатором категорий инвалидности с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, дифференцированного по преимущественному виду помощи, в которой нуждается инвалид».

Мероприятие реализовано в полной мере, согласно заключенному государственному контракту.

Проведено обучение 312 специалистов в трех субъектах Российской Федерации: Республике Хакасии, Удмуртской Республике и Тюменской области согласно плану реализации Программы.

Обучение направлено на формирование у слушателей практических навыков работы с кодификатором категорий инвалидности, необходимых для проведения пилотного проекта по отработке новых подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы, запланировано в вышеуказанных субъектах в 2012 году.

Тема: «Оказание услуг по проведению обучения на базовом уровне специалистов, оказывающих государственные услуги населению, русскому жестовому языку».

Мероприятие реализовано в полной мере, согласно заключенному государственному контракту.

Первый 500-часовой этап обучения в рамках реализации мероприятия завершен.

153 специалиста органов социальной защиты и образования из Самарской, Калининградской, Кировской, Тюменской, Нижегородской, Сахалинской, Амурской областей, республик Коми, Ингушетия, Дагестан, Краснодарского Края, республики Чувашии, Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, и города Москвы успешно прошли первый этап обучения, сдали первую сессию.

На 2012 год Минздравсоцразвития России запланировано проведение второго 1000 - часового этапа обучения указанных специалистов, а также дополнительное проведение краткосрочных (не более 144 часов) и среднесрочных (не более 500 часов) курсов обучения.

Тема: «Поддержка программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест».

Мероприятие реализовано в полной мере.

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 941 «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» и приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2011 года № 1425н «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 941 «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» Минздравсоцразвития России в 2011 году был объявлен конкурсный отбор по рассмотрению программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест.

Конкурсной комиссией, регламент работы и состав которой утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2011 года № 1426 «О конкурсной комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по рассмотрению программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» было принято решение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на поддержку указанных программ 2 общественным организациям инвалидов (Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых» и региональной общественной организации «Перспектива»).

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 19 декабря 2011 года № 1573 «О распределении в 2011 году субсидий из федерального бюджета на поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» субсидии из федерального бюджета были перечислены указанным организациям в объеме 60 689 тыс.руб., что составило 89,47 % от объема предусмотренного Программой.

Необходимо отметить, что объем привлеченных средств общественными организациями инвалидов для реализации указанного мероприятия составил 46 668,33 тыс. руб., что составляет на 60,5% больше объема, предусмотренного Программой (29 070,00 тыс. руб.).

Тема: «Поддержка учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации».

В 2011 году Минспорттуризмом России предоставлялись субсидии из федерального бюджета 15 бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в соответствии с приказом Минспорттуризма России от 24 октября 2011 года № 1244 «Об утверждении распределения в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации».

По результатам реализации мероприятия субъектами Российской Федерации учреждения спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту для занятия инвалидами физической культурой и спортом оснащены автотранспортом, инвентарем и спецоборудованием.

В соответствии с приложением № 1 к Программе объем средств федерального бюджета на реализацию мероприятия в 2011 году предусмотрен в размере 19 000,0 тыс.руб.

Согласно приложению № 7 к Программе объем софинансирования указанного мероприятия за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 году был запланирован равным объему финансирования за счет средств федерального бюджета.

В то же время, согласно условиям соглашений заключенных Минспорттуризмом России с субъектами Российской Федерации о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходов по поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту объем финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 год был предусмотрен в размере 67 064,20 тыс.руб., что на 253% больше от запланированного.

Таким образом, предусмотренный общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию указанного мероприятия в 2011 году составил 86 064,20 тыс.руб.

При этом за 2011 год:

кассовые расходы средств федерального бюджета составили 19 000 тыс.руб., что составляет 100% от объема предусмотренного приложением № 1 к Программе;

фактически привлечено софинансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 3 172,9 тыс.руб., что составляет 4,73 % от объема финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 год, предусмотренного указанными соглашениями и 16,7% от объема финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 год, предусмотренного приложением № 1 к Программе.

В повестку очередного заседания Координационного совета по контролю за ходом реализации Программы включен вопрос о необходимости обеспечения контроля Минспортуризмом России при реализации мероприятий Программы субъектами Российской Федерации, в том числе в части соблюдения субъектами Российской Федерации требований по уровню софинансирования.

