«Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации »

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проведен анализ информации, поступившей из субъектов Российской Федерации, о региональной практике реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и сообщается.

В целях осуществления мониторинга реализации Федерального закона руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в письмах от 16 марта 2015 года № 12-3/10/В-1700 и от 6 мая 2015 года № 12-3/10/В-3173 дан ряд поручений.

Информация о реализации данных поручений до настоящего времени не представлена г. Санкт-Петербург и Ненецким автономным округом.

С существенной задержкой сроков информацию представили Республика Ингушетия, Чувашская Республика, Мурманская, Саратовская, Омская, Свердловская, Белгородская и Новосибирская области.

Анализ информации о реализации Федерального закона в субъектах Российской Федерации показал следующее.

Индивидуальные программы предоставления социальных услуг и договоры о предоставлении социальных услуг по новой форме составлены на всех получателей социальных услуг, находящихся на социальном обслуживании, в 75 субъектах Российской Федерации.

Не завершена такая работа по-прежнему в 9 регионах (Республике Саха (Якутия), Республике Карелия, Республике Крым, Республике Марий Эл, Вологодской, Курганской, Кировской и Курской областях, г. Севастополь), несмотря на то, что Федеральный закон, предусматривающий их применение, действует уже больше полугода.

Кроме того, анализ информации, поступившей из субъектов Российской Федерации, показал, что во всех субъектах Российской Федерации завершена работа по формированию реестра поставщиков социальных услуг и их размещению на официальных сайтах.

Также субъектами Российской Федерации был проведен анализ информации, содержащейся в указанных реестрах, который показал, что в 75 регионах набор и состав размещаемой информации соответствует требованиям, указанным в статье 25 Федерального закона.

Вместе с тем, Минтрудом России был проведен самостоятельный мониторинг результатов работы субъектов Российской Федерации по формированию и размещению реестров поставщиков социальных услуг на официальных сайтах органов исполнительной власти Российской Федерации.

Полученный Минтрудом России анализ свидетельствует, что на сегодня на сайтах всех субъектов Российской Федерации сформированы и размещены реестры поставщиков социальных услуг.

При этом, состав и объем размещенных данных реестров поставщиков социальных услуг соответствуют требованиям статьи 25 Федерального закона только в 16 регионах (Республике Татарстан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Бурятия, Краснодарском крае, Красноярском крае, Забайкальском крае, Белгородской, Костромской, Ярославской, Вологодской, Калининградской, Кировской, Челябинской, Омской, Томской областях, Ямало-Ненецком автономном округе).

В реестрах поставщиков социальных услуг 28 регионов (Республики Карелия, Республики Ингушетия, Республики Адыгея, Республики Алтай, Республики Калмыкия, Республики Мордовия, Удмуртской Республики, Пермского края, Владимирской, Воронежской, Рязанской, Ивановской, Калужской, Тверской, Тульской, Мурманской, Псковской, Самарской, Волгоградской, Астраханской, Ростовской, Оренбургской, Амурской, Иркутской, Нижегородской, Сахалинской областей, города Москвы, Еврейской автономной области) также представлена вся необходимая информация, но отсутствуют ссылки на сайт поставщиков социальных услуг (не представляется возможным перейти на сайт поставщика).

В ряде регионов информация о деятельности поставщиков социальных услуг, включенных в реестр, представлена частично. Так, в Республике Марий-Эл, Чувашской Республике отсутствует информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние 5 лет.

Сведения о результатах проведенных проверок отсутствуют в реестрах поставщиков социальных услуг Республики Крым, Ставропольского края, Липецкой, Московской, Новосибирской, Самарской и Курганской областей, Чувашской Республики, Ненецкого автономного округа.

В реестрах поставщиков социальных услуг Республики Дагестан, Республики Башкортостан, Чувашской Республики, Тамбовской, Тюменской областей, Приморского края, Камчатского края отсутствует информация о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания.

