«Рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по содействию в трудоустройстве, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости, граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет»

I. Общие положения

1. Настоящие рекомендации подготовлены в соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2015 года № 607-р, в целях унификации подходов к разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на содействие в трудоустройстве, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости, граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, и безработных из числа родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет (далее - рекомендации).

2. Рекомендации содержат единые подходы к разработке мер, направленных на содействие в трудоустройстве, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости, граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, и безработных из числа родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет.

3. Рекомендации определяют показатели для оценки эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на содействие в трудоустройстве, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости, граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, и безработных из числа родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет (далее - показатели).

II. Единые подходы к разработке мер и расчету численности граждан, на которых распространяются указанные меры

4. В целях содействия в трудоустройстве, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости, граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, и безработных из числа родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатываются региональные программы (комплексы мер, планы мероприятий), утверждаемые в установленном порядке, включающие следующие направления:

  • применение гибких форм занятости и дистанционной занятости; формирование реестра организаций, использующих гибкие формы занятости, формирование банка вакансий для работы по гибкому графику (с неполным рабочим днем, неполной рабочей неделей, посменной работой и надомной занятостью);
  • содействие трудоустройству граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе содействие самозанятости и поддержка предпринимательской деятельности;
  • организация профессиональной ориентации и профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, а также безработных из числа родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, с учетом потребности рынка труда по перечню наиболее востребованных профессий (специальностей), в том числе с использованием дистанционных программ обучения;
  • организация информационно-разъяснительной работы о мерах по содействию в трудоустройстве, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости, граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, и о возможности профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, а также безработных из числа родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, в целях приобретения ими дополнительных навыков или повышения квалификации для последующего осуществления трудовой или иной приносящей доход деятельности;
  • проведение мониторинга потребности в трудоустройстве, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости, граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей;
  • проведение мониторинга потребности женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, а также безработных из числа родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании;
  • другие направления.

Разработка региональной программы (комплекса мер, плана мероприятий) в качестве самостоятельного документа целесообразна в том случае, если в действующих на территории субъекта Российской Федерации программных документах (программах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, других программах) не предусмотрена реализация мероприятий, направленных на содействие в трудоустройстве, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости, граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, и безработных из числа родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет.

5. Региональные программы (комплексы мер, планы мероприятий) рекомендуется разрабатывать на срок не менее трех лет. Срок реализации региональной программы (комплекса мер, плана мероприятий) ежегодно пролонгируется на год или по окончании срока реализации разрабатывается новая региональная программа (комплекс мер, план мероприятий) на следующий срок, не менее трех лет.

6. Меры, направленные на содействие в трудоустройстве, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости, граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, реализуются в отношении незанятых граждан, имеющих детей в возрасте до 18 лет, обратившихся в органы службы занятости субъектов Российской Федерации.

7. Меры по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования реализуются в отношении женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, а также безработных из числа родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, обратившихся в органы службы занятости субъектов Российской Федерации.

III. Рекомендуемые показатели и порядок расчета показателей для оценки эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер

8. Оценка эффективности реализации мер, направленных на содействие в трудоустройстве, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости, граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, проводится методом сравнительного анализа изменений значений следующих показателей:

  • уровень занятости женщин в возрасте 25-44 лет;
  • наличие преференций для женщин, имеющих несовершеннолетних детей, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, предусматривающих меры по содействию самозанятости населения и поддержке предпринимательства;
  • удельный вес вакансий, предусматривающих возможность установления неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, гибкого графика работы, посменной и надомной работы, в общем количестве вакансий, заявленных в органы службы занятости;
  • удельный вес трудоустроенных граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, в общей численности обратившихся в органы службы занятости граждан указанной категории.

9. Оценка эффективности реализации мер по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, а также безработных из числа родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, проводится методом сравнительного анализа изменения значения показателя:

удельный вес женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, а также безработных из числа родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, направленных на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, в общей численности граждан указанной категории, обратившихся в органы службы занятости субъекта Российской Федерации.

10. Показатель «Уровень занятости женщин в возрасте 25-44 лет» рассчитывается как отношение численности занятых женщин в возрасте  25-44 лет к общей численности женщин в возрасте 25-44 лет (в процентах). Показатель отражает достигнутый в отчетном году уровень занятости женщин в возрасте 25-44 лет. Рост значения показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

11. Для определения показателя «Наличие преференций для женщин, имеющих несовершеннолетних детей, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, предусматривающих меры по содействию самозанятости населения и поддержке предпринимательства» проводится анализ данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на наличие норм в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, предусматривающих преференции для женщин, имеющих несовершеннолетних детей.

Наличие преференций в отчетном году свидетельствует об эффективности принятых мер.

12. Показатель «Удельный вес вакансий, предусматривающих возможность установления неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, гибкого графика работы, посменной и надомной работы, в общем количестве вакансий, заявленных в органы службы занятости» рассчитывается как отношение количества вакансий для трудоустройства на условиях неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, гибкого графика работы, посменной работы, надомной работы, заявленных в органы службы занятости, к общем количеству вакансий, заявленных в органы службы занятости (в процентах).

Рост значения показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

13. Показатель «Удельный вес трудоустроенных граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, в общей численности обратившихся в органы службы занятости граждан указанной категории» рассчитывается как отношение численности трудоустроенных граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, к общей численности обратившихся в органы службы занятости граждан указанной категории (в процентах). Показатель характеризует уровень трудоустройства граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, обратившихся в органы службы занятости.

Рост значения показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

14. Показатель «Удельный вес родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, направленных на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, в общей численности граждан указанной категории, обратившихся в органы службы занятости субъекта Российской Федерации» рассчитывается как отношение численности родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, направленных на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, к общей численности граждан данной категории, обратившихся в органы службы занятости субъекта Российской Федерации (в процентах). Показатель характеризует вовлеченность родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, обратившихся в органы службы занятости, в профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.

Рост значения показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

15. Значения показателей анализируются в динамике за отчетный год. Оценка показателя производится путем сравнения его значения в отчетном году со значением предыдущего года.

16. Доклады высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о реализации мер, направленных на содействие в трудоустройстве, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости, граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, и безработных из числа родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно до 1 апреля года, следующим за отчетным годом.