«О ходе выполнения в первом полугодии 2015 года плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 367-р »

Пункты плана

Мероприятия плана

Информация о ходе выполнения

4

Разработка механизмов поддержки бизнес-проектов, реализуемых семьями, имеющими детей. Определение в качестве целевой приоритетной группы получателей грантов на поддержку начинающих субъектов малого предпринимательства молодых семей, имеющих детей, неполных семей, многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (далее - Программа).

Средства федерального бюджета предоставляются Минэкономразвития России на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с утвержденной ими программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства при условии софинансирования расходных обязательств.

Условия предоставления указанной поддержки утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2015 г. № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее - Приказ № 167).

Так, в соответствии с Приказом № 167 в 2015 году при предоставлении грантов начинающим субъектам малого предпринимательства учитываются приоритетные целевые группы получателей грантов, такие как: молодые семьи, имеющие детей, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из 1 (одного) молодого родителя и 1 (одного) и более детей, при условии, что возраст каждого из супругов либо 1 (одного) родителя в неполной семье не превышает 35 лет, неполные семьи, многодетные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Субсидии федерального бюджета предоставляются субъектами Российской Федерации вновь зарегистрированным и действующим менее 1 (одного) года малым предприятиям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы, при условии софинансирования начинающим субъектом малого предпринимательства расходов на реализацию проекта в размере не менее 15% от размера получаемого гранта.

Максимальный размер гранта за счет субсидии федерального бюджета составляет 0,5 млн рублей на одного получателя поддержки. При этом в случае, когда учредителями вновь созданного юридического лица являются несколько физических лиц, включенных в приоритетную целевую группу получателей гранта, указанному юридическому лицу сумма гранта может составить до 1 млн рублей на одного получателя поддержки.

В 2015 году по результатам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации субсидии федерального бюджета на реализацию мероприятия по предоставлению грантов начинающим субъектам малого предпринимательства предоставлены 37 субъектам Российской Федерации на общую сумму 795,5 млн рублей.

Кроме того, в соответствии с Приказом № 167 в 2015 году в рамках поддержки социального предпринимательства в приоритетную группу получателей включены субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие социальное обслуживание семей с детьми в области здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях.

Максимальный размер субсидии федерального бюджета составляет 1,5 млн рублей на одного субъекта социального предпринимательства - получателя поддержки, обеспечившего софинансирование расходов в размере не менее 15% от суммы получаемой субсидии.

В 2015 году по результатам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации субсидии федерального бюджета на реализацию мероприятия по поддержке социального предпринимательства предоставлены 15 субъектам Российской Федерации на общую сумму 96,2 млн рублей.

7

Подготовка рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по развитию механизмов поддержки негосударственных организаций дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми, системы предоставления указанных услуг, в том числе на принципах государственно-частного партнерства

Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов разработало Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее - Стандарт), который устанавливает требования к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе деятельности направленной на развитие сектора негосударственных дошкольных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В качестве основного показателя по данному направлению Стандарт определяет число детей посещающих негосударственные дошкольные организации, осуществляющие образовательную деятельность, от общего числа детей, посещающих дошкольные образовательные организации в субъекте Российской Федерации. Установлены следующие целевые значения данного показателя:

в 2015 году - не менее 1,7 процентов,

в 2016 году - не менее 2 процентов,

в 2017 году - не менее 2,1 процента,

в 2018 году - не менее 2,2 процентов.

В настоящее время обозначенные целевые показатели Стандарта находятся на согласовании в Минобрнауки России.

Агентство также подготовило и направило в Минобрнауки России предложения по расширению полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части финансового обеспечения дошкольного образования в негосударственных организациях и создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми частным поставщиком (письмо Агентства от 11.06.2015 исх. № 2396-03-47/АСИ).

В частности Агентство предлагает внести ряд изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которые позволят:

распространить региональные полномочия по финансовому обеспечению дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях на индивидуальных предпринимателей и на организации, осуществляющие обучение;

предоставить регионам право на возмещение затрат на создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми частным поставщиком;

привести в соответствие рассчитываемые в субъектах Российской Федерации нормативы финансирования реализации программ дошкольного образования реальным образовательным задачам.