Информация о тарифах на предоставляемые социальные услуги не представлена в реестрах поставщиков социальных услуг Республики Хакасия, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Крым, Чувашской Республики, Пензенской, Смоленской, Брянской, Тамбовской, Ленинградской, Новгородской, Кемеровской, Орловской, Саратовской и Курганской областей, Приморском крае, Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе.

В Республике Коми, Алтайском крае и Пензенской области в реестрах поставщиков социальных услуг не представлена информация о тарифах на предоставляемые социальные услуги, а также отсутствуют ссылки на сайт поставщиков социальных услуг.

Не обеспечена доступность информации в Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, Свердловской области, Хабаровском крае.

В Курской области в реестре поставщиков социальных услуг присутствует 1 бюджетное учреждение социального обслуживания. Анализ размещенной информации показал, что она не соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона.

В Ульяновской области в реестр занесены 2 поставщика социальных услуг, при этом информация о тарифах на предоставляемые социальные услуги отсутствует.

В Республике Саха (Якутия) и г. Санкт-Петербург реестр сформирован и размещен на сайте. Информация о поставщиках социальных услуг, внесенных в реестр, отсутствует. Переход на официальные сайты поставщиков социальных услуг не обеспечен.

Возможность проанализировать информацию, представленную в реестрах поставщиков города Севастополь, Республики Тыва и Чукотского автономного округа отсутствовала, так как официальные сайты указанных регионов по техническим причинам были недоступны.

Также Минтрудом России были проанализированы списки поставщиков социальных услуг, включенных в реестр поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации. Так, по информации регионов в реестры 15 регионов включены более чем 100 поставщиков социальных услуг (Республики Башкортостан (211), Республики Саха (Якутия) (103), Республики Татарстан (129), Краснодарском крае (128), Красноярском крае (159), г. Москвы (102), Воронежской (117), Московской (182), Волгоградской (153), Ростовской (152), Нижегородской (190), Самарской (203), Кемеровской (124), Свердловской (142), Челябинской областей (112)).

В реестры поставщиков социальных услуг 68 регионов входит менее 100 поставщиков (Республики Карелия (42), Республики Коми (60), Республики Адыгея (17), Чувашской Республики (40), Республики Дагестан (94), Республики Ингушетия (6), Кабардино-Балкарской Республики (23), Карачаево-Черкесской Республики (7), Республики Северная Осетия-Алания (28), Чеченской Республики (34), Республики Марий-Эл (52), Республики Калмыкия (23), Республики Мордовия (55), Удмуртской Республики (60), Республики Алтай (18), Республики Бурятия (45), Республики Хакасия (25), Республики Тыва (27), Республики Крым (47), Пермского края (56), Алтайского края (81), Приморского края (29), Забайкальского края (53), Хабаровского края (52), Камчатского края (23), г. Севастополь (7), Белгородской (65), Брянской (80), Владимирской (63), Псковской (83), Ивановской (36), Калужской (66), Курской (53), Костромской (57), Липецкой (41), Орловской (66), Саратовской (88), Рязанской (50), Смоленской (58), Тамбовской (41), Мурманской (25), Тверской (88), Тульской (51), Ярославской (59), Пензенской (55), Томской (49), Архангельской (54), Вологодской (96), Калининградской (65), Ленинградской (72), Новгородской (39), Астраханской (37), Кировской (62), Оренбургской (69), Ульяновской (28), Курганской (48), Иркутской (93), Тюменской (50), Амурской (53), Новосибирской (87), Омской (66), Сахалинской (26), Магаданской (16) областях, Еврейской автономной области (9), Ханты-Мансийском автономном округе (8), Ямало-Ненецком автономном округе (25), Чукотском автономном округе (3), г. Байконур.