Тема: «Обучение специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения».

Мероприятие реализовано в полной мере, согласно заключенному государственному контракту.

Обучено 387 специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения по программам дополнительного профессионального образования для увеличения доступности услуг в сфере физической культуры и спорта среди инвалидов и других маломобильных групп населения.

Курсы обучения прошли в трех городах по следующему графику:

  • С 24.10.2011 по 02.11.2011 в г. Санкт-Петербург, Институт АФК, Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • С 26.10.2011 по 04.11.2011 в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, г.Ханты-Мансийск.
  • С 14.11.2011 по 23.11.2011 в г. Владивосток.
  • С 16.11.2011 по 25.11.2011 в г. Санкт-Петербург.
  • С 23.11.2011 по 02.12.2011 в г. Санкт-Петербург.

Тема: «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях».

Мероприятие реализовано в полной мере, согласно заключенному государственному контракту.

В 2011 году прошли обучение по программе «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» 953 человека из 35 субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Белгородская область, Вологодская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Кемеровская область, Костромская область, Курганская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Псковская область, Ростовская область, Самарская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тюменская область, Ульяновская область, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Темы: «Создание в обычных образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов с обществом» и «Оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности образовательных учреждений), для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

В 2011 году с целью реализации указанного мероприятия Минобрнауки России предоставлялись субсидии из федерального бюджета 35 бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с приказом Минобрнауки России от 14 июля 2011 года № 2133 «Об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, между бюджетами субъектов Российской Федерации на 2011 год».

В большинстве субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации государственной программы в 2011 году, за счет средств федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях, включающие в себя приспособление зданий, а именно:

  • устройство пандусов;
  • расширение дверных проемов;
  • замена напольных покрытий;
  • демонтаж дверных порогов;
  • установка перил вдоль стен внутри здания;
  • устройство разметки;
  • оборудование санитарно-гигиенических помещений;
  • переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов;
  • создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов;
  • установка подъёмных устройств и др..

Для реализации мероприятия по оснащению образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата субъектами Российской Федерации приобреталось специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование и автотранспорт:

  • специальная мебель, в том числе столы с регулируемой высотой, наклоном столешницы, стулья, регулируемые по высоте;
  • специализированные аппаратно-программные комплексы для детей-инвалидов;
  • компьютерные логопедические, психологические программы для работы с детьми-инвалидами;
  • учебные пособия для работы педагога-психолога, учителя-логопеда для работы с детьми с нарушениями речи, нарушениями познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы;
  • наборы диагностических методик для определения уровня речевого и моторного развития;
  • оборудование для сенсорных комнат психо-эмоциональной коррекции;
  • мобильные комплексы мультисенсорного и ультрафиолетового оборудования для сенсомоторной реабилитации и коррекции;
  • интерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами;
  • комплекты компьютерного, телекоммуникационного, специализированного оборудования и программного обеспечения;

реабилитационное оборудование:

  • кислородные концентраторы и коктейлеры;
  • реабилитационные тренажеры (эллиптические эргометры, велоэргометры, виброплатформы, беговые и массажные дорожки);
  • специализированные реабилитационные многофункциональные оздоровительные комплексы;
  • кабинеты логотерапевтический коррекции и коррекции психоэмоционального состояния;
  • универсальные цифровые устройства для чтения;
  • цифровые «говорящие» книги на флеш-картах SD;
  • документ-камеры с компьютерами для зрительного увеличения мелких предметов и текста;
  • портативные устройства для чтения плоскопечатных текстов;
  • настольные электронные увеличительные устройства;
  • цифровые модульные системы для работы с текстом и управления различными компонентами информационного пространства;
  • слуховые тренажеры «Соло-01В» (М);
  • аудиоклассы АК-3(М) «Сонет-01-1»;
  • лингводидактические комплексы;
  • автобусы ПАЗ и ГАЗЕЛЬ и др.

На реализацию указанных мероприятий в 2011 году в соответствии с приложением № 1 к Программе за счет средств федерального бюджета предусмотрено 330 000 тыс.руб.

Согласно условиям соглашений заключенных Минобрнауки России с субъектами Российской Федерации о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходов на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития на 2011 год был предусмотрен объем финансирования в объеме не менее средств федерального бюджета на указанные цели и составил 330 386,33 тыс.руб.