8

Информационная поддержка проведения Всероссийского форума "Семейный бюджет - основа благополучия России"

Минпромторг России оказывал поддержку в проведении форума «Семейный бюджет - основа благополучия России», который состоялся в городе Москве 28 мая 2015 г. в Общественной палате Российской Федерации. В ходе деловой программы форума его участникам была представлена информация о мерах государственной поддержки, реализуемых Минпромторгом России в рамках выполнения Стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 года. Также была оказана поддержка в проведении в рамках форума конкурса семейных предприятий «Семейное дело».

14

Совершенствование системы налоговых вычетов для семей с детьми

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Правительством Российской Федерации подготовлен и 26 февраля 2013 года внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона № 229790-6 «О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее -законопроект), который 26 апреля 2013 года принят Государственной Думой в первом чтении.

Законопроект предусматривает увеличение стандартного налогового вычета за каждый месяц налогового периода родителям, супруге (супругу) родителя, усыновителям, супруге (супругу) усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, и предоставлении его в следующих размерах:

2 000 рублей - на второго ребенка;

4 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;

12 000 рублей - на каждого ребенка-инвалида.

Кроме того, законопроектом предполагается увеличить с 280 000 рублей до 350 000 рублей предельный размер дохода налогоплательщика в налоговом периоде, рассчитываемый с начала года нарастающим итогом, по достижении которого налоговый вычет на детей не предоставляется.

Таким образом, ожидаемый результат по увеличению размера стандартного налогового вычета для лиц, на обеспечении которых находятся дети, при принятии Государственной Думой проекта федерального закона №229790-6 «О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» будет достигнут без внесения дополнительных поправок к указанному законопроекту.

23

Подготовка предложений по защите жилищных прав несовершеннолетних детей при расторжении брака

В целях определения единых подходов к проекту федерального закона направленного на обеспечение защиты жилищных прав несовершеннолетнего ребенка при разводе родителей, в том числе путем привлечения родителя, проживающего отдельно от ребенка, к участию в несении им дополнительных обязательств, связанных с обеспечением несовершеннолетнего ребенка жилым помещением, письмом Минюста России от 29 апреля 2015 г. № 09/49907-ЮЛ направлены запросы в Минстрой России, Минтруд России, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации, а также в другие ведомства и организации.

24

Подготовка рекомендаций субъектам Российской Федерации по развитию системы профилактики и выявлению у детей и молодежи заболеваний

Министерство здравоохранения Российской Федерации 15 июня 2015 года поручило Главному внештатному специалисту педиатру Минздрава России, директору ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», академику РАН А.А. Баранову разработать методические рекомендации субъектам Российской Федерации по развитию системы профилактики и выявлению у детей и молодежи заболеваний, и направить в срок до 1 сентября 2015 г. в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

29

Организация и проведение мероприятий, направленных на развитие массовой физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, в том числе: проведение всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»; проведение Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»

Минобрнауки России и Минспорт России ежегодно утверждают Всероссийский сводный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся общеобразовательных организаций, который содержит спортивные мероприятия по наиболее популярным среди школьников видам спорта: баскетбол, волейбол, легкая атлетика, лыжные гонки, самбо, футбол, художественная гимнастика, шахматы и др.

Указанный календарный план разрабатывается в соответствии с Порядком формирования Всероссийского сводного календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся учреждений общего и профессионального образования (далее - Порядок). Данный Порядок утвержден Минобрнауки России и Минспортом России.

В соответствии с указанным Порядком основными задачами формирования Всероссийского сводного календарного плана являются создание целостной системы физкультурных и спортивных мероприятий Российской Федерации на региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне образовательного учреждения, способствующего привлечению обучающихся учреждений общего и профессионального образования к систематическим занятиям массовой физической культурой и спортом.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников» Минобрнауки России совместно с Минспортом России, начиная с 2010/2011 учебного года, проводят Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» (далее - Президентские состязания) и Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры» (далее - Президентские спортивные игры).

Основными целями Президентских состязаний и Президентских спортивных игр являются создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, направленной на совершенствование физической подготовки школьников, их массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом, а также формирование у детей и подростков установок и навыков здорового образа жизни.

Президентские состязания предусматривают участие команд общеобразовательных учреждений, сформированных из обучающихся одного класса (далее - класс-команда), Президентские спортивные игры - участие команд общеобразовательных учреждений, сформированных из обучающихся одного общеобразовательного учреждения (далее - команда-школа). Соревнования проводятся в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и всероссийский.

