«Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы в 2013 году»

I. Результаты реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (далее – Программа) за 2013 год

По направлению «капитальные вложения»: Программой в 2013 году не предусмотрены.

Подпрограмма 1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Задача 1. Формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и реализация системных мер, направленных на создание безбарьерной среды.

1.1.1. По направлению «научно - исследовательские и опытно -конструкторские работы»: Задачей 1 в 2013 году не предусмотрены.

1.1.2. По направлению «прочие нужды»:

Тема: «Реализация мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения».

Начиная с 2013 года осуществляется реализация мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

В 2013 году 12 субъектам Российской Федерации (Республике Алтай, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Хабаровскому краю, Астраханской области, Воронежской области, Иркутской области, Омской области Самарской области, Тюменской области, Ульяновской области), разработавшим региональные программы на основе Примерной программы, и прошедшим экспертизу на заседаниях Координационного совета по контролю за реализацией государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (далее – Координационный совет) в соответствии с приказом Минтруда России от 26 декабря 2012 г. № 631н (далее - Приказ) были распределены субсидии из федерального бюджета (далее - Субсидии) в размере 340,16 млн. рублей, что составляет 100% от предусмотренных Программой средств.

Указанные региональные программы предусматривают комплексный подход к решению важнейшей социальной задачи - формированию равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества.

Такие программы включают мероприятия, направленные на определение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура), мероприятия по обустройству и приспособлению указанных объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также информационные и просветительские мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения и пр.

В соответствии с Приказом Субсидии распределены следующим образом:

Астраханской области – 8 196,87 тыс. руб.;

Республике Алтай – 4 605,23 тыс. руб.;

Воронежской области – 30 265,4 тыс. руб.;

Иркутской области - 15 962,3 тыс. руб.;

Карачаево-Черкесской Республике - 14 895,39 тыс. руб.;

Омской области - 49 523,03 тыс. руб.;

Республике Саха (Якутия) - 25 052,46 тыс. руб.;

Самарской области - 33 726,95 тыс. руб.;

Тюменской области - 15 658,05 тыс. руб.;

Удмуртской Республике - 58 876,45 тыс. руб.;

Ульяновской области - 24 331,04 тыс. руб.;

Хабаровскому краю - 59 066,83 тыс. руб.

Работа по заключению соглашений и перечислению Субсидий завершена во 2 квартале 2013 г.

Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в соответствии с заключенными соглашениями, составил 728 358,9 тыс. руб. (107% от предусмотренного Программой).

По итогам 2013 года фактические расходы составили 661 955,47 тыс. руб. - 97,3 % от общего объема финансирования, предусмотренного Программой, в том числе 324 851,39 тыс. руб. - средства федерального бюджета, 337 104,08 тыс. руб. - средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

Сведения о достижении целевого показателя «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов» приведены в приложении к Отчету (таблицы 16, 16а).

Информация о расходах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию указанного мероприятия Программы, приведена в приложении к Отчету (таблица 21).

Тема: «Создание федерального центра информационно-справочной поддержки граждан по вопросам инвалидности, в том числе женщин-инвалидов и девочек-инвалидов».

Работа выполнена. Разработана концепция центра, в соответствии с которой в 2014 году запланировано непосредственное создание федерального центра информационно-справочной поддержки граждан по вопросам инвалидности, в том числе женщин-инвалидов и девочек-инвалидов.

Задача 2. Формирование условий беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сферах образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.

1.2.1. По направлению «научно - исследовательские и опытно -конструкторские работы»:

Тема: «Разработка аппаратно-программного комплекса автоматической подготовки скрытых субтитров в реальном масштабе времени для внедрения на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств».

По итогам 2-го этапа НИОКР по теме: «Разработка аппаратно-программного комплекса автоматической подготовки скрытых субтитров в реальном масштабе времени для внедрения на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств» в рамках выполнения государственного контракта от 7 декабря 2012 г. № 0173100007512000034_144316 выполнен полный комплекс работ, предусмотренных Техническим заданием к указанному государственному контракту, а именно:

1. Разработана техническая документация, предназначенная для изготовления и испытания опытного образца аппаратно-программного комплекса автоматической подготовки скрытых субтитров в реальном масштабе времени (АПК АПС);

2. Реализованы программные компоненты АПК АПС;

3. Изготовлен опытной образец АПК АПС для предварительных и приемочных испытаний.

