«Положение о Департаменте демографической политики и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» (утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 октября 2012 г. № 323)


I. Общие положения

1. Департамент демографической политики и социальной защиты населения (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство) и обеспечивает деятельность Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии и гендерного равенства, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения.

2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а также настоящим Положением.

3. К ведению Департамента относятся вопросы:

  • демографической политики и гендерного равенства;
  • социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, поддержки социально незащищенных групп населения;
  • опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
  • социальной поддержки ветеранов и членов их семей, бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
  • социального обслуживания населения и предоставления социальных услуг, в том числе семьям с детьми, гражданам пожилого возраста и инвалидам.

4. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными структурными подразделениями Министерства и подведомственными ему организациями, Федеральной службой по труду и занятости, находящейся в ведении Министерства (далее - федеральная служба), и ее территориальными органами, государственными внебюджетными фондами, деятельность которых координирует Министерство (далее - государственные внебюджетные фонды), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

II. Задачи Департамента

5. Основными задачами Департамента являются:

5.1. Обеспечение реализации функций Министерства по выработке основных направлений государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

5.2. Обеспечение реализации функций Министерства по самостоятельному осуществлению правового регулирования в сфере социального развития по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

5.3. Обеспечение реализации функций Министерства по координации и контролю деятельности находящихся в его ведении организаций и федеральной службы, координации деятельности государственных внебюджетных фондов в части, касающейся вопросов, отнесенных к компетенции Департамента;

5.4. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

5.5. Обеспечение взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам демографической политики, гендерного равенства, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты ветеранов, семьи, женщин и детей, социального обслуживания населения и предоставления социальных услуг (в сфере ведения Министерства);

5.6. Обеспечение взаимодействия с негосударственными организациями, работающими в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения;

5.7. Обеспечение реализации функций Департамента совместно со структурными подразделениями Министерства, федеральной службой, государственными внебюджетными фондами, федеральными органами исполнительной власти по разработке предложений по основным направлениям и приоритетам государственной политики в области народонаселения, сохранения имеющегося демографического потенциала, улучшения качественных характеристик населения;

5.8. Обеспечение реализации функций Департамента по организации работы при выполнении структурными подразделениями Министерства, федеральной службой, государственными внебюджетными фондами, федеральными органами исполнительной власти концептуальных документов в области демографической политики Российской Федерации и планов мероприятий по их реализации;

5.9. Обеспечение своевременного финансирования за счет средств федерального бюджета выплат отдельных видов государственных пособий семьям, имеющим детей, полномочия по осуществлению которых переданы Российской Федерацией органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

5.10. Обеспечение своевременного направления средств федерального бюджета на финансирование единовременного денежного поощрения родителям (усыновителям), награжденным орденом «Родительская слава»;

5.11. Обеспечение своевременного осуществления ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации;

5.12. Обеспечение своевременного финансирования деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам;

5.13. Обеспечение своевременного направления средств федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации:

на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

на осуществление ежемесячной денежной выплаты семьям, нуждающимся в поддержке в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;

5.14. Обеспечение своевременного направления субвенций в субъекты Российской Федерации в связи с передачей осуществления полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению, при наличии медицинских показаний, путевок на санаторно-курортное лечение и проезда к месту лечения и обратно.

III. Функции Департамента

6. Департамент в пределах вопросов, отнесенных к его компетенции, осуществляет следующие функции:

6.1. Разрабатывает, организует согласование и подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации совместно с другими заинтересованными структурными подразделениями Министерства, федеральной службой, государственными внебюджетными фондами проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, и обеспечивает сопровождение их дальнейшего прохождения;

6.2. Участвует в разработке основных направлений и приоритетов государственной политики, программ и стратегий социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, других программных документов Правительства Российской Федерации в сфере труда и социальной защиты, подготовке планов и показателей деятельности Министерства, докладов о результатах и основных направлениях деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования, отчетов о выполнении программных документов, планов, показателей и докладов о результатах детальности Министерства;

6.3. Участвует в подготовке предложений к сценарным условиям развития в сфере социальной защиты, государственным прогнозам социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