Президентские состязания

Цель проведения: укрепление здоровья, вовлечение детей в систематические занятия физической культурой и спортом, становление их гражданской и патриотической позиции.

Задачи:

определение команд общеобразовательных организаций, сформированных из обучающихся одного класса (далее - класс-команда), добившихся наилучших результатов в физической подготовке и физическом развитии, показавших высокий уровень знаний в сфере физической культуры и спорта и развитии творческих способностей;

определение уровня двигательной активности обучающихся.

Отмечается положительная динамики роста вовлеченности школьников в Президентские состязания.

В 2015 году Президентские состязания состоятся в период с 4 по 25 сентября 2015 г.

Президентские состязания проводятся в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и всероссийский.

В программу состязаний включены:

Обязательные виды: спортивное многоборье, творческий конкурс, теоретический конкурс, эстафетный бег.

Дополнительные виды программы: бадминтон, дартс, мини-футбол, настольный теннис, плавание (личное первенство и смешанная эстафета), баскетбол 3x3, шахматы.

Президентские спортивные игры

Целью проведения Президентских спортивных игр является пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивных жизненных установок подрастающего поколения, гражданское и патриотическое воспитание обучающихся, приобщение к идеалам и ценностям олимпизма.

Задачи Президентских спортивных игр:

определение лучших команд общеобразовательных организаций, сформированных из обучающихся одной общеобразовательной организации (далее -команда-школа), добившихся наилучших результатов в наиболее массовых летних видах спорта;

развитие соревновательной деятельности обучающихся по различным видам спорта.

Президентские спортивные игры проводятся в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и всероссийский.

Всероссийский этап пройдет в ВДЦ «Орленок» в период с 14 сентября по 4 октября 2015 г.

32

Информационная поддержка некоммерческих организаций, семейных клубов и родительских объединений, осуществляющих акции и мероприятия по популяризации и продвижению традиционных семейных ценностей, а также по поддержке и защите семьи, материнства, отцовства и детства

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» одним из приоритетных направлений поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) является поддержка материнства и детства.

В рамках указанного приоритетного направления Минэкономразвития России осуществляет информационную поддержку СОНКО путем опубликования информации на официальном портале единой автоматизированной системы поддержки социально ориентированных организаций Минэкономразвития России nko.economy.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный портал), а также в рамках поддержки ресурсных центров по развитию СОНКО.

На официальном портале в разделе «Новости» размещаются анонсы мероприятий по приоритетным направлениям деятельности. В разделе «Методическая поддержка» в подразделе «Поддержка материнства и детства» публикуются методические материалы с лучшими практиками по данной тематике.

В 2013 году 7 СОНКО, оказывающих комплексную методическую и информационную поддержку по направлению «Профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства», стали победителями конкурсного отбора СОНКО для предоставления субсидий из федерального бюджета, в 2014 году- 8 СОНКО. Конкурсный отбор СОНКО для предоставления субсидий из федерального бюджета в 2015 г. еще не завершен.

Министерством здравоохранения Российской Федерации планируется до конца 2015 года разработать информационные материалы по продвижению традиционных семейных ценностей, а также по поддержке и защите семьи, материнства, отцовства и детства. Кроме того планируется создать отдельный раздел на странице Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации для публикации данных по вышеназванной теме.

16 февраля в Минпромторге России была проведена встреча статс-секретаря, заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.Л. Евтухова с представителями Национальной родительской ассоциации. На встрече были обсуждены вопросы, связанные с перспективами развития семейного и женского предпринимательства, доступностью детских товаров для семей в текущих экономических условиях, эффективности государственных мер поддержки бизнеса, а также вопросы, по которым государственным органам власти требуется обратная связь от родительского сообщества. Информация о проведенной встрече и деятельности Национальной родительской ассоциации была размещена на Интернет-сайте Минпромторга России и других информационных ресурсах.

Подведомственное Министерству транспорта Российской Федерации Федеральное агентство морского и речного транспорта информационную поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих акции и мероприятия по популяризации и продвижению традиционных семейных ценностей, а также поддержке и защите семьи, материнства, отцовства и детства планирует осуществлять в отношении образовательных учреждений высшего образования, подведомственных Росморречфлоту.

