По данным Росстата, численность экономически активного населения, по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, в ноябре 2017 года составила 76,4 млн человек или 52 % от общей численности населения страны. 3,9 млн человек или 5,1 % экономически активного населения классифицировались как безработные. Численность безработных в ноябре 2017 года по сравнению с ноябрем 2016 года уменьшилась на 228 тыс. человек или на 5,5 %.
В конце ноября 2017 года в государственных учреждениях службы занятости
населения состояло на учете в качестве безработных 732 тыс. человек, что
на 13,7 % меньше по сравнению с ноябрем 2016 года. Коэффициент
напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном
учете в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) в целом по
Российской Федерации снизился с 0,8 человека на одну вакансию в конце ноября
2016 года до 0,6 человека на одну вакансию в конце ноября 2017 года.
Программа повышения мобильности
трудовых ресурсов
С целью повышения трудовой мобильности в конце 2015 года начата реализация региональных программ по стимулированию работодателей к привлечению специалистов из других субъектов РФ.
В настоящее
время перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в
которые является приоритетным, включает 16 субъектов Российской Федерации:
Камчатский, Красноярский, Пермский, Приморский и Хабаровский края, Амурская,
Архангельская, Вологодская, Калужская, Липецкая, Магаданская, Новосибирская,
Сахалинская, Тамбовская и Ульяновская области, Чукотский автономный округ.Больше
всего регионов из Дальневосточного федерального округа – 7 из 9 регионов ДФО,
за исключением Якутии и Еврейской автономной области.
С целью
дальнейшего совершенствования механизма реализации региональных программ и
принятия мер по увеличению темпов их реализации Минтруд России подготовил
законопроект, при разработке которого учтены предложения субъектов Российской
Федерации, основанные на правоприменительной практике.
Для упрощения механизма реализации региональных программ и решения обозначенных проблем предлагается отказаться от включения в региональные программы инвестиционных проектов и перейти на непосредственный отбор работодателей, испытывающих потребность в работниках, которая не может быть удовлетворена за счет привлечения работников, проживающих в данном субъекте Российской Федерации. Это позволит работодателям привлекать работников в рамках региональных программ не только на вновь создаваемое производство или новый проект, но и на уже имеющиеся рабочие места, которые не могут быть замещены за счет привлечения местных трудовых ресурсов.
С целью
оптимизации реализации региональной программы предлагается предоставить право
субъектам Российской Федерации вносить изменения в региональную программу в
части корректировки перечня работодателей, участвующих в реализации
региональной программы, и (или) профессий (должностей, специальностей), на
которые предполагается привлечение работников в рамках региональной программы,
в пределах ранее согласованной численности привлекаемых работников без
согласования на федеральном уровне. О внесении в региональную программу
указанных изменений, а также о перераспределении между работодателями средств
субсидии предполагается уведомлять Минтруд России и Роструд.
Согласование
на федеральном уровне не утвержденной региональной программы, а проекта
региональной программы позволит сократить период согласования региональной
программы.
Кроме того,
предлагается отказаться от проверок работодателя на этапе выдачи ему
сертификата – работодатель будет проверяться один раз на этапе отбора и
включения в региональную программу. Также предлагается отказаться от требования
к работодателю не осуществлять сокращение численности или штата работников в
период получения и использования финансовой поддержки, предусмотренной
сертификатом.
Также предлагается проверять наличие задолженности у работодателя по уплате страховых
взносов, уплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах, не в момент выдачи ему сертификата, по итогам года.
Сертификат
на привлечение трудовых ресурсов предлагается предоставлять работодателю при
условии:
- заключения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, соглашения;
- заключения с работником, привлеченным для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации в субъект Российской Федерации, включенный в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, трудового договора на неопределенный срок или срочного трудового договора продолжительностью не менее двух лет.
Предусматриваются дополнительные преференции для отдельных работодателей –
юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Дальневосточного
федерального округа, в части предоставления права привлекать работников в
рамках региональных программ из субъектов Российской Федерации, включенных в
перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в
которые является приоритетным.
В настоящее время вакансии организаций, являющихся участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов, размещены в специальном разделе на портале «Работа в России».
Дополнительные
мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов
Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ
В рамках
реализации госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального
округа» проводится поэтапное введение в эксплуатацию туристических объектов
туристско-рекреационного кластера СКФО. Это потребует формирование рынка квалифицированных
трудовых ресурсов в регионе и подготовку профильных кадров как для реализации
инвестиционных проектов, так и для последующей эксплуатации инфраструктурных
объектов, оказания туристических и информационных услуг.
В 2018 году
на дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на
рынке труда субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский
федеральный округ, планируется направить 500 млн рублей. В программе
поддержки занятости предполагается участие более 8,2 тыс. человек.
Для
обеспечения занятости населения в сфере строительства и курортно-туристическом
комплексе при реализации различных социально-экономических проектов
предусмотрено опережающее профессиональное обучение, дополнительное
профессиональное образование и стажировка работников, находящихся по риском
увольнения, а также принимаемых на постоянную работу граждан.
В рамках
программы по поддержке рынка труда планируются мероприятия по созданию и
развитию предпринимательской деятельности, в том числе самозанятости незанятых
граждан, а также проведение независимой оценки квалификации работников и
незанятых граждан, имеющих профессию, на соответствие профессиональным
стандартам для получения свидетельства о квалификации.