В реестры ряда регионов включены некоммерческие организации (Республики Карелия (1), Республики Дагестан (1), Республики Башкортостан (120), Республики Мордовия (1), Республики Татарстан (2), Удмуртской Республики (57), Республики Бурятия (2), Республики Крым (47), Пермского края (4), Хабаровского края (4), Белгородской (1), Брянской (8), Владимирской (2), Калужской (1),Костромской (1), Орловской (1), Рязанской (1), Смоленской (1), Тамбовской (3), Тульской (2), Калининградской (2), Ленинградской (20), Мурманской (1), Новгородской (2), Волгоградской (3), Ростовской (1), Кировской (1), Нижегородской (5), Оренбургской (3), Пензенской (2), Саратовской (1), Ульяновской (1), Тюменской (3),Челябинской (1), Иркутской (1), Кемеровской (1), Амурской (1), Новосибирской (3), Сахалинской (1) областей, Ханты-Мансийского автономного округа (6)).

Также в реестры некоторых регионов включены индивидуальные предприниматели: в Республике Адыгея (1), Республике Хакасия (1), Удмуртской Республике (1), Брянской (1), Смоленской (1), Вологодской (1), Ленинградской (1), Нижегородской (1), Мурманской (1), Омской (1) областях, Ханты-Мансийском автономном округе (2).

Кроме того, в ряде субъектов поставщиками социальных услуг, включенных в реестр, являются коммерческие организации. Среди них Республика Карелия (1), Республика Дагестан (1), Алтайский край (1), Камчатский край (1), г. Москва (3), Калужская (2), Тамбовская (1), Архангельская (1) области. По информации из Московской области, в реестр поставщиков данного региона включены 6 негосударственных организаций.

Информация о количестве поставщиков социальных услуг, включенных в реестр Ставропольского края, отсутствует.

Анализ информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, показал, что в большинстве регионов (72 региона) регистр получателей социальных услуг сформирован.

Не завершена такая работа по-прежнему в 8 регионах (Республике Карелия, Республике Саха (Якутия), Ярославской, Костромской, Курганской, Самарской, Магаданской и Ленинградской областях), что не соответствует Федеральному закону.

4 региона (Кабардино-Балкарская Республика, Волгоградская, Оренбургская области, Чукотский автономный округ) информацию о формировании регистров получателей социальных услуг не представили.

Кроме того, проведен анализ информации, касающейся установления размера предельной величины среднедушевого дохода в регионах, который показал, что практически во всех субъектах Российской Федерации данный размер равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.

Однако, например, в Магаданской области данный размер определен на уровне двукратной величины прожиточного минимума, что обусловлено социально-экономической особенностью субъекта Российской Федерации.

Как показывает мониторинг, периодичность изменения размера оплаты по заключенным договорам, почти во всех субъектах Российской Федерации зависит от периодичности изменения величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

В ряде субъектов Российской Федерации определен иной порядок установления данного размера, что прямо определено в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Например, в Республике Бурятия указанный размер будет пересматриваться по истечении полугода с даты заключения договора с учетом установленного прожиточного минимума и размера среднедушевого дохода получателя социальных услуг либо по истечении одного года с даты заключения договора с учетом установленного прожиточного минимума, размера среднедушевого дохода получателя социальных услуг при наличии других обстоятельств, влияющих на условия предоставления социальных услуг.

В Ставропольском крае и Владимирской области пересмотр размера платы за предоставление социальных услуг осуществляется не более 1 раза в год.

Помимо этого проводится мониторинг организации информационно-разъяснительной работы в субъектах Российской Федерации. Во всех регионах планы информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации положений Федерального закона сформированы и размещены на официальных порталах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сети «Интернет». По мере расширения спектра проведения указанной работы, проводится актуализация утвержденных планов.

Оценка деятельности регионов по вопросам применения Федерального закона осуществляется не только Минтрудом России.

Такой мониторинг повторно был проведен Центром независимого мониторинга исполнения указов Президента Российской Федерации «Народная экспертиза» Общероссийского Народного Фронта с 4 мая по 15 июня 2015 года. Результаты первого такого мониторинга направлялись Минтрудом России письмом от 16 марта 2015 года № 12-3/10/В-1700. Объектами исследования стали сайты органов исполнительной власти 85 субъектов Российской Федерации с целью оценки наличия необходимой информации, размещенной в открытом доступе в сети «Интернет».