В разработанные учебными заведениями и их филиалами планы воспитательной работы с курсантами и студентами, начиная с 2015/2016 учебного года, будут включены мероприятия по популяризации и продвижению традиционных семейных ценностей, а также поддержке и защите семьи, материнства, отцовства и детства.

33

Оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим производство (выпуск), распространение и (или) тиражирование социально значимых проектов в области электронных и печатных средств массовой информации, направленных на укрепление института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений

По информации Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в отчетный период по результатам отбора Экспертной комиссией финансовая поддержка была оказана 10 проектам в сфере электронных СМИ, посвященным вопросам укрепления семейных ценностей, пропаганде многодетности, профилактике социального сиротства, в объеме 15,900 млн рублей.

Получили частичное финансирование из федерального бюджета телевизионные документальные фильмы «Маленькие мамы» (канал-вещатель «СПАС») и «Тихая моя Родина» (канал-вещатель «Союз»), телепрограммы «Семья и дети» (ГТРК «Бурятия»), «ДЕНЬ АНГЕЛА» (канал-вещатель «Петербург - 5 канал»), «Встреча» («Союз», «СПАС»), радиопрограммы «Детский вопрос» («Радио России»), «Время и место» (радио «Образ», г. Н.Новгород) и «Родные люди» (ГТРК «Бурятия»), интернет-проекты «НЯНЯ.РУ» (www.nanya.ru) и «фома.ру» («foma.ru»).

В перечень приоритетных для оказания государственной поддержки организациям в сфере периодической печати в 2015 году Роспечатью внесена тема «Укрепление института семьи, защита детства, пропаганда многодетности, опекунства, попечительства, усыновления детей-сирот, развитие различных форм детских дошкольных учреждений».

В первом полугодии текущего года по результатам 5 заседаний Экспертного совета государственную поддержку получили 24 проекта по данной тематике, реализуемых в периодических печатных СМИ, на общую сумму более 8,9 млн рублей.

Среди них: проект «Устройство в семьи и воспитание в стенах учреждения - два основных направления работы современного детского дома» журнала «Детский дом» (Москва), проект «Крепка семья - крепка Россия! Дети в России: основа государственного процветания» журнала «Дитя человеческое. Взрослым о детях» (Москва), проект «Взрослых.нет» газеты «Псковская правда - вече» (Псковская область), проект «Родительский дом - начало начал» журнала «Башкортостан кызы» (Республика Башкортостан), проект «Дружный дом» газеты «Аргументы и факты. Дальинформ» (Хабаровский край), проект «Якутия без сирот» газеты «Бэлэм буол+» (Республика Саха (Якутия), проект «Детство» газеты «Пятница» (Пермский край), проект «Демография Плюс» газеты «Новороссийский рабочий» (Краснодарский край), проект «Любящая семья - счастливое детство» газеты «Перекресток» (Ростовская область), проект «Семья есть благо» газеты «Слава труду» (Тюменская область) и другие.

Кроме того, «Российская газета» регулярно публикует материалы, посвященные демографической, семейной политике государства, формированию активной гражданской позиции населения в отношении защиты прав детей в разделах: Государство (рубрики «Демография», «Социальная сфера», «Социальная защита»); Экономика (рубрика «Соцпрограммы»); Общество (рубрики «Семья», «Дети»).

При поддержке Роспечати создано большое количество проектов в области электронных средств массовой информации, направленных на укрепление семейных ценностей. Среди наиболее ярких проектов стоит отметить интернет-сайт NEODNI.RU (НЕОДНИ.РУ), призванный помочь интеграции в общество воспитанников и выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также телепрограмму «Особый ребёнок» («ИнваТв»), рассказывающую о жизни семей, воспитывающих детей с ограниченными физическими возможностями.

Ключевую роль в комплексном и всестороннем решении задачи, направленной на формирование и воспитание семейных ценностей, также играет специализированный «Детско-юношеский телеканал «Карусель». В настоящее время телеканал является лидером среди федеральных телеканалов по основным показателям детско-юношеской аудитории. Телеканал «Карусель» входит в перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и доступен для просмотра более 90 % населения.

Большое количество познавательных передач, адресованных молодежной аудитории, транслирует АНО «Общественное телевидение России».

На протяжении многих лет телеканал «Россия-1» выделяет самое рейтинговое вечернее время для показа в эфире канала старейшей детской передачи «Спокойной ночи, малыши!».