Таким образом, предусмотренный общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию указанного мероприятия в 2011 году составил 660 386,33 тыс.руб.

Необходимо отметить, что субъектам Российской Федерации перечислены субсидии из федерального бюджета на сумму 327 250,2 тыс. руб. из запланированных 330 000,0 тыс. руб., что составляет 99,17% от запланированного.

Неизрасходованный остаток средств федерального бюджета в размере 2 749,8 тыс. руб. образовался в связи с отказом Правительства г. Москвы от получения субсидии из федерального бюджета в 2011 году.

Также, в связи с изложенным, бюджетные средства г.Москвы в размере 19 250,20 не были привлечены в 2011 году. Запланированные в рамках Программы мероприятия реализованы Правительством г. Москвы за счет собственных средств.

При этом за 2011 год:

средства федерального бюджета израсходованы в размере 223 627,71 тыс. руб., что составляет 68,33% от объема предоставленных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (без учета г.Москвы);

фактически привлечено софинансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 247 925,37 тыс.руб., что составляет 79,68 % от предусмотренного объема финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 14 приложения № 8 к Программе Минобрнауки России принято решение о том, что неиспользованные средства федерального бюджета могут использоваться в 2012 году для финансового обеспечения расходов бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующих целям предоставления субсидии.

Субъектами Российской Федерации потребность в не использованном на 1 января 2012 года остатке указанной субсидии подтверждена.

Тема: «Разработка аппаратно-программного комплекса автоматической подготовки скрытых субтитров в реальном масштабе времени для внедрения на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств».

Мероприятие реализовано в полной мере, согласно заключенному государственному контракту.

В результате выполнения работы:

разработаны техническое предложение, эскизное проектирование и создана первая очередь программного комплекса (программного обеспечения) автоматической подготовки скрытых субтитров в реальном масштабе времени, обеспечивающего повышение оперативности и качества создания текстовых расшифровок, новостных и спортивных репортажей, телепередач в реальном масштабе времени;

разработаны требования к сопряжению оборудования и программного обеспечения телестудий и программного комплекса;

разработаны требования к звуковым и текстовым базам данных для обучения и тестирования алгоритмов распознавания речи;

проведен анализ современных методов распознавания слитной речи с большим словарем, методов классификации, методов ускорения алгоритмов распознавания;

разработаны архитектуры программного обеспечения системы распознавания и классификации;

созданы модели алгоритмов программного обеспечения;

разработано программное обеспечение для обучения акустических и лингвистических моделей, обучения классификатора;

созданы алгоритмы программного обеспечения распознавания речи и тематической классификации, работающие с непрерывным потоком речи.

Тема: «Организация скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов».

Мероприятие реализовано в полной мере, согласно заключенным государственным контрактам.

Целью данного мероприятия является увеличение количества скрытых субтитров на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах.

В целях реализации данного мероприятия программы Правительством Российской Федерации 20 июля 2011 года утверждено распоряжение № 1265-р «Об определении единственных исполнителей мероприятия «Организация скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов».

Согласно указанному распоряжению единственными исполнителями определены:

открытое акционерное общество "Первый канал" - в части организации скрытого субтитрирования телевизионных программ телеканала "Первый канал";

федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" - в части организации скрытого субтитрирования телевизионных программ телеканалов "Телеканал "Россия" (Россия-1), "Телеканал "Россия - Культура" (Россия-К);

открытое акционерное общество "Телекомпания НТВ" - в части организации скрытого субтитрирования телевизионных программ телеканала "Телекомпания НТВ";

закрытое акционерное общество "Карусель" - в части организации скрытого субтитрирования телевизионных программ детско-юношеского телеканала "Карусель".

Сведения о достижении целевого показателя «Количество произведенных и

транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов» приведены в приложении к Отчету (таблица 15).

Необходимо отметить, что по итогам 2011 года в рамках государственной программы произведено и транслировано 1000 часов скрытых субтитров на указанных телеканалах.

В то же время, указанная работа проводилась соответствующими телерадиокомпаниями в рамках выделенных Роспечатью субсидий и за свой счет.

Таким образом, по мнению Минкомсвязи России, общий целевой показатель произведенных и транслированных скрытых субтитров составил 3000 часов.

