Итоги года: занятость населения и трудовая миграция
28 декабря 2017

По данным Росстата, численность экономически активного населения, по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, в ноябре 2017 года составила 76,4 млн человек или 52 % от общей численности населения страны. 3,9 млн человек или 5,1 % экономически активного населения классифицировались как безработные. Численность безработных в ноябре 2017 года по сравнению с ноябрем 2016 года уменьшилась на 228 тыс. человек или на 5,5 %.

В конце ноября 2017 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 732 тыс. человек, что на 13,7 % меньше по сравнению с ноябрем 2016 года. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) в целом по Российской Федерации снизился с 0,8 человека на одну вакансию в конце ноября 2016 года до 0,6 человека на одну вакансию в конце ноября 2017 года.

Программа повышения мобильности трудовых ресурсов

С целью повышения трудовой мобильности в конце 2015 года начата реализация региональных программ по стимулированию работодателей к привлечению специалистов из других субъектов РФ.

В настоящее время перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, включает 16 субъектов Российской Федерации: Камчатский, Красноярский, Пермский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Вологодская, Калужская, Липецкая, Магаданская, Новосибирская, Сахалинская, Тамбовская и Ульяновская области, Чукотский автономный округ.Больше всего регионов из Дальневосточного федерального округа – 7 из 9 регионов ДФО, за исключением Якутии и Еврейской автономной области.

С целью дальнейшего совершенствования механизма реализации региональных программ и принятия мер по увеличению темпов их реализации Минтруд России подготовил законопроект, при разработке которого учтены предложения субъектов Российской Федерации, основанные на правоприменительной практике.

Для упрощения механизма реализации региональных программ и решения обозначенных проблем предлагается отказаться от включения в региональные программы инвестиционных проектов и перейти на непосредственный отбор работодателей, испытывающих потребность в работниках, которая не может быть удовлетворена за счет привлечения работников, проживающих в данном субъекте Российской Федерации. Это позволит работодателям привлекать работников в рамках региональных программ не только на вновь создаваемое производство или новый проект, но и на уже имеющиеся рабочие места, которые не могут быть замещены за счет привлечения местных трудовых ресурсов.

С целью оптимизации реализации региональной программы предлагается предоставить право субъектам Российской Федерации вносить изменения в региональную программу в части корректировки перечня работодателей, участвующих в реализации региональной программы, и (или) профессий (должностей, специальностей), на которые предполагается привлечение работников в рамках региональной программы, в пределах ранее согласованной численности привлекаемых работников без согласования на федеральном уровне. О внесении в региональную программу указанных изменений, а также о перераспределении между работодателями средств субсидии предполагается уведомлять Минтруд России и Роструд.

Согласование на федеральном уровне не утвержденной региональной программы, а проекта региональной программы позволит сократить период согласования региональной программы.

Кроме того, предлагается отказаться от проверок работодателя на этапе выдачи ему сертификата – работодатель будет проверяться один раз на этапе отбора и включения в региональную программу. Также предлагается отказаться от требования к работодателю не осуществлять сокращение численности или штата работников в период получения и использования финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом.

Также предлагается проверять наличие задолженности у работодателя по уплате страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не в момент выдачи ему сертификата, по итогам года.

Сертификат на привлечение трудовых ресурсов предлагается предоставлять работодателю при условии:

  • заключения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, соглашения;
  • заключения с работником, привлеченным для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации в субъект Российской Федерации, включенный в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, трудового договора на неопределенный срок или срочного трудового договора продолжительностью не менее двух лет.

Предусматриваются дополнительные преференции для отдельных работодателей – юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, в части предоставления права привлекать работников в рамках региональных программ из субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.

В настоящее время вакансии организаций, являющихся участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов, размещены в специальном разделе на портале «Работа в России».

Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ

В рамках реализации госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» проводится поэтапное введение в эксплуатацию туристических объектов туристско-рекреационного кластера СКФО. Это потребует формирование рынка квалифицированных трудовых ресурсов в регионе и подготовку профильных кадров как для реализации инвестиционных проектов, так и для последующей эксплуатации инфраструктурных объектов, оказания туристических и информационных услуг.

В 2018 году на дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, планируется направить 500 млн рублей. В программе поддержки занятости предполагается участие более 8,2 тыс. человек.

Для обеспечения занятости населения в сфере строительства и курортно-туристическом комплексе при реализации различных социально-экономических проектов предусмотрено опережающее профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование и стажировка работников, находящихся по риском увольнения, а также принимаемых на постоянную работу граждан.

В рамках программы по поддержке рынка труда планируются мероприятия по созданию и развитию предпринимательской деятельности, в том числе самозанятости незанятых граждан, а также проведение независимой оценки квалификации работников и незанятых граждан, имеющих профессию, на соответствие профессиональным стандартам для получения свидетельства о квалификации.