В медийном пространстве Российской Федерации осуществляют вещание и другие каналы, программы которых направлены на пропаганду семейных ценностей, защиту детства и материнства. Среди них нужно выделить телеканал «Россия К», неотъемлемой частью деятельности которого, являются фестивальные проекты с участием детских коллективов: Большого детского хора, детского фольклорного коллектива «Звонница» и телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик», учрежденный телеканалом «Россия-К». На протяжении последних лет на канале выходит лекционная программа «ACADEMIA», ориентированная на юношескую аудиторию. В эфире телеканала «ТВ Центр» регулярно выходят передачи и фильмы, созданные для детской аудитории, по выходным в рубриках «Фильм-сказка» и «Фильм - детям» транслируются детские фильмы, снятые на лучших отечественных и зарубежных киностудиях. Эти рубрики выходят в эфир в самое удобное для семейной аудитории время: с 9 до 11 утра. Для самых маленьких зрителей телеканала транслируется передача «АБВГДейка», регулярно выходят в эфир мультипликационные фильмы. Детям постарше и подросткам адресованы познавательные сериалы.

Формирование здорового образа жизни и поддержка семейных ценностей является также одним из основных направлений редакционной политики телеканалов, входящих в холдинг «СТС Медиа». Это отражено как в нормативных документах данных телеканалов, так и в их лицензиях на осуществление телевизионного вещания, предусматривающих значительную долю детского вещания в эфире телеканалов «Первый развлекательный СТС» (11%), «Перец» (6%), а также в эфирах телеканалов, входящих в региональную партнерскую сеть холдинга.

При этом в Российской Федерации постоянно увеличивается число телеканалов, адресованных детской аудитории: «Мульт», «Радость моя», «Мать и дитя», «Мультимания» и т.д.

В 2015 году телекомпания «Первый ТВЧ» запустила в эфир детский канал «Рыжий» с переводом на жестовый язык. Канал уже транслирует оператор спутникового телевидения ЗАО «Национальная спутниковая компания» («Триколор ТВ»). Данный телеканал рассчитан на детей в возрасте 4-12 лет. Для телезрителей канал доступен в стандартной версии и с переводом на жестовый язык.

Все вышеперечисленные каналы представляют собой единое сбалансированное информационно-образовательное пространство для детей и молодежи, способствующее становлению личности, укреплению традиций семейного воспитания.

Одновременно необходимо отметить, что в 2015 году продолжена работа по защите детей от информации, способной причинить вред их здоровью и (или) развитию, распространяемой посредством сети Интернет.

Так, в рамках статьи 151 Федерального закона от 27 июля 2006 г № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Роскомнадзором ведется Единый реестр запрещенной информации.

В настоящее время Роскомнадзором обработано более 195 900 заявок граждан и организаций о наличии на интернет-станицах запрещенной информации.

При этом в Единый реестр было внесено более 69 400 записей в отношении интернет-ресурсов (URL), на которых подтвердилось наличие запрещенной информации. Из них более 10 600 - на основании решений Роскомнадзора (в отношении информации, содержащей признаки детской порнографии).

В связи с неудалением противоправной информации доступ в настоящее время блокируется к 9 400 интернет-ресурсам (URL-адресам). Из них в отношении информации, содержащей признаки детской порнографии, - более 2 700.

34

Проведение информационной кампании, направленной на пропаганду в обществе ценностей семейного образа жизни, позитивного отцовства и материнства

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее-Фонд), осуществляет работу по продвижению ключевых идей информационной кампании по противодействию жестокого обращения с детьми и формированию в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства (далее - информационная кампания). Вопросы недопустимости и предотвращения жестокости и насилия в отношении детей, а также пропаганда ненасильственных методов воспитания детей являются обязательным компонентом всех мероприятий Фонда, в том числе информационно-просветительского характера, направленных на пропаганду семейных ценностей, формирование в обществе позитивного образа семьи.

Информационная кампания проводится Фондом по следующим направлениям:

1. Привлечение внимания социума к проблеме жестокости и насилия по отношению к детям и оказание влияния на изменение модели общественного поведения посредством социальной рекламы. В рамках реализации данного направления в I полугодии 2015 года Фонд передал на безвозмездной основе образцы социальной рекламы (3 видеоролика для телевидения и для вирусной рекламы в сети Интернет, аудиоролики, печатная реклама) 51 субъекту Российской Федерации для размещения в региональных СМИ, учреждениях, на информационных стендах, Интернет-ресурсах. В 20 городах в лечебно-профилактических учреждениях размещены информационные плакаты «Родителями становятся».