4. Разработана Программа и методика предварительных испытаний АПК АПС.

5. Проведены тестирование и отладка программных компонент опытного образца АПК АПС.

6. Достигнуты количественные показатели функций программных средств АПК АПС, предусмотренные Техническим заданием к указанному государственному контракту.

7. Введен в опытную эксплуатацию модуль автоматической подготовки скрытых субтитров в период проведения соревнований Кубка мира по биатлону в ноябре-декабре 2013 года.

Кроме того, на заседании Комиссии по приемке работ в декабре 2013 г. были проведены испытания опытного образца АПК АПС на телевизионной трансляции соревнований Кубка мира по биатлону в г. Анси, Франция. Испытания прошли успешно.

Завершение работы планируется в 2014 году.

1.2.2. По направлению «прочие нужды»:

Тема: «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях».

Работа выполнена. Согласно заключенным государственным контрактам:

1. Проведены курсы повышения квалификации 1532 специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и образовательных учреждений из 66 субъектов Российской Федерации по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами инклюзивного образования.

2. В период с 26-28 июня 2013 г. была проведена II Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология».

Целью конференции являлась консолидация усилий науки, практики и общественности в развитии инклюзивного образования, как основы гуманизации российского общества, обсуждение теоретических и методологических основ инклюзивного образования, анализ российского и зарубежного опыта развития инклюзивного процесса в общем, дополнительном и профессиональном образовании.

Участниками конференции стали 626 человек: ученые, научные сотрудники и преподаватели ВУЗов, методисты, руководители образовательных учреждений и педагоги, реализующие инклюзивное образование; студенты, аспиранты и магистранты; родители детей с ограниченными возможностями здоровья; представители общественных организаций, решающие проблемы образования, социокультурной реабилитации и психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей с ОВЗ из 56 регионов Российской Федерации.

В работе конференции принял участие 21 эксперт в области инклюзивного образования из Германии, Великобритании, Испании, Финляндии, США, Латвии, Украины, Беларуси, Киргизии, Казахстана, Узбекистана.

Пленарное заседание Конференции транслировалось в он-лайн режиме на двух сайтах: http://inclusive-edu.ru/video.php и http://www.youtube.com/user/mgppu.

Также были организованы секционные заседания и круглые столы, Российские и зарубежные участники представляли свои научные исследования и практический опыт реализации инклюзивного образования на всех ступенях образования – от дошкольного до высшего. Большое внимание было уделено включению ребенка с ОВЗ в дополнительное образование и подготовке педагогических кадров для инклюзивного образования.

3. Проведены Всероссийский обучающий семинар и курсы повышения квалификации педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования. 26-27 сентября 2013 был проведен Всероссийский семинар для педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации, в работе которого участвовали 15 докладчиков, представителей научной общественности, ведущие аудиологи Российской Федерации; с 23 по 30 сентября 2013 в г. Москве были проведены курсы повышения квалификации педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования. В работе курсов повышения квалификации приняли участие 130 педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации, из 36 регионов Российской Федерации.

Темы: «Создание в обычных образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов» и «Оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности образовательных учреждений) для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 18 марта 2013 г. № 187 с целью реализации данных мероприятий Минобрнауки России заключены соглашения с 69 субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание базовых образовательных учреждений, перечислены субсидии на сумму 491 284,1 тыс. рублей, что составляет 89% от лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных Минобрнауки России на данные цели в 2013 году.

В большинстве субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Программы в 2013 году, за счет средств федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях, включающие в себя приспособление зданий, а именно:

  • устройство пандусов;
  • расширение дверных проемов;
  • замена напольных покрытий;
  • демонтаж дверных порогов;
  • установка перил вдоль стен внутри здания;
  • устройство разметки;
  • оборудование санитарно-гигиенических помещений;
  • переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов;
  • создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов;
  • установка подъёмных устройств и др.

