РТК одобрила законопроект, направленный на повышение мобильности трудовых ресурсов
17 октября 2017

Сегодня на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений одобрены поправки в закон о занятости населения в части совершенствования механизма мобильности трудовых ресурсов.

С целью дальнейшего совершенствования механизма реализации региональных программ и принятия мер по увеличению темпов их реализации Минтруд России подготовил законопроект, при разработке которого учтены предложения субъектов Российской Федерации, основанные на правоприменительной практике.

«Мы сталкиваемся с тем, что работодатели, к сожалению, не могут спланировать свою деятельность таким образом, чтобы нормально «вписаться» в эту программу», – отметил Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин.

«Если с работодателями, особенно в приоритетных регионах Дальнего Востока, проводить разъяснительную работу, это позволяет, по большому счёту, в том числе снизить издержки, поможет работнику переехать, приехать на предприятие, которое имеет свою программу развития и у него есть вакантные рабочие места», – сказал Министр.

Практика показывает, что в действующем законодательстве установлен недостаточно гибкий механизм привлечения работников в рамках региональных программ, поэтому проектом федерального закона предлагается внести ряд изменений.

В настоящее время существует сложный механизм привлечения работодателей, предусматривающий многократное подтверждение различными документами право на участие в региональной программе, а также соблюдение многих условий.

С целью упрощения механизма реализации региональных программ и решения обозначенных проблем предлагается отказаться от включения в региональные программы инвестиционных проектов и перейти на непосредственный отбор работодателей, испытывающих потребность в работниках, которая не может быть удовлетворена за счет привлечения работников, проживающих в данном субъекте Российской Федерации.

Это позволит работодателям привлекать работников в рамках региональных программ не только на вновь создаваемое производство или новый проект, но и на уже имеющиеся рабочие места, которые не могут быть замещены за счет привлечения местных трудовых ресурсов.

С целью оптимизации реализации региональной программы предлагается предоставить право субъектам Российской Федерации вносить изменения в региональную программу в части корректировки перечня работодателей, участвующих в реализации региональной программы, и (или) профессий (должностей, специальностей), на которые предполагается привлечение работников в рамках региональной программы, в пределах ранее согласованной численности привлекаемых работников без согласования на федеральном уровне. О внесении в региональную программу указанных изменений, а также о перераспределении между работодателями средств субсидии предполагается уведомлять Минтруд России и Роструд.

Согласование на федеральном уровне не утвержденной региональной программы, а проекта региональной программы позволит сократить период согласования региональной программы.

Кроме того, предлагается отказаться от проверок работодателя на этапе выдачи ему сертификата – работодатель будет проверяться один раз на этапе отбора и включения в региональную программу. Также предлагается отказаться от требования к работодателю не осуществлять сокращение численности или штата работников в период получения и использования финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом.

Кроме того, предлагается проверять наличие задолженности у работодателя по уплате страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не в момент выдачи ему сертификата, по итогам года.

Сертификат на привлечение трудовых ресурсов предлагается предоставлять работодателю при условии:

  • заключения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, соглашения;
  • заключения с работником, привлеченным для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации в субъект Российской Федерации, включенный в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, трудового договора на неопределенный срок или срочного трудового договора продолжительностью не менее двух лет.

Также предусматриваются дополнительные преференции для отдельных работодателей – юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, в части предоставления права привлекать работников в рамках региональных программ из субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.

Законопроект предусматривает также право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные меры финансовой поддержки, помимо предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработным гражданам и членам их семей, переселяющимся для трудоустройства по направлению органов службы занятости в сельскую местность.

Справочно:

Реализация региональных программ началась в 4 квартале 2015 года. Анализ правоприменительной практики реализации региональных программ показывает ежегодное увеличение числа работников, привлекаемых в рамках региональных программ из других субъектов Российской Федерации. Программы являются механизмом точечного привлечения высококвалифицированных кадров. Так, в рамках региональных программ было привлечено:

  • в 2015 году – 148 человек;
  • в 2016 году – 464 человека;
  • в 2017 году предполагается привлечь 1183 человека.

Перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным (утвержден распоряжением Правительства РФ от 20 апреля 2015 года № 696-р), включает 16 регионов: Камчатский, Красноярский, Пермский, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Архангельскую, Вологодскую, Калужскую, Липецкую, Магаданскую, Новосибирскую, Сахалинскую, Тамбовскую и Ульяновскую области, Чукотский автономный округ.

В настоящее время вакансии организаций, являющихся участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов, размещены в специальном разделе на портале «Работа в России» (www.trudvsem.ru).