Фонд принял участие в ежегодном фестивале социальной рекламы LIME и учредил в конкурсе рекламно-информационных материалов свою специальную номинацию: «Проблемы семьи и защита детей» (номинировалось 75 работ, победителем определен видеоролик «Дневник»);

2. Работа с профессиональным сообществом представителей средств массовой информации с целью повышения их заинтересованности освещения в СМИ проблематики, связанной с темами информационной компании. В рамках реализации данного направления Фондом совместно с Роспечатью, Союзом журналистов России, творческим объединением ЮНПРЕСС и Агентством социальной информации проведен конкурс журналистских работ «Выход есть!», в котором одна из номинаций конкурса - «Вместе вопреки» посвящена лучшим практикам социальной поддержки семей и детей, профилактике социального сиротства, семейному устройству детей-сирот, ответственному родительству и профилактике жестокого обращения с детьми. На конкурс было представлено более 600 материалов из 67 регионов России;

3. Организация и проведение мероприятий информационно-просветительского характера. С целью реализации данного направления в июне 2015 года в городах Тюмень, Красноярск, Пенза, Благовещенск, Рязань проведены яркие PR-акции, направленные на повышение престижа отцовства. В мае-июне 2015 года в городах Ростов-на-Дону и Санкт-Петербург проведена акция «Крик - не метод воспитания», направленная на отказ от жестокости в процессе воспитания, информирование о диалоговых методах воспитания детей.

37

Проведение Всероссийского конкурса "Семья года"

В апреле 2015 года Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовлен и утвержден «План действий по подготовке Всероссийского Конкурса "Семья года" на 2015 г.

С целью подготовки проекта концепции Конкурса и положения о Конкурсе в субъекты Российской Федерации направлено письмо Минтруда России от 18 июня 2015 г. № 12-1/10/В-4310 с просьбой проинформировать Фонд о проводимых в регионах аналогичных мероприятиях. В настоящее время проводится работа по анализу полученной из регионов информации, формированию Оргкомитета Конкурса.

42

Проведение мероприятий по информированию граждан о механизмах государственной поддержки семей, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов осуществляется сопровождение проекта «Измени одну жизнь» реализуемого Благотворительным фондом «Измени одну жизнь».

Реализация проекта направлена на решение следующих задач:

повышение уровня осведомленности граждан о проблеме сиротства в России,

обеспечение доступности информации о детях, подлежащих устройству в семьи,

популяризация ценностей семьи и родительской заботы в российском обществе,

информационная поддержка потенциальных и действующих приемных родителей (проведение личных консультаций, вебинаров от ведущих специалистов в сфере приемного устройства),

выявление, поддержка и распространение лучших практик работы с детьми, оставшимися без попечения родителей (включая работу по профилактике социального сиротства, работу с приемными семьями, работу с воспитанниками в детских учреждениях),

содействие профессиональному развитию специалистов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей (проведение вебинаров, семинаров в регионах России).

На интернет сайте www.changeonelife.ru создана постоянно обновляемая федеральная база видеоанкет детей-сирот, нуждающихся в семейном устройстве. Этот сервис позволяет потенциальным родителям получить доступ к информации о детях, находящихся в государственных учреждениях, а также способствует облегчению процедуры семейного устройства детей-сирот (посещаемость ресурса - около 2500 уникальных посетителей в день).

Ежедневно на почту Фонда «Измени одну жизнь» otvet@changeonelife.ru и посредством социальных сетей (совокупно аудитория сообществ фонда в социальных сетях свыше 160 тыс. человек) поступают разнообразные вопросы юридического, психологического характера от потенциальных приемных родителей и опекунов. Консультации осуществляются ежедневно, преимущественно письменно, поскольку такой тип коммуникации удобнее для пользователей задающих вопросы, позволяет корректно использовать полученную информацию в дальнейшем. К консультационной работе Фонда «Измени одну жизнь» привлечены квалифицированные специалисты (юристы, психологи, специалисты по семейному устройству).