Для реализации мероприятия по оснащению образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата субъектами Российской Федерации приобреталось специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование и автотранспорт:

  • специальная мебель, в том числе столы с регулируемой высотой, наклоном столешницы, стулья, регулируемые по высоте;
  • специализированные аппаратно-программные комплексы для детей-инвалидов;
  • компьютерные логопедические, психологические программы для работы с детьми-инвалидами;
  • учебные пособия для работы педагога-психолога, учителя-логопеда для работы с детьми с нарушениями речи, нарушениями познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы;
  • наборы диагностических методик для определения уровня речевого и моторного развития;
  • оборудование для сенсорных комнат психо-эмоциональной коррекции;
  • мобильные комплексы мультисенсорного и ультрафиолетового оборудования для сенсомоторной реабилитации и коррекции;
  • интерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами;
  • комплекты компьютерного, телекоммуникационного, специализированного оборудования и программного обеспечения;
  • реабилитационное оборудование:
  • кислородные концентраторы и коктейлеры;
  • реабилитационные тренажеры (эллиптические эргометры, велоэргометры, виброплатформы, беговые и массажные дорожки);
  • специализированные реабилитационные многофункциональные оздоровительные комплексы;
  • кабинеты логотерапевтический коррекции и коррекции психоэмоционального состояния;
  • универсальные цифровые устройства для чтения;
  • цифровые «говорящие» книги на флеш-картах SD;
  • документ-камеры с компьютерами для зрительного увеличения мелких предметов и текста;
  • портативные устройства для чтения плоскопечатных текстов;
  • настольные электронные увеличительные устройства;
  • цифровые модульные системы для работы с текстом и управления различными компонентами информационного пространства;
  • слуховые тренажеры «Соло-01В» (М);
  • аудиоклассы АК-3(М) «Сонет-01-1»;
  • лингводидактические комплексы;
  • автобусы ПАЗ и ГАЗЕЛЬ и др.

На реализацию указанных мероприятий в 2013 году Программой предусматривалось финансирование мероприятия в размере 1 100 000 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета в размере равном 550 000,0 тыс. рублей и 550 000,0 тыс. рублей из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

По итогам 2013 года фактические расходы составили 879 209,89 тыс. руб. - 80 % от общего объема финансирования, предусмотренного Программой, в том числе 398 437,47 тыс. руб. - средства федерального бюджета, 480 772,42 тыс. руб. - средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

Сведения о достижении целевого показателя «Доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений» приведены в приложении к Отчету (таблица 16).

Информация о расходах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию указанного мероприятия Программы, приведена в приложении к Отчету (таблица 21).

Тема: «Организация скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов».

Работа выполнена. В целях реализации мероприятия Правительством Российской Федерации 28 декабря 2012 г. утверждено распоряжение № 2602-р «Об определении единственных исполнителей мероприятия «Организация скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов».

Согласно указанному распоряжению единственными исполнителями определены:

открытое акционерное общество «Первый канал» - в части организации скрытого субтитрирования телевизионных программ телеканала «Первый канал»;

федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» - в части организации скрытого субтитрирования телевизионных программ телеканалов «Телеканал «Россия» (Россия-1), «Телеканал «Россия – Культура» (Россия-К); открытое акционерное общество «Телекомпания НТВ» - в части организации скрытого субтитрирования телевизионных программ телеканала «Телекомпания НТВ»; закрытое акционерное общество «Карусель» - в части организации скрытого субтитрирования телевизионных программ детско-юношеского телеканала «Карусель».

По итогам 2013 года произведено и транслировано 13 000 часов скрытых субтитров на указанных телеканалах.

Таким образом, достигнутое значение целевого показателя «Количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов» соответствует запланированному.

Сведения о достижении целевого показателя «Количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов» приведены в приложении к Отчету (таблица 16).

Тема: «Поддержка учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации».

В 2013 году Минспортом России проведен анализ учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту, в результате которого были определены 27 субъектов Российской Федерации, учреждения в которых наиболее соответствуют Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации, утвержденным Программой.

