Минтруд России подготовил проекты федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

По словам Министра Максима Топилина, законопроект о специальной оценке условий труда предусматривает введение единой процедуры, позволяющей объективно выявить и оценить вредные условия на конкретных рабочих местах.

Специальная оценка условий труда предусматривает:

  • выявление вредных производственных факторов;
  • проведение измерений уровней указанных факторов;
  • распределение условий труда на рабочих местах по классам (4 класса – оптимальные, допустимые, вредные, опасные).

«Мы также предлагаем ввести процедуру декларирования работодателями соответствия условий труда требованиям законодательства, которая позволит существенно сократить расходы предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса, в том случае, если вредные производственные факторы на рабочих местах не выявлены», - подчеркнул Максим Топилин.

В отношении рабочих мест, на которых по результатам спецоценки не выявлены вредные или опасные условия труда, работодателем подается в государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая действительна в течение 5 лет.  По окончании срока ее действия в случае отсутствия за этот период несчастных случаев и профессиональных заболеваний у работников, срок действия декларации можно будет продлить еще на 5 лет.

Результаты специальной оценки условий труда носят универсальный характер и могут использоваться для широкого спектра социально-трудовых отношений.

Во-первых, это реализация принципиальных договоренностей с бизнес-сообществом и создание правового механизма, призванного экономически стимулировать работодателей к улучшению условий труда, а также полностью освободить работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов, если ими обеспечены безопасные условия труда для работников.

 «В зависимости от итогов специальной оценки будет устанавливаться размер дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд. Чем безопаснее труд, тем ниже отчисления в ПФР», - отметил Министр.

Во-вторых, на основании результатов спецоценки условий труда будет устанавливаться объем гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда: повышенный размер оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени.

«По согласованию с работодателями и профсоюзами, на отраслевом уровне и с обязательного письменного согласия работника, ряд этих компенсаций может осуществляться в денежной форме», - рассказал Максим Топилин.

При этом в целях защиты прав работников Трудовым кодексом РФ устанавливаются минимальные гарантированные размеры компенсаций. Также предусмотрено сохранение работникам объема предоставляемых гарантий и компенсаций, достигнутого по состоянию на декабрь 2013 года, при условии их дальнейшей занятости во вредных условиях труда.

Законопроект предусматривает сохранение досрочного пенсионного обеспечения в рамках обязательного пенсионного страхования, но с введением нового дополнительного условия – льготная пенсия должна предоставляться тем работникам из числа указанных в Списках, на чьих рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда подтверждено наличие вредных или опасных условий труда.

Наряду с этим работникам предоставляется возможность добровольно включиться в систему негосударственного пенсионного обеспечения, создаваемую работодателем совместно с негосударственными пенсионными фондами, и формировать свои досрочные пенсионные права в рамках негосударственного пенсионного фонда. В этих целях предусмотрены соответствующие поправки в закон о негосударственных пенсионных фондах и закон о трудовых пенсиях.

Законопроектами предусмотрено существенное усиление роли профсоюзов в сфере охраны труда. Им предоставлено право полноценно участвовать в процедуре специальной оценки условий труда, а также влиять на объем обоюдных прав работников и работодателей.

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс в части усиления административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства об охране труда. В частности, вводится повышенная административная ответственность за:

  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Наиболее строгая мера ответственности для организации установлена при повторном (в течение года) нарушении требований охраны труда – штраф до 200 тыс. рублей и административное приостановление деятельности. Кроме того, усиливается уголовная ответственность за нарушения требований охраны труда, повлекшие гибель двух и более работников. Надзор за соблюдением требований закона возлагается на Роструд.

Все предусмотренные регламентом процедуры проведены: законопроекты прошли оценку регулирующего воздействия, правовую и антикоррупционную экспертизы Минюста России, согласованы со всеми заинтересованными федеральными органами.

Законопроекты прошли общественное обсуждение на различных публичных площадках и были одобрены сторонами социального партнерства на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 26 июля 2013 года. 

Справочно:

В настоящее время по данным Росстата численность экономически активного населения Российской Федерации, занятого в экономике, составила более 71 млн человек.  Рабочие места с вредными условиями труда составляют до 31,8 % от общего количества рабочих мест, то есть на них занято свыше 21 млн работников.

Работа во вредных условиях является причиной большого числа профессиональных заболеваний. Ежегодно количество профессиональных заболеваний увеличивается на 5-7 тысяч.

Суммарные экономические потери государства и работодателей от указанных причин составляют 1, 94 трлн рублей ежегодно.