6.4. Осуществляет анализ эффективности действующих федеральных целевых и ведомственных программ, подготавливает предложения о разработке новых целевых и ведомственных программ по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

6.5. Участвует в подготовке проектов предложений Министерства в проекты плана заседаний Правительства Российской Федерации и плана законопроектных работ Правительства Российской Федерации;

6.6. Подготавливает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предложения по нормативно-правовому регулированию по вопросам:

  • предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», включая организацию изготовления по заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и выдачи удостоверений, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, в том числе ветерана Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий, ветерана труда и ветерана военной службы;
  • предоставления мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и членам их семей, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы;
  • выплаты денежных компенсаций лицам, подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы и помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, а также возврата реабилитированным лицам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации;
  • предоставления мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  • подготовки материалов, в рамках компетенции Департамента, по выполнению решений Совета глав государств и правительств СНГ, Экономического совета СНГ, Исполнительного комитета СНГ, Консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения государств - участников СНГ, Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, подготовке реализации соглашений государств - участников СНГ о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих, Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
  • деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по отдельным вопросам опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
  • совершенствования системы социальной защиты семей, имеющих детей, включая предоставление государственных пособий гражданам, имеющим детей, и не подлежащим обязательному социальному страхованию, беременным женам и детям военнослужащих срочной службы, а также дополнительных мер социальной поддержки семьям с детьми в виде материнского (семейного) капитала и ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей;
  • совершенствования порядка разработки и распространения государственного доклада «О положении детей и семей, имеющих детей в Российской Федерации»;
  • осуществления ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации;
  • совершенствования системы предоставления социальных услуг отдельным категориям женщин, детей, семей с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе профилактики безнадзорности несовершеннолетних, организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, создания условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • реализации порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов (за исключением дотаций, субсидий и субвенций), предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного денежного поощрения лицам, награжденным орденом «Родительская слава»;
  • улучшения демографической ситуации, сохранения имеющегося демографического потенциала, улучшения качественных характеристик населения;
  • обеспечения реализации на практике принципа равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в обществе;
  • предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций;
  • международной гуманитарной помощи;

6.7. Разрабатывает, организует согласование и обеспечивает сопровождение дальнейшего прохождения нормативных правовых актов по вопросам:

  • совершенствования порядка определения размера и предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений;
  • совершенствования порядка софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • совершенствования порядка софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление ежемесячной денежной выплаты семьям, нуждающимся в поддержке в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
  • совершенствования порядка направления субвенций в субъекты Российской Федерации в связи с передачей осуществления полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и проезда к месту лечения и обратно;
  • совершенствования порядка заключения государственных контрактов об оказании услуг по перевозке граждан - получателей социальных услуг железнодорожным транспортом пригородного сообщения;
  • совершенствования порядка выплаты единовременного денежного поощрения одному из родителей (усыновителей) при награждении орденом «Родительская слава» и предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного денежного поощрения лицам, награжденным орденом «Родительская слава»;
  • совершенствования порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации;
  • обеспечения финансирования за счет средств федерального бюджета выплат отдельных видов государственных пособий семьям, имеющим детей, полномочия по осуществлению которых переданы Российской Федерацией органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • обеспечения финансирования за счет средств федерального бюджета единовременного денежного поощрения родителям (усыновителям), награжденным орденом «Родительская слава»;
  • обеспечения финансирования за счет средств федерального бюджета ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации;
  • обеспечения финансирования деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам;
  • обеспечения направления средств федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации:

- на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- на осуществление ежемесячной денежной выплаты семьям, нуждающимся в поддержке в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

6.8. Подготавливает совместно с иными структурными подразделениями Министерства, федеральной службой, государственными внебюджетными фондами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями проекты следующих нормативных правовых актов Министерства:

  • об утверждении формы отчета о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджета г. Байконура по выплате единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставляемые из бюджета;
  • об утверждении формы отчета о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджета г. Байконура по выплате пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций (прекратившим деятельность, полномочия);
  • об утверждении формы отчета о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджета г. Байконура по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • об утверждении формы отчета о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджета г. Байконура по выплате единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами;
  • об утверждении формы отчета о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджета г. Байконура по выплате единовременного пособия при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • о предоставлении отчетных данных о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения, которых являются субсидии на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • о предоставлении отчетных данных о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на осуществление ежемесячной денежной выплаты семьям, нуждающимся в поддержке в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
  • об утверждении формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, заявки на перечисление указанной субсидии и отчета об эффективности использования субсидии, о достижении значения показателя результативности предоставления указанной субсидии;
  • об утверждении формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, заявки на перечисление указанной субсидии и отчета об эффективности использования субсидии, о достижении значения показателя результативности предоставления указанной субсидии;
  • о формах и сроках представления отчетности о деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений;
  • об утверждении перечня документов, необходимых для осуществления перевозки между субъектами Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, и условий перевозки;
  • об утверждении форм заявки на получение иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение расходов бюджета субъекта Российской Федерации по выплате единовременного денежного поощрения родителям (усыновителям), награжденным орденом «Родительская слава», и отчета об осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации на выплату единовременного денежного поощрения родителям (усыновителям), награжденным орденом «Родительская слава», источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета;
  • об организации работы по предоставлению ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации;
  • о порядке составления и представления сведений по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
  • о порядке составления и представления сведений о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан;
  • о порядке выдачи удостоверений о праве на льготы бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  • об описании образца надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы;
  • о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и об утверждении формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • о порядке осуществления научно-методического обеспечения социальных служб;
  • о форме отчета о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии;
  • о порядке, условиях назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в том числе отдельных государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уволенным, прекратившим деятельность (полномочия);
  • о форме сертификата на материнский (семейный) капитал, правилах подачи заявления о выдаче сертификата и правилах выдачи сертификата (его дубликата);
  • о правилах подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, а также о перечне документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала;
  • о правилах отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии;
  • о правилах ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей;
  • об организации подготовки ежегодного государственного доклада «О положении детей и семей, имеющих детей в Российской Федерации»;
  • о правилах финансового обеспечения предоставления отдельным категориям граждан набора социальных услуг;
  • о правилах ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;
  • о порядке установления правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, в денежный эквивалент;
  • о деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
  • об улучшении демографической ситуации и обеспечения принципа гендерного равенства, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственной Министерству федеральной службы по компетенции Департамента;

6.9. Организует реализацию мероприятий по социальной поддержке детей и семьи, участвует в координации и контроле за реализацией федеральных целевых программ социальной поддержки детей и семьи по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

6.10. Осуществляет реализацию, текущее управление, контроль за Государственной программой Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»;

6.11. Организует работу по контролю за выполнением структурными подразделениями Министерства, федеральной службой, государственными внебюджетными фондами, федеральными органами исполнительной власти концептуальных документов в области демографической политики Российской Федерации и планов мероприятий по их реализации, осуществляет подготовку в Правительство Российской Федерации информации о ходе их выполнения;

6.12. Участвует в разработке:

  • правил разработки государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации;
  • соглашения о предоставлении субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату региональной социальной доплаты к пенсии;
  • порядка предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку общественных организаций и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения;
  • правил предоставления субъектам Российской Федерации субсидий на укрепление материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания и адресной материальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • правил предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • правил предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на осуществление ежемесячной денежной выплаты семьям, нуждающимся в поддержке в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
  • соглашений с субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • соглашений с субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета на осуществление ежемесячной денежной выплаты семьям, нуждающимся в поддержке в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
  • соглашений с субъектами Российской Федерации о передаче части федеральных полномочий по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;

6.13. Разрабатывает и вносит на рассмотрение Министра труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министр) и его заместителей в установленном порядке проекты нормативных правовых актов по вопросам правового регулирования и развития социальной защиты населения, включая вопросы социального обслуживания, формирования рынка социальных услуг, критерии и порядок оплаты социальных услуг;