По результатам реализации мероприятия учреждения спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации были оснащены спортивными реабилитационными тренажерами, спортивной экипировкой, автотранспортом, инвентарем и спецоборудованием.

В целях реализации мероприятия в 2013 году Программой предусматривалось финансирование мероприятия в размере 95 700 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета в размере равном 47 850,0 тыс. рублей и 47 850,0 тыс. рублей из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

По итогам 2012 года фактические расходы составили 95 700 тыс. руб. - 100% от общего объема финансирования, предусмотренного Программой, в том числе 45 750,0 тыс. руб. - средства федерального бюджета, 45 750,0 тыс. руб. - средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

Сведения о достижении целевого показателя «Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения» приведены в приложении к Отчету (таблица 16).

Информация о расходах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию указанного мероприятия Программы, приведена в приложении к Отчету (таблица 21).

Тема: «Обучение специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения».

Работа выполнена. В период с 28 мая по 26 сентября 2013 г. по программе профессиональной подготовки и повышения квалификации обучение прошли обучение 287 специалистов. Обучение проводилось в городах Санкт-Петербурге, Саратове и Воронеже.

Тема: «Субсидии издательствам и издающим организациям на реализацию социально значимых проектов, выпуск книг, изданий, в том числе учебников и учебных пособий, для инвалидов по зрению».

Работа выполнена. В 2013 г. заключено 9 договоров с издающими организациями на выпуск 3 067 наименований книжной продукции для инвалидов по зрению. Предоставлены субсидии издательствам и издающим организациям на реализацию социально значимых проектов, выпуск книг, изданий, в том числе учебников и учебных пособий, для инвалидов по зрению в 2013 году. Субсидии в размере 132 830,00 тыс. руб. предоставлены в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными федеральным бюджетом на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ).

Тема: «Субсидии редакциям печатных средств массовой информации и издающим организациям для инвалидов по зрению».

Работа выполнена. Заключено 23 договора с организациями в сфере периодической печати на выпуск 7 периодических изданий для инвалидов по зрению.

Субсидии редакциям печатных средств массовой информации и издающим организациям для инвалидов по зрению в размере 36 076,00 тыс. рублей предоставлены в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными федеральным бюджетом на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ).

Тема: «Субсидии редакциям печатных средств массовой информации и издающим организациям для инвалидов».

Работа выполнена. Заключено 30 договоров с организациями в сфере периодической печати на выпуск 17 периодических изданий для инвалидов. Субсидий редакциям печатных средств массовой информации и издающим организациям для инвалидов в размере 2 100,00 тыс. рублей предоставлены в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными федеральным бюджетом на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ).

Задача 3. Устранение отношенческих барьеров и развитие форм содействия занятости инвалидов.

1.3.1. По направлению «прочие нужды»:

Тема: «Подготовка и проведение репрезентативных социологических исследований оценки инвалидами отношения граждан Российской Федерации к проблемам инвалидов, оценки инвалидами состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности».

Работа выполнена. По итогам выполненных работ - определены степени разобщенности инвалидов и граждан в 8 федеральных округах Российской Федерации, а также произведена оценка инвалидами состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.

Так, показатель Программы «Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов» составил 35,0% при плановом значении 34,7%, а показатель «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов» составил 41,0% при плановом значении 40,8%.

Сведения о достижении целевых показателей «Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов» и «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов» приведены в приложении к Отчету (таблица 16).

Тема: «Организация и проведение общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, подготовка и публикация учебных, информационных, справочных, методических пособий и руководств по формированию доступной среды».

Реализация мероприятия осуществлялась по следующим направлениям:

1) «Разработка креативной концепции и рекламно-информационных материалов по формированию доброжелательного отношения общества к семьям, имеющим в своем составе инвалидов».

Работа завершена. Разработаны видеоролики, аудиоролики, интернет-банеры и наружная реклама, которые планируется использовать в 2014 году для размещения на телевидении и радио, в сети Интернет в целях формирования доброжелательного отношения общества к семьям, имеющим в своем составе инвалидов.

