«Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации »

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проведен анализ информации, поступившей из субъектов Российской Федерации, о региональной практике реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), и сообщается.

В целях осуществления мониторинга реализации Федерального закона руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в письме от 16 марта 2015 года № 12-3/1-/В-1700 дан ряд поручений.

Анализ информации, поступившей из субъектов Российской Федерации о реализации данных поручений, показал следующее.

В части проведенной в субъектах Российской Федерации работы по составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг необходимо отметить, что по состоянию на 21 апреля 2015 года данные программы составлены на всех получателей социальных услуг, находящихся на социальном обслуживании, в 61 субъекте Российской Федерации (Республика Коми, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Краснодарский край, Ставропольский край, Пермский край, Алтайский край, Красноярский край, Забайкальский край, Приморский край, Хабаровский край, Камчатский край, Белгородская, Владимирская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Астраханская, Волгоградская, Ростовская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Курганская, Тюменская, Челябинская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ).

В Республике Северная Осетия-Алания, г. Москва, Кировской области, Мурманской области, Московской области, Оренбургской области - более чем на 90% получателей социальных услуг.

В Костромской области - на 78% получателей социальных услуг, в Чувашской Республике - на 81% получателей социальных услуг.

В Архангельской области индивидуальные программы составлены на 32% получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло до дня вступления в силу Федерального закона. По информации данного субъекта работа по составлению индивидуальных программ будет завершена во II квартале 2015 года.

По информации Республики Башкортостан данная работа будет завершена в срок до 1 июня 2015 г.

В Удмуртской Республике индивидуальные программы составлены на всех получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, в остальных формах социального обслуживания работа по составлению будет завершена во II квартале 2015 года.

В Воронежской области и Ненецком автономном округе ведется работа по составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг. Конкретная дата завершения данной работы не указана.

Уточненной информации о завершении работы по составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг по состоянию на 21 апреля 2015 г. не представили Республика Карелия, Чеченская Республика, Республика Тыва, Республики Хакассия, Брянская, Рязанская, Ивановская, Свердловская области, г. Санкт-Петербург.

Что касается заключения договоров о предоставлении социальных услуг по примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 г. № 874н, необходимо отметить, что по состоянию на 21 апреля 2015 года заключены договоры о предоставлении социальных услуг в 47 регионах (Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Ингушетия, Республике Алтай, Республике Дагестан, Республике Мордовия, Карачаево-Черкесской Республике, Кабардино-Балкарская Республике, Республике Бурятия, Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Красноярском крае, Краснодарском крае, Пермском крае, Ставропольском крае, Алтайском крае, Камчатском крае, Забайкальском крае, Белгородской, Владимирской, Астраханской, Тульской, Тамбовской, Амурской, Иркутской, Курганской, Ростовской, Калининградской, Вологодской, Новгородской, Новосибирской, Тверской, Томской, Смоленской, Саратовской, Тюменской, Волгоградской, Ульяновской, Костромской, Самарской, Магаданской, Орловской, Челябинской, Сахалинской областях, Чукотском автономном округе, Еврейской автономной области, Ямало-Ненецком автономном округе).

Данная работа близка к завершению в Курской, Кировской областях.

Продолжается работа по заключению договоров по новой форме в Республике Саха (Якутия), Калужской, Нижегородской, Оренбургской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Ненецком автономном округе.

В Приморском крае с получателями социальных услуг, состоявшими на социальном обслуживании до 1 января 2015 г. новые договоры не заключаются, а действуют старые договоры, заключенные бессрочно.

В Кемеровской области договоры со всеми получателями социальных услуг заключены только в стационарной форме социального обслуживания, информации о заключении договоров в иных формах социального обслуживания не представлено.

Заключены дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам: в Республике Марий Эл, Калужской области, Псковской области.

Завершается работа по заключению дополнительных соглашений к имеющимся договорам на предоставление социальных услуг на дому в г. Москве. Сведений о проведении этой работы и сроках ее завершения в отношении получателей социальных услуг в других формах социального обслуживания не предоставлено.

В Липецкой области в стационарной и полустационарной форме социального обслуживания заключено 100% договоров, с получателями социальных услуг на дому заключено 83 % договоров, остальные 17% незаключенных договоров будут заключены не позднее 30 мая 2015 года.

