«Законопроектом, разработанным Минтрудом России, - заявил Министр Максим Топилин, - предлагается включить задолженность по заработной плате в перечень признаков банкротства предприятия». При этом, по словам главы Минтруда России, работники, в том числе бывшие, получат право инициировать дело о банкротстве в случае наличия такой задолженности.

Кроме того, законопроектом требования об оплате труда работников, относящиеся к требованиям по текущим платежам, в случае банкротства работодателя выделяются отдельно во вторую очередь текущих требований  (и, соответственно, остальные требования второй очереди сдвигаются в новую третью очередь).

«Законопроект также предусматривает увеличение «срока давности» по делам об административном правонарушении за невыплату зарплаты с двух месяцев до одного года со дня его совершения», - добавил Максим Топилин. Он уточнил, что это решает проблему невозможности привлечения в настоящее время работодателя к ответственности в течение третьего месяца с момента образования задолженности, поскольку уголовная ответственность предусмотрена за частичную невыплату заработной платы свыше трёх месяцев.

Максим Топилин подчеркнул, что все эти меры позволят повысить эффективность защиты права работников, стимулировать работодателей к своевременной выплате заработной платы под риском банкротства.

Справочно:

В целях повышения эффективности защиты права работников на получение заработной платы и иных причитающихся им выплат в случае банкротства работодателя законопроектом предусматривается внесение в Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следующих изменений:

  • наделение работников (бывших работников) правом инициировать дело о банкротстве, включение задолженности по заработной плате в перечень признаков банкротства, а также уточнение в связи с этим используемой в Законе о банкротстве терминологии, например указание, что под банкротством понимается неспособность должника в полном объёме удовлетворить в том числе требования кредиторов о выплате выходных пособий и об оплате труда работников (бывших работников);
  • введение обязанности руководителя должника обратиться с заявлением должника в арбитражный суд при наличии не погашенной свыше трёх месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженности по заработной плате;
  • выделение требований об оплате труда работников (бывших работников), относящихся к требованиям по текущим платежам, отдельно во вторую очередь текущих требований и соответственно выделение остальных требований второй очереди в новую третью очередь;
  • уточнение очерёдности удовлетворения требований кредиторов, не относящихся к требованиям по текущим платежам: из первой очереди исключены требования о компенсации морального вреда, в составе второй очереди сформированы три подочереди (оплата труда в сумме не более 30 тыс. рублей за каждый месяц на одного работника; оставшиеся требования об оплате труда; выплата вознаграждений физическим лицам – авторам результатов интеллектуальной деятельности).

Законопроектом также предлагается внести изменение в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающее увеличение срока, в течение которого может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении за невыплату заработной платы, до одного года со дня его совершения вместо предусмотренных в настоящее время двух месяцев. Это решает проблему невозможности привлечения в настоящее время работодателя к ответственности в течение третьего месяца с момента образования задолженности, поскольку уголовная ответственность предусмотрена за частичную невыплату заработной платы свыше трёх месяцев.

Принятие законопроекта будет способствовать:

  • предупреждению возникновения задолженности по заработной плате;
  • обеспечению получения работниками причитающихся им выплат в случае банкротства работодателя;
  • повышению эффективности мер административной ответственности за нарушение трудового законодательства в части несвоевременной выплаты заработной платы.