2) «Оказание услуг по актуализации и сбору информации в рамках общественно-просветительской кампании по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Работа завершена. Разработан план-график представления данных, проведения онлайн-конференций и социальных опросов с помощью интернет-технологий

Исследованы российские и международные аналитические продукты, позволяющие осуществлять сбор и аналитическую обработку информационных данных.

3) «Оказание услуг по разработке программы семинара и проведению серии информационно-методических семинаров по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения для специалистов органов управления и учреждений системы социальной защиты населения и иных ведомств, участвующих в формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Работа завершена. Программа семинара разработана, информационно-методические семинары проведены в 8 федеральных округах Российской Федерации.

4) «Оказание услуг по организации серии информационно-методических семинаров по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения для специалистов органов управления и учреждений системы социальной защиты населения и иных ведомств, участвующих в формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы в 2013 году».

Работа завершена. Разработан план-спецификация организации семинаров. Обеспечено проведение семинаров в 8 федеральных округах Российской Федерации.

5) «Оказание услуг по тиражированию и размещению рекламно-информационных материалов (баннеры для наружной рекламы) общественно-просветительской кампании по распространению идей, принципов и средств формирования толерантного отношения к инвалидам».

Работа не выполнена. В соответствии со статьей 715 Гражданского Кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 19.2 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и пунктом 8.2 Контракта 15.11.2013 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (письмо от 18.11.2013 № 13-6/10/2-7029).

На основании пункта 5 статьи 19.2 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу, и Контракт считается расторгнутым с 28.11.2013 г.

6) «Оказание услуг по размещению рекламно-информационных материалов общественно-просветительской кампании «Герои» по теме паралимпийских и сурдлимпийских игр с целью формирования толерантного отношения к инвалидам».

Работа завершена. Разработаны медиастратегия и графики размещения.

Рекламно-информационные материалы (рекламные видеоролики, рекламные аудиоролики и Интернет-баннеры) размещены в соответствии с медиапланами по каждому каналу размещения с целью формирования толерантного отношения к инвалидам.

Видеоролики размещались на телеканалах Россия 1, СТС, Домашний, 5 канал, Дисней, Перец.

Аудиоролики размещались на радиостанциях: Авторадио, Маяк, Наше радио.

Макеты интернет-баннеров размещались в информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайтах: mail.ru, my.mail.ru, rambler.ru, vkontakte.ru, yandex.ru, odnoklassniki.ru, qip.ru.

Тема: «Поддержка программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе по созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест».

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 941, приказа Минтруда России от 01 февраля 2013 г. № 38н был проведен конкурсный отбор по рассмотрению программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест.

Конкурсной комиссией принято решение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на поддержку указанных программ 5 общественным организациям инвалидов (Тамбовской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны", Региональной общественной организации инвалидов "Перспектива", Общественной организации "Тюменская областная организация Всероссийского общества инвалидов", Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых», Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих") (Протокол заседания конкурсной комиссии по рассмотрению программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест в рамках реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы от 25 апреля 2013 г. № 4).

В соответствии с приказом Минтруда России от 23 мая 2013 г. № 213н субсидии из федерального бюджета распределены следующим образом:

Тамбовской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" - 24 954,04 тыс. руб.;

Региональной общественной организации инвалидов "Перспектива" - 3 931,53 тыс. руб.; Общественной организации "Тюменская областная организация Всероссийского общества инвалидов" - 4 786,53 тыс. руб.;

Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых» - 72 760,43 тыс. руб.;

Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" - 17 927,47 тыс. руб.

Работа по заключению соглашений между Минтрудом России и общественными организациями инвалидов и перечислению субсидий завершена во 2 квартале 2013 г.

Объем привлеченных средств общественными организациями инвалидов составил 141 061,00 тыс. рублей, что в 2,6 раза больше объема, предусмотренного Программой (53 300,0 тыс. рублей).

Общественными организациями инвалидов оказано содействие в трудоустройстве и созданию 478 рабочих мест для инвалидов.