В Республике Северная Осетия-Алания в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому заключено 100% договоров, тогда как договоры на социальное обслуживание в стационарной форме заключены в отношении 46% получателей социальных услуг.

В Мурманской области заключено 62,5% от общего количества договоров, которые планируется заключить. Работа по заключению договоров будет завершена до 1 мая 2015 года.

В Республике Чувашия договоры заключены на 81 % получателей социальных услуг. Сообщается, что данная работа будет завершена по мере истечения сроков действия договоров на оказание социальных услуг, заключенных до 31 декабря 2014 года.

По информации, поступившей из Воронежской области, заключение договоров осуществляется по графику, однако не указаны конкретные сроки завершения данной работы.

Из информации, полученной от Республики Карелия, Удмуртской Республики, Пензенской области, Архангельской области, Московской области, Ярославской области не ясно в полном объеме завершена работа по заключению договоров или нет.

Уточненную информацию по количеству заключенных договоров с получателями социальных услуг по состоянию на 21 апреля 2015 года не представили Чеченская Республика, Республика Коми, Республика Тыва, Республика Хакассия, Хабаровский край, Омская, Ивановская, Рязанская, Брянская, Ленинградская, Свердловская области, г. Санкт-Петербург.

В части рассмотрения регионами вопроса о возможности включения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в перечень лиц, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно, необходимо отметить следующее.

Анализ информации субъектов Российской Федерации показал, что во всех формах социального обслуживания инвалидам и участникам Великой Отечественной войны социальные услуги предоставляются бесплатно в 22 субъектах Российской Федерации (Республика Коми, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Республика Алтай, Республика Тыва, Красноярский край, Рязанская, Ярославская, Ленинградская, Новгородская, Свердловская, Тюменская области, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Москва и г. Севастополь).

В полустационарной форме социального обслуживания инвалидам и участникам Великой Отечественной войны социальные услуги предоставляются бесплатно в 12 субъектах Российской Федерации (Ханты- Мансийский автономный округ, Ставропольский край, Алтайский край, Приморский край, Калужская, Костромская, Орловская, Ульяновская, Мурманская, Новосибирская, Амурская, Сахалинская области).

В форме социального обслуживания на дому - в 18 субъектах Российской Федерации (Республика Бурятия, Республика Хакасия, Ханты-Мансийский автономный округ, Ставропольский край, Алтайский край, Приморский край, Забайкальский край, Хабаровский край, Магаданская, Курская, Московская, Оренбургская, Калужская, Костромская, Мурманская, Новосибирская, Амурская, Сахалинская области).

В стационарной форме социального обслуживания социальные услуги инвалидам и участникам Великой Отечественной войны предоставляются бесплатно в Пензенской области.

В 18 субъектах Российской Федерации (Республика Мордовия, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Пермский край, Белгородская, Ивановская, Липецкая, Тверская, Тульская, Астраханская, Волгоградская, Ростовская, Кировская, Нижегородская, Самарская, Курганская области) для инвалидов и участников Великой Отечественной войны при предоставлении социальных услуг предусмотрены льготы и специальные тарифы. При этом в поступившей из регионов информации не указано какие именно льготы и специальные тарифы установлены для инвалидов и участников Великой Отечественной войны при предоставлении социальных услуг.

В 22 субъектах Российской Федерации инвалидам и участникам Великой Отечественной войны предоставление бесплатных услуг в сфере социального обслуживания в настоящее время не предусмотрено.

При этом, в 13 из них (Кабардино-Балкарской Республике, Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Камчатском крае, Смоленской, Архангельской, Вологодской, Псковской, Саратовской, Челябинской, Кемеровской, Томской областях) проводится работа по внесению соответствующих изменений в законодательные и нормативные правовые акты с целью установления возможности получения данной категории граждан социальных услуг бесплатно.

В Республике Карелия, включение участников и инвалидов Великой Отечественной войны в перечень лиц, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно, не представляется возможным в связи со сложным социально-экономическим положением.

По информации Воронежской и Тамбовской областях возможность включение инвалидов и участников Великой Отечественной войны в перечень лиц, имеющих право на получение социальных услуг, предполагается рассмотреть с учетом исполнения бюджета субъекта Российской Федерации за первое полугодие 2015 года.