Наиболее часто встречающиеся вопросы отражены в разделе «Приемным родителям» http://changeonelife.ru/question/. Так, наиболее часто потенциальных опекунов и состоявшихся замещающих родителей беспокоят вопросы оперативного прохождения процедур усыновления, предъявляемые требования к приемным родителям, льготы и меры поддержки для семей принимающих на воспитание детей-сирот.

Кроме того, сотрудники Фонда «Измени одну жизнь», учитывая изменение законодательства, оперативно обновляют пошаговые инструкции по основным вопросам, касающимся процедур принятия ребенка в семью. Инструкции и инфографика собраны в разделе «Как усыновить» http://changeonelife.ru/guide/.

Также Фонд «Измени одну жизнь» проводит бесплатные психологические консультации для замещающих родителей, уже принявших детей в семью http://changeonelife.ru/question/consultations/.

44

Совершенствование законодательства Российской Федерации в части регулирования вопросов порядка заключения брака несовершеннолетними

Минюстом России проводится работа по выработке концепции законопроекта.

49

Поддержка и реализация инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации и проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, включая обучение родителей методам реабилитации и абилитации таких детей в домашних условиях

С целью оказания поддержки субъектов Российской Федерации в организации и оказании ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, включая обучение родителей методам реабилитации и абилитации таких детей в домашних условиях, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализует программы «Право быть равным» и «Раннее вмешательство».

В 2015 году при поддержке Фонда выполняется 10 региональных программ по программе Фонда «Право быть равным» и 72 инновационных социальных проекта муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций. Реализация вышеназванных программ и проектов охватывает 50 субъектов Российской Федерации.

Для оказания своевременной комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра, Фонд разработал и приступил к реализации пилотного проекта в Красноярском крае, Воронежской и Новосибирской областях.

Для продолжения программной и проектной деятельности в 2015-2017 годах в настоящее время Фондом завершена работа по заключению соглашений на выполнение 9 региональных социальных программ по программам Фонда «Право быть равным» и «Раннее вмешательство» и соглашений на выполнение 12 инновационных социальных проектов по соответствующей тематике. Также объявлен новый конкурсный отбор по программам Фонда «Право быть равным» и «Раннее вмешательство» для реализации их в 2016-2017 годах.

56

Подготовка рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по поддержке нуждающихся женщин, направленной на профилактику отказов от новорожденных детей, на основе анализа лучших практик субъектов Российской Федерации

Реализация мероприятий по социальной поддержке женщин, направленной на профилактику отказов от новорожденных детей, социально-медико-психологическому сопровождению беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в рамках программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), «Право ребенка на семью», «Лига помощи» и «Никому не отдам» и инновационных социальных проектов государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений.

По вышеуказанным указанным программам Фонда региональные инновационные социальные программы выполняются в 11 субъектах Российской Федерации (Республика Саха (Якутия), Алтайский край, Амурская, Астраханская, Вологодская, Иркутская, Калужская, Курганская, Нижегородская, Новосибирская и Тульская области), инновационные социальные проекты - на территории 9 регионов (Забайкальский край, Республика Мордовия и Удмуртская Республика, Иркутская, Рязанская, Саратовская Смоленская, Тюменская области и Ханты-Мансийский автономный округ - Юрга).

В настоящее время Фондом ведется работа по заключению соглашений на выполнение в 2015-2017 годах 6 региональных социальных программ по программе Фонда «Право ребенка на семью», а также объявлен новый конкурсный отбор инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации по программе Фонда «Никому не отдам» для выполнения в 2016-2017 годах.

Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов осуществляется сопровождение проекта «Внедрение модели профилактики отказов от новорожденных детей и помощи женщинам с детьми раннего возраста в кризисной ситуации в регионах России» реализуемого Благотворительным фондом профилактики социального сиротства.

В настоящее время модель внедрена на территории 35 регионов России, более чем в 10 регионах инициировано внедрение модели.

Результатом успешной реализации Проекта является предотвращение за последние два года более 1600 случаев отказов от новорожденных детей в 35 субъектах Российской Федерации.

Благотворительным фондом в рамках реализации проекта разработаны следующие методические рекомендации:

Стандарт услуги «Профилактика отказов от новорожденных детей»

Методические рекомендации «Профилактика отказов от новорожденных детей: организация, методология, практика»

Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.09.2014 г. №15­4/10/2-6725 направлены рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по теме «Профилактика отказов от новорожденных в родильных домах».