Поскольку
особое внимание при реализации программы будет уделено занятости молодежи,
Минтруд России предлагает в рамках дополнительных мероприятий организовать
стажировки выпускников вузов и колледжей для получения опыта работы и
последующего трудоустройства.
Результатом
реализации данных мер должно стать вовлечение в различные сферы занятости
активной части незанятого населения, а также повышение конкурентоспособности
участников после приобретения новых специальностей (профессий).
Легализация неформальной
занятости
В 2017 году продолжена работа по выявлению неформальных трудовых отношений.
Под руководством Минтруда России в каждом субъекте Российской Федерации
созданы межведомственные комиссии, занимающиеся координацией деятельности и
мониторингом ситуации по снижению неформальной занятости, легализацией «серой»
заработной платы и повышением собираемости страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды.
В субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены планы
мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости, включающие в
себя:
- выявление сфер и видов экономической деятельности, для которых на территории того или иного региона характерно наличие нелегальной занятости;
- проведение адресной работы с хозяйствующими субъектами, имеющими признаки наличия неформальных трудовых отношений с работниками;
- оперативные рейдовые мероприятия с привлечением контрольно-надзорных органов;
- создание механизмов стимулирования легализации трудовых отношений путем внесения изменений и дополнений в региональные законодательные акты;
- формирование превентивных мер разъяснительного и предупредительного характера, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к соблюдению трудового законодательства Российской Федерации;
- проведение информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на информирование населения о негативных последствиях неформальной занятости;
- организацию «горячей линии» для приема обращений граждан по вопросам легализации трудовых отношений, нарушении трудовых прав работников.
По данным мониторинга Роструда по состоянию на 22 декабря 2017 года
выявлено более 2 млн 091 тыс. человек, находящихся в неформальных трудовых
отношениях, из них легализовано более 1 млн 179 тыс. работников.
Регионы-лидеры легализации: Ставропольский край, Белгородская область,
Республика Татарстан, г. Севастополь, Ростовская область.
Определение потребности в привлечении иностранных работников и установление
допустимой доли иностранных работников в отдельных видах экономической
деятельности на 2018 год
Потребность на 2018 год в привлечении иностранных работников, прибывающих в
Российскую Федерацию на основании визы, имеет тенденцию к снижению.
Минтрудом России подготовлено постановление Правительства Российской
Федерации от 6 декабря 2016 года № 1479 «Об определении потребности в
привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на
основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным
группам, и утверждении квот на 2018 год».
Потребность на 2018 год определена на основании предложений исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и сформирована с
учетом сложившегося положения на рынке труда, демографической ситуации и
принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.
В соответствии с постановлением потребность на 2018 год определена в
размере 140 423 человека, что составляет 79,3 % от потребности на 2017 год.
Преимущественно потребность в иностранных работниках имеется в замещении
рабочих мест, требующих наличия профессиональной квалификации. Распределение
потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников по
приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции
развития рынка труда, сопровождающиеся потребностью в привлечении
квалифицированных рабочих кадров, которые составляют 94,8 % от потребности на 2018
год.
Потребность и соответствующие объемы квоты позволят удовлетворить спрос
работодателей в квалифицированных работниках, реализовать инвестиционные
проекты.
Минтрудом России также подготовлено постановление Правительства Российской
Федерации от 4 декабря 2016 года № 1467, которое установило на 2018 год
допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами,
осуществляющими деятельность в отдельных видах деятельности на территории
Российской Федерации.
В некоторых сферах экономической деятельности подписанным постановлением на
2018 год сохранена установленная на 2017 год допустимая доля иностранных
работников, за исключением сферы прочего сухопутного пассажирского транспорта и
автомобильного грузового транспорта, где доля иностранных работников снижена с
30 % до 28 % общей численности работников.
Установленная допустимая доля в сфере выращивания овощей в размере 50 %
распространяется на хозяйствующие субъекты, действующие на территории России,
за исключением Ставропольского и Хабаровского краев, Астраханской,
Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Московской, Ростовской, Саратовской
областей. Такое исключение обусловлено имеющейся в этих регионах потребностью в
привлечении временных работников в период уборочных работ.
Установление допустимых долей позволяет более полно использовать имеющуюся в соответствующем субъекте Российской Федерации рабочую силу, а также стимулировать хозяйствующие субъекты внедрять современные технологии в свое производство, организовывать замещение рабочих мест, на которые привлекаются иностранные работники российскими гражданами, стимулировать участвовать в программах повышения мобильности трудовых ресурсов.
Виды экономической деятельности |
Допустимая доля в 2017 году |
Допустимая доля в 2018 году |
выращивание овощей (код 01.13.1) |
50 % (за исключением нескольких регионов) |
50 % (за исключением нескольких регионов) |
торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в
специализированных магазинах (код 47.25.1) |
15 % |
15 % |
торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах
(код 47.26) |
15 % |
15 % |
торговля розничная лекарственными средствами в специализированных
магазинах (аптеках) (код 47.73) |
0 % |
0 % |
торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) |
0 % |
0 % |
торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) |
0 % |
0 % |
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) |
30 % |
28 % |
деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) |
30 % |
28 % |
деятельность в области спорта прочая (код 93.19) |
25 % |
25 % |