Результаты исследования показали, что из 85 регионов на сайтах 2 регионов (Ненецкого автономного округа и города Севастополя) отсутствует специальный раздел о ходе реализации Федерального закона.

Исчерпывающая информация по комплекту необходимой документации с размещением форм заявления о предоставлении социального обслуживания, договора о предоставлении социальных услуг и индивидуальной программы предоставления социальных услуг представлена только в 3 субъектах Российской Федерации (г. Москва, Чеченская Республика, Республика Калмыкия). На порталах 76 субъектов Российской Федерации информация о необходимой документации представлена частично. На сайтах 6 регионов (Республики Коми, Чувашской Республики, Красноярского края, Орловской, Сахалинской областей и Ненецкого автономного округа) информация о формах указанных документов отсутствует.

Также анализ осуществлялся в отношении планов проведения информационно-разъяснительной работы. В результате сделан вывод, что указанная информация не представлена на порталах 4 субъектов Российской Федерации (Республики Крым, Чувашской Республики, Омской и Ярославской областей).

Кроме того, анализ планов проведения информационно-разъяснительной работы выявил отсутствие единообразия в составлении указанных планов, а также отсутствие в большинстве регионов описания целевых аудиторий, на которые рассчитаны проводимые мероприятия.

Анализ наличия нормативных правовых актов, утверждающих перечень предоставляемых социальных услуги, а также тарифы на социальные услуги, предоставляемые гражданам, выявил, что во всех 85 субъектах Российской Федерации указанные нормативные правовые акты размещены на официальных порталах.

Наиболее часто используемыми видами информационно-разъяснительных материалов, размещаемых на сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, были названы презентации, буклеты, брошюры, рубрики «вопрос-ответ».

Результаты мониторинга Центра Общероссийского Народного Фронта по независимому мониторингу исполнения указов Президента Российской Федерации «Народная экспертиза» показали, что реестры поставщиков социальных услуг размещены на порталах 79 регионов. Указанные реестры отсутствуют на официальных сайтах органов исполнительной власти Республики Тыва, Магаданской области, г. Санкт-Петербург и города Севастополя.

На порталах Чеченской Республики и Свердловской области данный раздел находится в нерабочем состоянии.

Что касается полноты размещенной информации, то в Астраханской, Нижегородской и Ульяновской областях и Ямало-Ненецком автономном округе реестры поставщиков социальных услуг не содержат полной информации, обязательной для размещения в соответствии со статьей 25 Федерального закона.

Всего по состоянию на 15 мая 2015 года, по итогам мониторинга Центра Общероссийского Народного Фронта по независимому мониторингу исполнения указов Президента Российской Федерации «Народная экспертиза», выявлено 5 241 государственных (муниципальных) организаций, 88 коммерческих и 98 некоммерческих организаций, включенных в реестры поставщиков социальных услуг. Наибольшее количество коммерческих (57) и некоммерческих организаций (59) включено в реестр Республики Башкортостан.

В реестр Самарской области включено наибольшее количество государственных (муниципальных) организаций (260), организаций других организационно-правовых форм реестр не содержит.

Мониторинг «горячих» телефонных линий по социальным вопросам проводился в 83 субъектах Российской Федерации, за исключением Республики Крым и города Севастополя. В 37 субъектах Российской Федерации отсутствует единая «горячая» телефонная линия по проведению информационно-разъяснительной работы, при этом в Республике Саха (Якутия) «прямая линия» функционирует один раз в месяц, с участием представителей государственных органов по вопросам социального обслуживания граждан.

«Горячая» телефонная линия фактически работает в 13 регионах (Республике Алтай, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Республике Карелия, Республике Марий-Эл, Тамбовской, Калининградской, Курганской, Рязанской областях, Красноярском крае, Ставропольском крае, Чукотском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе).

В 15 регионах при звонке на «горячую» линию можно получить информацию о номерах поставщиков социальных услуг региона, а также консультации о видах социальных услуг.