Тема: «Предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета вещательным организациям на возмещение затрат на приобретение производственно-технологического оборудования, необходимого для организации скрытого субтитрирования на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах».

Мероприятие реализовано в полной мере, согласно заключенным государственным контрактам.

На основании постановления Правительства Российской Федерации
от 5 декабря 2011 г. № 1002 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» заключено 4 государственных контракта о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета указанным вещательным организациям на возмещение затрат на приобретение производственно-технологического оборудования, необходимого для организации скрытого субтитрирования.

«Обучение (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, проведение конференций по проблемам медико-социальной экспертизы»

Тема: «Организация и проведение научно-практической конференции «Современные подходы к медико-социальной экспертизе в Российской Федерации с учетом МКФ и Конвенции ООН о правах инвалидов».

Мероприятие реализовано в полной мере, согласно заключенному государственному контракту.

Повышена квалификация 1831 специалиста учреждений медико-социальной экспертизы от 1620 специалистов согласно плану реализации Программы.

Обучение проводилось как на выездных циклах, так и на базе ведущих учреждений науки, специализирующихся в области медико-социальной экспертизы, в следующих регионах:

на выездных циклах:

  • Южный федеральный округ (Краснодарский край – 60 слушателей, Воронежская область 179 слушателей; Ростовская область 250 слушателей);
  • Приволжский федеральный округ (Республика Татарстан – 370 слушателей, Удмуртская Республика - 47 слушателей);
  • Центральный федеральный округ (Липецкая область – 28 слушателей);
  • Сибирский федеральный округ (Омская область – 40 слушателей, Республика Хакасия- 45 слушателей);
  • Уральский федеральный округ (Тюменская область- 55 слушателей);
  • Северо-Западный федеральный округ (Ленинградская область 103 слушателя; г.Санкт-Петербург - 280 слушателей);
  • на базе института ФГУ «СПбИУВЭК ФМБА России» в 2011 году обучено 186 специалистов учреждений медико-социальной экспертизы.

Обучение было направлено на формирование у слушателей знаний, необходимых для принятия и практического осуществления результативных решений основанных на положениях МКФ в медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов (внедрение новых услуг, новых эффективных реабилитационно-экспертных методик, технологий и аппаратно-программных средств), а также практических навыков, направленных на внедрение положений МКФ при проведении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Проведены научно-практические конференции по обмену передовым опытом работы учреждений медико-социальной экспертизы:

«Актуальные аспекты внедрения инновационных технологий в практику осуществления медико-социальной экспертизы с использованием положений МКФ» (5-7 октября 2011 г., г. Ростов-на-Дону), приняло участие 100 специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждений, учреждений здравоохранения;

«Пути модернизации медико-социальной экспертизы в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (7-9 декабря 2011 г., г. Москва), приняло участие 100 специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждений, учреждений здравоохранения;

на базе ФГБУ ФБ МСЭ был проведен семинар «Возможности применения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (взрослых и детей) в практике медико-социальной экспертизы».

для более эффективной организации работы по переходу на межведомственное электронное взаимодействие, и использованию возможностей информационных технологий для оптимизации маршрута инвалида проведена научно-практическая конференция по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы: цели, задачи, перспективы».

Тема: «Разработка программного обеспечения, позволяющего интегрировать данные различных ведомственных структур, участвующих в реабилитации инвалидов, на основе моделей внутри- и межведомственного взаимодействия и его внедрение»:

Мероприятие реализовано в полной мере, согласно заключенному государственному контракту.

На федеральном уровне создана и интегрирована с автоматизированной информационной системой «Портал МСЭ» подсистема межведомственного взаимодействия в электронном виде по получению документов (сведений), необходимых федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы при проведении освидетельствования граждан. Указанная подсистема реализована в соответствии с Технологической картой межведомственного взаимодействия (ТКМВ) при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, одобренной протоколом от 2 сентября 2011 года Правительственной подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.

В настоящее время с данной подсистемой работают все главные бюро МСЭ по субъектам Российской Федерации. Подсистема позволяет получать данные от следующих ведомственных структур:

исполнительные органы Фонда социально страхования Российской Федерации;

территориальные органы Роспотребнадзора;

органы Федеральной миграционной службы Российской Федерации;

межведомственные экспертные советы.