По сведениям Удмуртской Республики и Омской области решение данного вопроса возможно при условии выделения на данные цели финансовых ресурсов из федерального бюджета.

Калининградская область сообщила о возможности бесплатного предоставления социальных услуг инвалидам и участникам Великой Отечественной войны после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Из информации, поступившей из Республики Крым, Брянской, Владимирской, Иркутской областей, г. Санкт-Петербург не представляется возможным определить имеется ли у инвалидов и участников Великой Отечественной войны право на бесплатное социальное обслуживание.

По состоянию на 21 апреля 2015 года, реестры поставщиков социальных услуг сформированы и размещены на официальных сайтах в 59 субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Коми, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Крым, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Республика Алтай, Краснодарский край, Ставропольский край, Красноярский край, Пермский край, Забайкальский край, Приморский край, Камчатский край, Белгородская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Костромская, Липецкая, Московская, Орловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Псковская, Волгоградская, Ростовская, Кировская, Пензенская, Курганская, Челябинская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Оренбургская, Томская, Амурская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, г. Москва).

По информации, полученной от 14 субъектов Российской Федерации (Республики Бурятия, Республики Калмыкия, Республики Саха (Якутия), Алтайского края, Новгородской Астраханской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Тюменской, Магаданской, Сахалинской областей, Ненецкого автономного округа) реестры поставщиков социальных услуг в указанных субъектах сформированы, однако в представленной информации не указано о размещении реестра поставщиков социальных услуг на официальном сайте уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в сети "Интернет" в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Уточненной информации о формировании реестров поставщиков социальных услуг, а также их размещении на официальном сайте уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в сети "Интернет" по состоянию на 21 апреля 2015 г. не представили Республика Тыва, Республика Хакассия, Чеченская Республика, Хабаровский край, Брянская, Ивановская, Рязанская, Свердловская, Омская области, г. Санкт-Петербург.

В Курской области формирование реестра поставщиков социальных услуг находится в завершающей стадии.

Учитывая изложенное, прошу:

а) в тех субъектах Российской Федерации, где не завершена работа по составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг и по заключению договоров о предоставлении социальных услуг с получателями социальных услуг ускорить ее завершение, и о результатах завершения сообщить не позднее 15 мая 2015 года;

б) в тех субъектах Российской Федерации, где решения о возможности включения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в перечень лиц, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно, находятся в стадии рассмотрения, просим завершить их принятие и представить соответствующую информацию до 1 сентября 2015 года;

в) продолжить проведение информационно-разъяснительной работы среди граждан, получателей социальных услуг, работников органов (организаций) сферы социального обслуживания, общественных организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере, и других заинтересованных органов и лиц по вопросам реализации положений Федерального закона. Обеспечить проведение оценки и мониторинга такой деятельности. О результатах ее проведения просим сообщать ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за кварталом;

г) в субъектах Российской Федерации, которые не завершили работу по размещению реестра поставщиков социальных услуг в субъекте Российской Федерации на официальном сайте уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в сети "Интернет", завершить ее в максимально короткие сроки и сообщить о завершении этой работы не позднее 10 мая 2015 года;

д) во всех субъектах Российской Федерации провести инвентаризацию сведений, содержащихся в реестрах поставщиков социальных услуг, в том числе размещенных на официальных сайтах уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в сети "Интернет", на предмет соответствия внесенных в реестры сведений, тем сведениям, которые должны быть указаны в реестрах поставщиков социальных услуг в соответствии со статьей 25 Федерального закона. О завершении этой работы сообщить не позднее 10 мая 2015 года;

е) осуществлять мониторинг обеспечения выявления нуждаемости участников и инвалидов Великой отечественной войны, в первую очередь проживающих в сельской местности и отдаленных местностях, в социальных услугах. О результатах проведенного мониторинга сообщить не позднее 1 сентября 2015 года.

О выполнении прошу проинформировать Минтруд России в установленном порядке, а также направить информацию по адресу электронной почты galileyskayauv@rosmintrud.ru.

Министр труда
и социальной защиты
Российской Федерации
М.А. Топилин