В 17 регионах по разным причинам отмечается некачественное предоставление данной услуги.

На сайтах Саратовской, Ульяновской и Курской областей размещена информация об общероссийском «Едином социальном телефоне», который не функционирует.

Отдельно отмечается, что при обращении на «горячую» телефонную линию в Республике Татарстан, Республике Северная Осетия-Алания и Омской области специалистами была предоставлена вся необходимая информация по интересующим вопросам.

Учитывая изложенное, прошу:

а) В субъектах Российской Федерации (Республике Саха (Якутия), Республике Карелия, Республике Крым, Республике Марий Эл, Вологодской, Курганской, Кировской и Курской областях, г. Севастополь) ускорить завершение работы по составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг и по заключению договоров о предоставлении социальных услуг с получателями социальных услуг и о результатах завершения указанной работы сообщить не позднее 20 августа 2015 года;

б) продолжить проведение информационно-разъяснительной работы среди граждан, получателей социальных услуг, работников органов (организаций) сферы социального обслуживания, общественных организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере, и других заинтересованных органов и лиц по вопросам реализации положений Федерального закона. Обеспечить проведение оценки и мониторинга такой деятельности. О результатах ее проведения просим сообщать ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за кварталом;

в) на официальных порталах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сети «Интернет» разместить комплект документов, являющихся основанием для предоставления социальных услуг (формы заявления о предоставлении социального обслуживания, договора о предоставлении социальных услуг и индивидуальной программы предоставления социальных услуг и т.п.), и сообщить о завершении этой работы не позднее 20 августа 2015 года;

г) в субъектах Российской Федерации (Республике Карелия, Республике Ингушетия, Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, Республике Алтай, Республике Калмыкия, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Республике Тыва, Пермском крае, Владимирской, Воронежской, Рязанской, Ивановской, Калужской, Тверской, Тульской, Мурманской, Псковской, Самарской, Волгоградской, Астраханской, Ростовской, Оренбургской, Амурской, Иркутской, Нижегородской, Сахалинской, Свердловской областях, г. Москве, г. Севастополь, Алтайском крае, Хабаровском крае, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе) обеспечить доступность сведений о поставщиках социальных услуг, включенных в реестр поставщиков социальных услуг, в максимально короткие сроки и сообщить о завершении этой работы не позднее 20 августа 2015 года;

д) в субъектах Российской Федерации (Республике Марий Эл, Чувашской Республике, Республике Крым, Республике Дагестан, Республике Башкортостан, Республике Коми, Республике Хакасия, Республике Северная Осетия-Алания, Республике Саха (Якутия), Липецкой, Московской, Новосибирской, Самарской, Курганской, Тамбовской, Пензенской, Смоленской, Брянской, Ленинградской, Новгородской, Кемеровской, Орловской, Саратовской, Тюменской, Курской, Ульяновской областях, Ненецком автономном округе, Приморском крае, Ставропольском крае, Камчатском крае, Алтайском крае, Приморском крае, Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, г. Санкт-Петербург), в которых отмечается наличие неполной информации о поставщиках социальных услуг на официальных сайтах уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в сети "Интернет", провести повторную инвентаризацию сведений, содержащихся в реестрах поставщиков социальных услуг, в том числе размещенных, на предмет соответствия внесенных в реестры сведений, тем сведениям, которые должны быть указаны в реестрах поставщиков социальных услуг в соответствии со статьей 25 Федерального закона. О завершении этой работы сообщить не позднее 20 августа 2015 года;

е) продолжить осуществлять мониторинг обеспечения выявления нуждаемости участников и инвалидов Великой отечественной войны, в первую очередь проживающих в сельской местности и отдаленных местностях, в социальных услугах. О результатах проведенного мониторинга сообщить не позднее 1 сентября 2015 года.

О выполнении прошу проинформировать Минтруд России в установленном порядке, а также направить информацию по адресу электронной почты galileyskayauv@rosmintrud.ru .

Министр труда
и социальной защиты
Российской Федерации
М.А. Топилин