Тема: «Предоставление из федерального бюджета субсидий на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1074 субсидии общероссийскими общественными организациями инвалидов предусмотрены на частичное возмещение затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности общероссийских общественных организаций инвалидов, направленной на решение социальных проблем инвалидов, частичное финансовое обеспечение расходов на укрепление материально-технической базы, а также на реализацию мероприятий, проводимых организациями в целях реабилитации и социальной интеграции инвалидов. В 2013 году субсидии из средств федерального бюджета согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2418-р предоставлена крупнейшим общероссийским общественным организациям инвалидов в 2013 году, её размер составил 1 282,5 млн. рублей, в том числе:

Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» – 516,8 млн. рублей;

Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» – 519,4 млн. рублей;

Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» – 135,9 млн. рублей;

Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы – «Инвалиды войны» – 76,95 млн. рублей.

В результате реализации данного мероприятия в 2013 году приняты меры для совершенствования совместной деятельности органов социальной защиты, занятости и общественных организаций инвалидов по реализации целого ряда социально-значимых проектов и программ, направленных на социальную интеграцию и реабилитацию инвалидов.

Всероссийским обществом слепых в целях сохранения количества рабочих мест инвалидов, модернизации рабочих мест инвалидов, а также роста материального благосостояния работающих инвалидов, утверждена Программа развития предприятий Всероссийского общества слепых, на реализацию которой предусмотрено 307,7 млн. рублей. В рамках данной программы на модернизацию материально-технической базы 35 производственных предприятий было направлено 150,7 млн. рублей, которые реализованы на приобретение около 270 единиц основного технологического и вспомогательного оборудования. Благодаря внедрению нового оборудования и технологических процессов удалось улучшить условия труда инвалидов, модернизировать до 150 имеющихся рабочих мест инвалидов.

За счет средств федерального бюджета, а также собственных средств в рамках ежегодно утверждаемой Программы Всероссийского общества слепых «Реабилитация инвалидов по зрению» на федеральном, региональном и местном уровнях с инвалидами по зрению особое внимание было уделено проведению 20 всероссийских и межрегиональных социокультурных мероприятий, в которых приняло участие около 900 человек из 60 региональных организаций ВОС, 59 всероссийских спортивных мероприятий с участием более 3,5 тыс. человек.

В реабилитационных учреждениях Всероссийского общества слепых прошли социальную реабилитацию 349 инвалидов по зрению. В специализированных санаториях Всероссийского общества слепых в 2013 году более 4 тыс. человек из числа инвалидов по зрению, а также сопровождающих инвалидов 1 группы, прошли санаторно-курортное лечение.

Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане – «Инвалиды войны» за счет средств федерального бюджета в 2013 году оснащен медицинским оборудованием Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея и осуществлена в данном учреждении комплексная реабилитация, восстановительное лечение более 5 тыс. человек, из числа инвалидов военной травмы и ветеранов боевых действий. Также в 12 субъектах Российской Федерации проведен социально-патриотический марафон «Сильные духом-2013» с участием инвалидов-колясочников, и ряд многочисленных реабилитационных спортивных, культурных и образовательных мероприятий.

Всероссийским обществом глухих за счет средств федерального бюджета в была проведена работа по направлениям спортивной и социокультурной реабилитации, участие в которых приняли более 6 800 инвалидов по слуху. Всероссийским обществом инвалидов за счет средств федерального бюджета проведено большое количество общероссийских и межрегиональных образовательных, спортивных, информационных, социокультурных мероприятий в целях реабилитации инвалидов.

Более 200,0 млн. рублей из средств федерального бюджета реализовано Всероссийским обществом инвалидов на развитие производства, создание новых и поддержку действующих в 24 региональных организациях и предприятиях рабочих мест для инвалидов.

Тема: «Обучение (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) переводчиков в сфере профессиональной коммуникации неслышащих (переводчик жестового языка), переводчик в сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушениями слуха и зрения (слепоглухих), и специалистов, оказывающих государственные услуги населению, русскому жестовому языку».

Работа выполнена. Разработаны программы обучения на 200 и 500 учебных часов, проведено тестирование слушателей. Обучено 134 специалиста социальной сферы, из них 103 человека по краткосрочной программе обучения (200 часов), и 31 человек по среднесрочной программе обучения (500 часов).