6.14. Подготавливает предложения по проектам федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов в части реализации полномочий по:

  • осуществлению выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей и не подлежащих обязательному социальному страхованию, беременным женам и детям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;
  • предоставлению семьям с детьми дополнительных мер государственной поддержки в виде выплаты материнского (семейного) капитала;
  • осуществлению единовременных и ежемесячных денежных выплат Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям социалистического труда, полным кавалерам орденов Славы и Трудовой Славы, соответствующим категориям ветеранов и иным лицам, имеющим право на ежемесячные денежные выплаты;
  • предоставлению отдельным категориям граждан социальных услуг по санаторно-курортному лечению и бесплатному проезду к месту лечения и обратно в рамках набора социальных услуг;

6.15. Разрабатывает нормативные правовые акты по вопросам организации предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортного лечения и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в рамках набора социальных услуг;

6.16. Разрабатывает акты ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства;

6.17. Осуществляет методическое и информационное обеспечение уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам:

  • организации социальной защиты населения, в том числе семьи и детей;
  • развития социального обслуживания, стандартизации, нормирования социальных услуг, формирования рынка социальных услуг с участием государственных и негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги;
  • внедрения новых технологий, повышения доступности и качества социальных услуг;
  • демографического развития и достижения гендерного равенства;
  • совершенствования системы организации отдыха детей и их оздоровления;
  • финансового обеспечения выплат детских пособий, компенсации, мероприятий по осуществлению деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, единовременного денежного поощрения родителям (усыновителям), награжденным орденом «Родительская слава»;

6.18. Участвует в разработке рекомендаций по улучшению условий труда работников учреждений социального обслуживания, обеспечению мероприятий по охране труда, пожарной безопасности и производственной санитарии;

6.19. Осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности органов опеки и попечительства и организаций, оказывающих социальные услуги, в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

6.20. Обеспечивает разработку системы мер и реализацию мероприятий в области социальной защиты отдельных категорий граждан (лица без определенного места жительства, рода занятий и средств к существованию; лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы; потерпевшие, свидетели и иные участники уголовного судопроизводства);

6.21. Осуществляет методическое обеспечение и оценку эффективности деятельности:

  • Федерального государственного бюджетного учреждения «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих»;
  • Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-методический геронтологический центр»;

6.22. Участвует в координации деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

6.23. Осуществляет ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих в соответствии с учредительными документами социальную поддержку и защиту граждан;

6.24. Осуществляет разработку, согласование и заключение соглашений о предоставлении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, осуществляющих в соответствии с учредительными документами социальную поддержку и защиту граждан;

6.25. Готовит (участвует в подготовке) совместно с департаментами Министерства заключения, отзывы, поправки на проекты федеральных законов, международных договоров, а также заключения на иные нормативные правовые акты, поступающие на рассмотрение в Министерство, в пределах своей компетенции и участвует в сопровождении их дальнейшего прохождения;

6.26. Обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

6.27. Осуществляет подготовку докладов в Правительство Российской Федерации:

  • по вопросам обеспечения пожарной безопасности учреждений социального обслуживания с круглосуточным пребыванием людей;
  • о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации;
  • по социально-экономическому положению пожилых людей;
  • по вопросам состояния сферы социального обслуживания населения, включая вопросы обеспечения пожарной безопасности учреждений социального обслуживания с круглосуточным пребыванием людей;

6.28. Обеспечивает проведение мониторинга количественных и качественных изменений в сфере социальной защиты населения, в том числе:

  • в области социального обслуживания населения, включая развитие системы предоставления социальных услуг, в том числе, развития системы социального обслуживания семьи и детей;
  • положения семей и детей в Российской Федерации, включая обеспечение граждан с детьми ежемесячным пособием на ребенка, а также иных форм помощи и поддержки семьи и детей;
  • реализации региональных перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года;
  • мониторинг социально-экономического положения граждан пожилого возраста;

6.29. Обеспечивает ежемесячный мониторинг проведения оздоровительной кампании детей;

6.30. Осуществляет ежеквартальный мониторинг:

  • предоставления жилых помещений ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов;
  • предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
  • осуществления ежемесячных денежных выплат и предоставления социальных услуг;

6.31. Обеспечивает проведение мониторинга количественных и качественных характеристик демографической ситуации;

6.32. Осуществляет анализ, оценку демографических ситуации и развития Российской Федерации и отдельных регионов. Совместно со структурными подразделениями Министерства, государственными внебюджетными фондами, федеральными органами исполнительной власти, вырабатывает предложения, направленные на улучшение демографической ситуации, с учетом результатов реализуемых мер демографической политики, региональных особенностей демографического развития и дифференцированного подхода к их решению;

6.33. Обеспечивает ежегодно подготовку в Комиссию при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и Экспертное управление Президента Российской Федерации доклада о реализации мер по улучшению демографической ситуации и основным параметрам демографического развития Российской Федерации;

6.34. Обеспечивает ежеквартально подготовку отчета о реализации мероприятий по улучшению демографической ситуации по Российской Федерации в целом и в разрезе федеральных округов (форма Д-здр);

6.35. Формирует ежегодно перечень всероссийских и международных научно-практических конференций по вопросам демографического развития;

6.36. Осуществляет анализ и оценку соблюдения принципа равенства мужчин и женщин. Совместно со структурными подразделениями Министерства, федеральной службой, государственными внебюджетными фондами, федеральными органами исполнительной власти вырабатывает предложения, направленные на обеспечение на практике принципа гендерного равенства;

6.37. Осуществляет подготовку предложений по научному обеспечению разработки предложений по улучшению демографической ситуации, совершенствованию демографической политики, а также достижению гендерного равенства;

6.38. Обобщает и распространяет положительный опыт работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций социальной направленности и других структур гражданского общества по социальной защите населения, а также в области демографического развития и обеспечения гендерного равенства;

6.39. Обеспечивает ведение федеральных баз данных, реестров и регистров в области социальной защиты;

6.40. Обеспечивает реализацию функций Министерства по улучшению социально-экономического положения ветеранов в связи с подготовкой и проведением памятных дат военной истории Отечества;

6.41. Обеспечивает координацию научных исследований в области социальной защиты населения, включая социальное обслуживание населения;

6.42. Участвует в установленном порядке в развитии международного сотрудничества в области социальной защиты, демографического развития и гендерного равенства:

  • обеспечивает взаимодействие Российской Федерации с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Международной организацией труда (МОТ) в части ликвидации наихудших форм детского труда и достижения гендерного равенства и другими международными организациями по компетенции Департамента;
  • проводит мероприятия по организационно-методическому обеспечению деятельности Российско-Австрийской рабочей группы по взаимодействию в социальной сфере Смешанной Российско-Австрийской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству;

6.43. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности:

  • Правительственной комиссии по международной гуманитарной и технической помощи;
  • межведомственной комиссии по вопросам поощрения благотворительной деятельности;
  • межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по вопросам регулирования отношений в сфере профилактики бродяжничества;
  • Координационного совета по гендерным проблемам, в том числе обеспечивает проведение заседаний Координационного совета, доводит до заинтересованных федеральных органов государственной власти информацию о результатах рассмотрения вопросов повестки дня;

6.44. Осуществляет анализ, оценку демографической ситуации и развития Российской Федерации и отдельных регионов. Совместно со структурными подразделениями Министерства, государственными внебюджетными фондами, федеральными органами исполнительной власти вырабатывает предложения, направленные на улучшение демографической ситуации, с учетом результатов реализуемых мер демографической политики, региональных особенностей демографического развития и дифференцированного подхода к их решению;

6.45. Организует подготовку аналитических материалов и докладов об исполнении международных обязательств Российской Федерации, зафиксированных в документах Каирской международной конференции по народонаселению и развитию, Конвенций ООН «О правах ребенка», «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», Европейской социальной хартии (пересмотренной), Пекинской платформы действий, Мадридском международном плане действий по проблемам старения и решенииях последующих конференций министров региона Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) по проблемам старения Конвенции МОТ, Декларации тысячелетия и иных международных обязательств Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