Поскольку особое внимание при реализации программы будет уделено занятости молодежи, Минтруд России предлагает в рамках дополнительных мероприятий организовать стажировки выпускников вузов и колледжей для получения опыта работы и последующего трудоустройства.

Результатом реализации данных мер должно стать вовлечение в различные сферы занятости активной части незанятого населения, а также повышение конкурентоспособности участников после приобретения новых специальностей (профессий).

Легализация неформальной занятости

В 2017 году продолжена работа по выявлению неформальных трудовых отношений.

Под руководством Минтруда России в каждом субъекте Российской Федерации созданы межведомственные комиссии, занимающиеся координацией деятельности и мониторингом ситуации по снижению неформальной занятости, легализацией «серой» заработной платы и повышением собираемости страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены планы мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости, включающие в себя:

  • выявление сфер и видов экономической деятельности, для которых на территории того или иного региона характерно наличие нелегальной занятости;
  • проведение адресной работы с хозяйствующими субъектами, имеющими признаки наличия неформальных трудовых отношений с работниками;
  • оперативные рейдовые мероприятия с привлечением контрольно-надзорных органов;
  • создание механизмов стимулирования легализации трудовых отношений путем внесения изменений и дополнений в региональные законодательные акты;
  • формирование превентивных мер разъяснительного и предупредительного характера, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к соблюдению трудового законодательства Российской Федерации;
  • проведение информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на информирование населения о негативных последствиях неформальной занятости;
  • организацию «горячей линии» для приема обращений граждан по вопросам легализации трудовых отношений, нарушении трудовых прав работников.

По данным мониторинга Роструда по состоянию на 22 декабря 2017 года выявлено более 2 млн 091 тыс. человек, находящихся в неформальных трудовых отношениях, из них легализовано более 1 млн 179 тыс. работников. Регионы-лидеры легализации: Ставропольский край, Белгородская область, Республика Татарстан, г. Севастополь, Ростовская область.

Определение потребности в привлечении иностранных работников и установление допустимой доли иностранных работников в отдельных видах экономической деятельности на 2018 год

Потребность на 2018 год в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, имеет тенденцию к снижению.

Минтрудом России подготовлено постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2016 года № 1479 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2018 год».

Потребность на 2018 год определена на основании предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и сформирована с учетом сложившегося положения на рынке труда, демографической ситуации и принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.

В соответствии с постановлением потребность на 2018 год определена в размере 140 423 человека, что составляет 79,3 % от потребности на 2017 год.

Преимущественно потребность в иностранных работниках имеется в замещении рабочих мест, требующих наличия профессиональной квалификации. Распределение потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся потребностью в привлечении квалифицированных рабочих кадров, которые составляют 94,8 % от потребности на 2018 год.

Потребность и соответствующие объемы квоты позволят удовлетворить спрос работодателей в квалифицированных работниках, реализовать инвестиционные проекты.

Минтрудом России также подготовлено постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2016 года № 1467, которое установило на 2018 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах деятельности на территории Российской Федерации.

В некоторых сферах экономической деятельности подписанным постановлением на 2018 год сохранена установленная на 2017 год допустимая доля иностранных работников, за исключением сферы прочего сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта, где доля иностранных работников снижена с 30 % до 28 % общей численности работников.

Установленная допустимая доля в сфере выращивания овощей в размере 50 % распространяется на хозяйствующие субъекты, действующие на территории России, за исключением Ставропольского и Хабаровского краев, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Московской, Ростовской, Саратовской областей. Такое исключение обусловлено имеющейся в этих регионах потребностью в привлечении временных работников в период уборочных работ.

Установление допустимых долей позволяет более полно использовать имеющуюся в соответствующем субъекте Российской Федерации рабочую силу, а также стимулировать хозяйствующие субъекты внедрять современные технологии в свое производство, организовывать замещение рабочих мест, на которые привлекаются иностранные работники российскими гражданами, стимулировать участвовать в программах повышения мобильности трудовых ресурсов.

Виды экономической деятельности

Допустимая доля в 2017 году

Допустимая доля в 2018 году

выращивание овощей (код 01.13.1)

50 % (за исключением нескольких регионов)

50 % (за исключением нескольких регионов)

торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах

(код 47.25.1)

15 %

15 %

торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26)

15 %

15 %

торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73)

0 %

0 %

торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках

(код 47.8)

0 %

0 %

торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99)

0 %

0 %

деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3)

30 %

28 %

деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41)

30 %

28 %

деятельность в области спорта прочая (код 93.19)

25 %

25 %