Подпрограмма 2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Задача 1. Разработка и внедрение новых объективных методик государственной системы медико-социальной экспертизы, включая внедрение современных информационных технологий для повышения объективности и оперативности освидетельствования граждан при прохождении медико-социальной экспертизы.

2.1.1. По направлению «прочие нужды»:

Тема: «Обеспечение деятельности подведомственных федеральных учреждений медико-социальной экспертизы».

В рамках работы выполнено следующее:

произведена автоматизация рабочих мест в целях налаживания внутриведомственного и межведомственного электронного взаимодействия в системе медико-социальной экспертизы (в 2013 году в учреждения медико-социальной экспертизы поставлены 5017 шт. моноблоков, 2096 шт. ноутбуков, 2335 шт. многофункциональных устройств; внедрение программных продуктов ЕАВИИАС МСЭ, АИС «Портал МСЭ» Минтруда России);

оплачены услуги по изготовлению и адресной рассылке бланков справки, подтверждающей факт установления инвалидности и бланков справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

предоставлены субсидии федеральным государственным бюджетным учреждениям медико-социальной экспертизы на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ);

проведен капитальный ремонт зданий (помещений) учреждений медико-социально экспертизы на общую сумму 100,0 млн. рублей в 31 субъекте Российской Федерации;

выделено 50,0 млн. рублей для приобретения автомобильной техники 69-ю учреждениями медико-социальной экспертизы;

в федеральную адресную инвестиционную программу в 2013 году были внесены два мероприятия по покупке зданий для размещения Главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации на общую сумму 164,2 млн. рублей (приобретены здания в городах Ставрополь и В.Новгород);

выполнены обязательства по повышению оплаты труда медицинских работников учреждений медико-социально экспертизы в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597;

профинансированы расходы по уплате налога на имущество организаций, земельного налога, прочих сборов и платежей, исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц учреждений медико-социальной экспертизы.

Тема: «Внедрение подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации с учетом результатов пилотного проекта».

Работа выполнена. В рамках реализации мероприятия по внедрению новых подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации с учетом результатов пилотного проекта, проведенного Минтрудом России в 2012 году по отработке подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов с учетом положений МКФ, в 2013 году были выполнены следующие работы:

- разработаны методические рекомендации по назначению специалистами медико-социальной экспертизы технических средств реабилитации инвалидов, растиражированы в количестве 450 комплектов, состоящих их 2-х брошюр, и доставлены во все учреждения медико-социальной экспертизы, а также размещены на официальном сайте Минтруда России;

- разработано методическое пособие на тему: «Этика и деонтология в практической деятельности специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, тактика бесконфликтного поведения», растиражировано в количестве 3500 экземпляров, и доставлено во все учреждения медико-социальной экспертизы, а также размещено на официальном сайте Минтруда России.

- разработан информационно-справочные материалы (буклеты) о деятельности учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, которые размещены на официальном сайте Минтруда России для информирования граждан о предоставлении государственной услуги по медико-социальной экспертизе.

Тема: «Обучение (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, проведение конференций по проблемам медико-социальной экспертизы».

Работа выполнена. С целью подготовки, переподготовки, повышения квалификации в 2013 г. проведено обучение 4200 специалистов учреждений медико-социальной экспертизы.

Также в 2013 году проведены 3 конференции по вопросам совершенствования деятельности учреждений медико-социальной экспертизы. В их работе приняли участие 588 специалистов бюро медико-социальной экспертизы.

Тема: «Укрепление материально-технической базы учреждений главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации».

Работа выполнена. В 2013 году в 83 учреждения медико-социальной экспертизы поставлено 83 шумозащитных кабины и 64 единицы медицинского диагностического оборудования с функциями аудио- и импедансометрии.

Задача 2. Совершенствование системы реабилитации инвалидов и повышение эффективности реабилитационных услуг.

2.2.1. По направлению «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»: Задачей 2 в 2013 году не предусмотрены.

2.2.2. По направлению «прочие нужды»:

Тема: «Организация и проведение конференций для специалистов реабилитационных и лечебно-профилактических учреждений по внедрению кодификатора категорий инвалидности с учетом положений Международной классификации, дифференцированного по преимущественному виду помощи, в которой нуждается инвалид, включая изготовление информационно-справочного материала».

