Как отметила в своем выступлении заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова, «законопроект предусматривает установление с 1 января 2018 года МРОТ в сумме 9489 рублей или 85 % от фактического прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года».
«С
2019 года законопроект вводит постоянный механизм установления МРОТ на уровне
100 % фактического прожиточного минимума за II квартал предыдущего года», –
сообщила замминистра.
Абсолютное
значение МРОТ будет ежегодно устанавливаться федеральным законом, что, по
словам Любови Ельцовой, «позволит своевременно учитывать значение МРОТ при формировании
бюджетов и планировании деятельности для работодателей во внебюджетном
секторе».
Она
также отметила, что законопроектом предусмотрена норма, что в случае снижения
фактического прожиточного минимума величина МРОТ не будет уменьшаться.
«Учитывая
необходимость планирования бюджетных средств на трехлетний период для доведения
МРОТ до прожиточного минимума, законопроектом предложено установление новой
потребительской корзины с 1 января 2021 года. Изменение связано с тем, что изменение методики исчисления прожиточного
минимума в связи с пересмотром корзины существенно затруднит планирование средств
на повышение МРОТ как для бюджетной сферы, так и для внебюджетного сектора», –
рассказала замминистра.
По
словам Любови Ельцовой, изменение цен по товарам и услугам, входящим в
потребительскую корзину, будет полностью учитываться при установлении
прожиточного минимума. «То, что корзина не меняется – не означает, что не будет
изменяться прожиточный минимум», – отметила она.
Кроме
того, законопроект предусматривает установление прожиточного минимума с 2018
года в порядке, установленном Правительством России, то есть приказом Минтруда России,
который будет размещаться в том числе на сайте Росстата. Это связано с тем, что
величина прожиточного минимума основана на данных Росстата.
Законопроектом
также предлагается привести в соответствие с требованием о применении МРОТ для
регулирования заработной платы порядок выплаты размера компенсации вызываемым в
суды свидетелям. В настоящее время в ряде случаев он связан с МРОТ,
предлагается для всех случаев использовать действующий порядок компенсации
судебных издержек исходя из абсолютной суммы, установленной постановлением
Правительства Российской Федерации от № 1240 от 1 декабря 2012 года.
Расходы
на повышение МРОТ составят:
- в 2018 году 43,3 млрд рублей, в том числе 26,2 млрд рублей за счет бюджетов всех уровней;
- в 2019 году 72,7 млрд рублей, в том числе 43,9 млрд рублей за счет бюджетов всех уровней.
Дополнительная
потребность в реальном секторе экономики, по оценке Минтруда России, составит
(к предыдущему году) в 2018 году 17,1 млрд рублей, в 2019 году 28,8
млрд рублей.
В
2020 году, учитывая, что расходы уже войдут в фонд оплаты труда, дополнительных
финансовых средств на повышение заработной платы в связи с повышением МРОТ не
потребуется.
При
этом треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с
физических лиц.
Законопроект был рассмотрен на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 18 сентября 2017 года.