Также на федеральном уровне развернуты электронные сервисы по предоставлению документов, выдаваемых учреждениями медико-социальной экспертизы и необходимых при оказании государственных (муниципальных) услуг другими органами (организациями). Доступ к указанным сервисам предоставлен органам Пенсионного фонда Российской Федерации. В настоящее время проходит согласование с Минкомсвязью России по порядку предоставления доступа к указанным сервисам органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в рамках указанных работ осуществлена поставка во все главные бюро МСЭ по субъектам Российской Федерации программного обеспечения, предназначенного для разворачивания защищенной сети передачи данных, как внутри структурных подразделений ГБ МСЭ, так и для налаживания межведомственного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Комплектность выполненной поставки средств защиты информации:

1. Главный центр обработки данных (федеральный уровень):

1.1. Программное обеспечение, реализующее функции управления защищенной сетью – 1 шт.

1.2. Программный комплекс, предназначенный для централизованного мониторинга состояния узлов защищенной сети – 1 шт.

1.3. Единый программно-аппаратный комплекс, реализующий функции криптографического шлюза с возможностью построения защищенной виртуальной частной сети (VPN) и межсетевого экранирования, функционирующий в режиме «горячего резервирования» - 1 шт.

1.4. Программное обеспечение, реализующее функции криптографического клиента – 10 шт.

2. Региональные центры обработки данных (уровень ГБ МСЭ по субъектам Российской Федерации)

2.1. Программное обеспечение, реализующее функции управления защищенной сетью – 86 шт.

2.2. Программное обеспечение, реализующее функции криптографического шлюза с возможностью построения защищенной виртуальной частной сети (VPN) и межсетевого экранирования – 86 шт.

2.3. Программное обеспечение, реализующее функции криптографического клиента – 2200 шт.

9. По итогам 2011 года из 14 целевых индикаторов и показателей плановые значения достигнуты по 12 позициям.

Наименование выполненных не в полном объеме целевых индикаторов и показателей

План

Факт

Причина невыполнения целевого индикатора

Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов, %

31,9

45,0

Доля субъектов Российской Федерации,

имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации, %

-

Доля доступных для инвалидов и других

маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов, %

14,4

15,8

Доля общеобразовательных учреждений,

в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений, %

4,6

4,6

Доля парка подвижного состава

автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава, %

9,7

7,2

Величина данного показателя имеет предварительную оценку, так как была определена на основе проведенного анализа в ряде субъектов Российской Федерации в рамках осуществления научно-исследовательской работы.

Окончательные данные будут сформированы к 1 мая 2012 г. по формам федерального статистического наблюдения № 1 –ЭТР «Сведения о трамвайном и троллейбусном транспорте» и № 3 – автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта», утвержденных приказом Росстата от 23 сентября 2009 г. № 205 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере транспорта и связи»

Количество произведенных и

транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов, часов в год

3000

3000

Доля лиц с ограниченными возможностями

здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения, %

3

3

Количество рабочих мест для инвалидов,

созданных общественными организациями инвалидов, единиц в год

189

192

Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов,

в общем количестве опрошенных инвалидов, %

32,2

33,0

Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые (дети)) , %

12,5/8

12,1/5,3

Величина показателя за 2011 год рассчитана без применения новой методики, направленной на повышение эффективности реабилитации, планируемой для апробации в рамках проведения в 2012 году пилотного проекта по отработке подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья

Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, %

10

10

Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации,

в общей численности инвалидов, %

93

93

Доля доступных для инвалидов и других

маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов, %

41,7

45,7

Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые (дети)), %

12,5/8

13,4/8,7

10. Принятые меры по ликвидации допущенного за 2011 год отставания в осуществлении работ, связанных с реализацией программы.

Отставания в осуществлении работ, связанных с реализацией программы в 2011 году не выявлено.

11. Замечания и рекомендации по итогам реализации программы за 2011 год.

Принимая во внимание, что основные мероприятия Программы выполнены, значения целевых показателей и индикаторов Программы в целом достигнуты и в соответствии с приложением № 9 к Программе оценка эффективности Программы составляет 94,5 % (прилагается к Отчету), Минздравсоцразвития России считает целесообразным продолжить реализацию Программы.