57

Подготовка рекомендаций по предоставлению юридической поддержки членам семьи в период рассмотрения дела несовершеннолетнего в суде, в том числе с использованием примирительных процедур

Минюстом России проводится работа по подготовке методических рекомендаций по предоставлению юридической поддержки членам семьи в период рассмотрения дела несовершеннолетнего в суде, в том числе с использованием примирительных процедур. Данная работа проводится Минюстом России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (письмо Минюста России от 29 мая 2015 г. № 12-62103/15).

59

Анализ деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению мер поддержки осужденным несовершеннолетним после отбывания наказания, в том числе при организации их обучения

Решением Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов от 27 мая 2015 г. Протокол № 1 одобрена реализация системного проекта «Ресоциализация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе вступивших в конфликт с законом».

Указанный проект был одобрен и согласован Минобрнауки России, МВД России, ФСИН России, Минтрудом России и Минэномразвития России.

В рамках выполнения поручения Наблюдательного совета Агентства предполагается создание межрегионального ресурсного центра по ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе вступивших в конфликт с законом с целью:

обеспечения системного взаимодействия всех ответственных ведомств и общественных структур неправоохранительного характера;

разработки моделей системной профилактической работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и ресоциализации освободившихся из под стражи несовершеннолетних;

анализа, разработки и распространения лучших методик и практик, обеспечение их внедрения в соответствующие учреждения;

стажировки педагогических работников, психологов, воспитателей, социальных работников и других работников исправительных и воспитательных учреждений.

Межрегиональный ресурсный центр займется в том числе анализом деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению мер поддержки осужденным несовершеннолетним после отбывания наказания в целях выявления существующих лучших практик и выработки предложений по их тиражированию в субъекты Российской Федерации.

60

Формирование механизма управления, координации, межведомственного взаимодействия и контроля за реализацией государственной семейной политики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях

Министерством труда и социальной защиты совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по разработке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о создании координационного совета при Правительстве Российской Федерации.

62

Приведение в соответствие с целями и задачами государственной семейной политики действующих государственных и региональных программ, стратегий и концепций, реализация которых затрагивает интересы семьи, а также учет целей и задач государственной семейной политики при разработке новых стратегических документов

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 333 «Об утверждении Правил формирования перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 170 «Об утверждении правил проведения медицинского обследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещаемых под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

3. Приказ Минздрава России от 2 февраля 2015 г. № ЗОн «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) в амбулаторных условиях» (зарегистрирован в Минюсте России 10 апреля 2015 г., регистрационный № 36819).

4. Приказ Минздрава России от 2 февраля 2015г. № 31н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) (диспансерное наблюдение)» (зарегистрирован в Минюсте России 20 февраля 2015 г., регистрационный № 36150).

5. Приказ Минздрава России от 2 февраля 2015 г. № 32н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)» (зарегистрирован в Минюсте России 20 февраля 2015 г., регистрационный № 36143).

6. Приказ Минздрава России от 9 апреля 2015 г. № 178н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология-оториноларингология» (зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2014 г., регистрационный № 36881).

7. Приказ Минздрава России от 14 апреля 2015 г. № 143н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи детям», зарегистрирован в Минюсте России 12 мая 2015 г., регистрационный №37231).

8. Приказ Минздрава России от 15 июня 2015 г. № 340н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при детском церебральном параличе».

9. Приказ Минздрава России от 15 июня 2015 г. № 339н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при детском церебральном параличе (фаза диагностики и подбор лечения)».

10. Приказ Минздрава России от 16 июня 2015 г. № 349н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при детском церебральном параличе (фаза медицинской реабилитации)».

11. Приказ Минздрава России от 9 июня 2015 г. № 329н «О внесении изменения в Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № ЗбЗн».

12. Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 88-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала».

13. Правила подачи заявления о предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала и порядка ее осуществления утверждены Приказом Минтруда России от 27 апреля 2015 г. № 251н.

14. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 88-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

15. Федеральный закон от 23 мая 2015 г. № 131-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Одной из основных целей государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 319 является повышение доступности транспортных услуг для населения, что в полной мере отвечает одной из основных задач по развитию системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей - создание условий для доступности общественного транспорта для семей с детьми.