Работа выполнена.

На конференциях затрагивались такие вопросы, как организация ситуационной помощи гражданам с инвалидностью, вопросы доступности учреждений, в т.ч. зрелищных объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В 2013 году проведены семинары по внедрению кодификатора категорий инвалидности с учетом положений МКФ, дифференцированного по преимущественному виду помощи, в которой нуждается инвалид, в каждом федеральном округе по одному семинару.

Тема: «Предоставление из федерального бюджета субсидий стационарам сложного протезирования на оплату дней пребывания инвалидов в стационарах».

В результате выполнения мероприятия была оказана специализированная протезно-ортопедическая помощь более 8,8 тыс. инвалидам.

Тема: «Обеспечение инвалидов транспортными средствами».

В рамках реализации мероприятия осуществляются решения по исполнению судебных дел, касающихся обеспечения инвалидов транспортными средствами, в Минтруд России в течение 2014 года поступило и исполнено 1 решение суда.

Тема: «Выплата компенсации инвалидам страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Работа выполнена. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее – Закон о бюджете) на финансирование выплаты компенсации инвалидам страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств первоначально были предусмотрены средства в размере 121 000,0 тыс. рублей. С учетом изменений, внесенных в Закон о бюджете (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 г. № 348-ФЗ) сумма на реализацию мероприятия составила 60 500,0 тыс. рублей.

В январе-декабре 2013 г. на выплату указанной компенсации направлено 60 500,0 тыс. рублей, что составляет 100 % от общего размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2013 год.

В 2013 г. около 13 000 инвалидам, имеющим транспортные средства на основании медицинских показаний, выплачены компенсации за уплаченные ими премии по обязательному автострахованию.

Тема: «Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий».

В рамках реализации мероприятий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) в 2013 году предпринят ряд мер по совершенствованию правового регулирования, развитию их производства, а также по обеспечению финансирования указанных расходов.

Обеспечение финансирования указанных мероприятий позволило в 2013 году достичь показателя «Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов» на уровне 95%.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» составили - 21,8 млрд. рублей, из них: Фонду социального страхования Российской Федерации – 14,2 млрд. руб., Минтруду России – 7,6 млрд. руб.

Тема: «Субсидии федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям на возмещение убытков, связанных с реализацией протезно-ортопедических изделий и услуг по протезированию по ценам ниже себестоимости».

В результате выполнения мероприятия подведомственные Минтруду России федеральные государственные унитарные протезно-ортопедические предприятия предоставили гражданам около 5,2 тыс. изделий.

II. Результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий в разрезе подпрограмм Программы и результаты реализации мероприятий федеральных целевых программ

Программа не содержит ведомственных и федеральных целевых программ.

Вместе с тем, сведения о выполнении основных мероприятий в разрезе подпрограмм Программы включены в состав Отчета и приведены в приложении (таблица 17).

III. Результаты реализации мер государственного и правового регулирования

В процессе выполнения мероприятий Программы мер налогового таможенного, тарифного, кредитного и иных мер государственного регулирования не предусмотрено.

Основные меры правового регулирования направлены на обеспечение доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Оценка результатов реализации мер правового регулирования приведена в приложении к Отчету (таблица 19).

IV. Результаты использования бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных средств на реализацию мероприятий Программы

Сведения об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных средств на реализацию мероприятий Программы приведены в приложениях к Отчету (таблицы 20,21).

Сведения о выполнении сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг федеральными государственными учреждениями по государственной программе Российской Федерации приведены в приложении к Отчету (таблица 22).

V. Информация о внесенных изменениях в Программу

В 2013 году не осуществлялось внесений изменений в Программу.

VI. Предложения по дальнейшей реализации Программы

Принимая во внимание, что основные мероприятия Программы выполнены, значения целевых показателей и индикаторов Программы в целом достигнуты и в соответствии с Разделом XI «Методика оценки эффективности Программы» Программы оценка эффективности Программы составляет 100 % (прилагается к Отчету) Минтруд России считает целесообразным продолжить реализацию Программы.