6.46. Осуществляет сотрудничество с общественными объединениями и организациями, занимающимися решением проблем семьи, женщин и детей, общероссийскими общественными объединениями ветеранов, другими общественными организациями, представляющими интересы социально уязвимых групп населения, привлекает их к рассмотрению и решению вопросов социальной защиты, организует работу по государственной поддержке этих организаций;

6.47. Готовит предложения Министру и его заместителям, касающиеся их участия в мероприятиях, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского общества;

6.48. Участвует в подготовке ведомственного плана законопроектной деятельности Министерства в пределах компетенции Департамента;

6.49. Запрашивает документы и материалы, необходимые для реализации возложенных на Департамент полномочий, у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных Министерству организаций, федеральной службы, государственных внебюджетных фондов, а также у органов и организаций, подведомственных указанным федеральной службе и государственным внебюджетным фондам, в установленном порядке;

6.50. Принимает участие в мобилизационной подготовке Министерства;

6.51. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной охраняемой законом информации, соблюдение режима секретности;

6.52. В пределах компетенции Департамента осуществляет своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

6.53. Осуществляет организацию ведения делопроизводства в Департаменте, а также работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Департамента;

6.54. Осуществляет подготовку технических заданий для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также осуществления контроля за исполнением заключенных государственных контрактов в установленной сфере деятельности;

6.55. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра.

IV. Руководство Департамента

7. Директор Департамента назначается на должность и освобождается от должности Министром. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром.

8. Директор Департамента:

8.1. Осуществляет непосредственное руководство Департаментом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент функций и состояние исполнительской дисциплины;

8.2. Представляет предложения Министру и его заместителям по вопросам, относящимся к ведению Департамента;

8.3. Представляет для утверждения Министру Положение о Департаменте;

8.4. Вносит на рассмотрение Министру предложения о структуре и штатной численности Департамента, служебном распорядке, административном и должностном регламентах;

8.5. Участвует в совещаниях у Министра и его заместителей, проводимых по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

8.6. Участвует по поручению Министра в работе межведомственных рабочих групп, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

8.7. Участвует по поручению Министра и его заместителей в заседаниях коллегиальных органов, в составе которых присутствует Министерство;

8.8. Направляет по решению Министра и его заместителей работников Департамента для участия в работе межведомственных рабочих групп, симпозиумах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, определенным в пункте 3 настоящего Положения;

8.9. Рассматривает поступившие в Министерство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, визирует указанные проекты и подписывает экспертные заключения на них;

8.10. Визирует проекты приказов Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

8.11. Запрашивает справки и другие документы, необходимые для выполнения полномочий Департамента, у подведомственных Министерству организаций, федеральной службы, государственных внебюджетных фондов, а также подведомственных им органов и организаций;

8.12. Осуществляет работу по координации и контролю деятельности федеральной службы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

8.13. Визирует и подписывает проекты служебных документов;

8.14. Распределяет обязанности между своими заместителями, контролирует их исполнение, делегирует часть своих полномочий своим заместителям;

8.15. Представляет Министру предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, об отпусках, о повышении квалификации, поощрении работников Департамента, об установлении размеров должностных окладов, надбавок отдельным категориям работников Департамента и наложении на них взысканий;

8.16. Представляет мотивированный отзыв об исполнении работниками Департамента своих должностных обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов в случае проведения аттестации;

8.17. Требует от работника Департамента объяснения в письменной форме при применении дисциплинарного взыскания;

8.18. Участвует в работе по профессиональной подготовке работников Министерства, их переподготовке, повышению квалификации и стажировке;

8.19. Дает поручения работникам Департамента в соответствии с их должностными обязанностями;

8.20. Ведет прием граждан по поручению руководства Министерства;

8.21. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра.

9. Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций Департамента в соответствии с утвержденным директором Департамента распределением обязанностей между ним и его заместителями.

В случае временного отсутствия директора Департамента один из его заместителей исполняет его обязанности по решению Министра.

10. Должностные обязанности работников Департамента содержатся в служебном распорядке, административном и должностном регламентах, служебном контракте.