Председатель правления ПФР Антон Дроздов в интервью «Российской газете» — о российской пенсионной системе
03 марта 2015

 Что ждет пенсионеров в связи с кризисом? Насколько устойчиво положение Пенсионного фонда? Так ли уж необходимы жесткие меры экономии — от повышения пенсионного возраста до ограничения выплат работающим пенсионерам? На вопросы «РГ» ответил председатель правления ПФР Антон Дроздов.

Ежегодно в апреле проводится второе повышение пенсий. В этом году апрельской индексации не будет. Почему так сурово? В 90-е годы инфляция была намного больше и даже были задержки пенсий, но сами выплаты индексировались регулярно.

Антон Дроздов: Мы действуем строго по закону. С 1 февраля страховые пенсии индексируют по фактической инфляции за предшествующий год. А с 1 апреля может проводиться доиндексация, в том случае, если рост доходов Пенсионного фонда превысил уровень инфляции. Все последние годы так и было. Но в прошлом году получилось иначе. Бюджет ПФР утверждали из расчета, что инфляция будет 7,5%. Фактическая инфляция составила 11,4%. И в феврале страховые пенсии были проиндексированы на эту величину. Так что государство выполнило свои социальные обязательства.

Что касается индексации с 1 апреля, то она привязана к росту доходов ПФР, к росту зарплат и к поступлению страховых взносов. Если зарплаты растут быстрее инфляции (как это было в последние годы), появляются ресурсы для доиндексации.

В прошлом году зарплаты выросли всего на 9,2%, а индексация уже проведена на 11,4%. Так что ни юридических, ни экономических оснований для доиндексации в этом году нет. Но главное достигнуто — пенсии не обесценились. Если в текущем году у нас в экономике будет складываться ситуация, когда опять зарплаты будут расти выше инфляции, то соответственно в следующем году у нас будет две индексации пенсий.

Но ведь цены на товары, которые в первую очередь нужны пенсионерам — это еда, лекарства — выросли намного выше показателя «общей» инфляции. Так что положение пенсионеров, даже после индексации, лучше не стало.

Антон Дроздов: Страховая пенсия привязана к двум индикаторам: росту зарплат и инфляции. По этим двум показателям индексируют пенсии во всем мире. И бывают периоды, когда зарплата растет более быстрыми темпами по сравнению с инфляцией, и для выплаты пенсий это благоприятное время. Но когда экономика ослабляется, инфляция обгоняет заработную плату. Тогда страховые пенсии индексируют на уровень инфляции, чтобы пенсии не обесценились.

А вот социальные пенсии, которые не зависят от роста зарплаты, и являются нестраховыми, у нас привязаны именно к уровню прожиточного минимума, то есть к росту цен на товары, о которых вы говорите. По предварительным расчетам, с 1 апреля социальные пенсии проиндексируют на 10,3%.

В последнее время снова говорят о возможности не платить пенсии работающим пенсионерам, об увеличении стажа для получения пенсии за выслугу лет врачами и учителями. Так ли уж необходимо включать ограничения именно сейчас, когда и без того жить стало труднее?

Антон Дроздов: Все, что вы перечислили — это отнюдь не новые и не антикризисные меры. В Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, которая утверждена правительством, все эти вопросы рассмотрены. Это меры, которые призваны обеспечить для пенсионной системы большую справедливость и сбалансированность. В значительной степени Стратегия уже реализована — введен новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии, но ряд решений был перенесен на более поздний срок.

Возьмем пенсионное обеспечение учителей и врачей. Не секрет, что в советское время досрочные пенсии для некоторых профессий были некой заменой увеличения зарплаты, рост которой в тех экономических условиях не был возможен. Так что, по сути, введя пенсии по выслуге лет, государство давало дополнительный стимул для тех, кто шел работать в здравоохранение и образование. 

В условиях рыночной экономики и страховой пенсионной системы такие меры уже не работают и несправедливы: ведь за досрочные пенсии одних групп работников платят все остальные. Кроме того, в соответствии с президентскими указами продолжается повышение зарплаты всех бюджетников. Получается, что и досрочные пенсии остаются, и зарплата растет. По мере роста доходов дополнительный стимул в виде досрочной пенсии будет уже не нужен. К тому же резкого повышения стажа не будет. Минтруд предлагает плавное, постепенное движение: первые четыре года необходимый стаж будет увеличиваться по 3 месяца в год, потом по 6, а в итоге страховые пенсии за выслугу лет медработникам и учителям будут назначаться в общеустановленном пенсионном возрасте, но будет это только через 25−30 лет. Но, подчеркну, это — предложения, которые еще будут обсуждаться и просчитываться.

А работающие пенсионеры? Где тут справедливость: ограничить в выплатах тех, кто работает и зарабатывает больше остальных?

Антон Дроздов: Это тоже мера из Стратегии. По работающим пенсионерам логика была следующая. Страховая пенсия — это часть утраченного заработка, когда человек по возрасту и состоянию здоровья уже не может трудиться. В этом суть пенсионного страхования. Если человек работает, то заработок он не утрачивает.

Да, в советское время пенсии, продолжая трудиться, могли получать только рабочие. А ИТР выбирали — или пенсия, или зарплата. Но у нас сейчас пенсионеры работают в основном не от хорошей жизни, а потому, что на пенсию достойно не проживешь.

Антон Дроздов: Минтруд это как раз и учел. В нашей стране — высокая дифференциация зарплат, и работающие пенсионеры в основном получают невысокую зарплату. Конечно, имея зарплату в 10 тысяч рублей, еще 8−10 тысяч пенсии для них — существенно. Проанализировав ситуацию, предположили, что возможно ограничить получение пенсии у тех, кто зарабатывает миллион в год — 83 тысячи рублей в месяц. Планка высокая: таких работников-пенсионеров в стране не так много — порядка 220 тысяч. Они смогут вновь получать пенсию, когда прекратят работать или не смогут получать такую высокую зарплату.

А как вы относитесь к аналогичному предложению Минфина, который предлагает ограничить всех работающих пенсионеров?

Антон Дроздов: Мы тут расходимся с Минфином, который предлагает ограничивать выплату фиксированной части пенсии (это 4383 рубля минимум) тем, кто зарабатывает порядка 18 тыс. рублей. Средняя зарплата сейчас 30 тыс. рублей, так что в этом случае ограничение коснется уже 11 из 14 миллионов работающих пенсионеров. Это и те, кто получает небольшую зарплату и невысокую пенсию. Социальный блок против такого подхода.

В пенсионную формулу заложен бонус: если отложить выход на пенсию, продолжить работу без ее оформления, то за три года размер пенсии вырастет на 20%, а за пять — еще больше. А работающие пенсионеры смогут воспользоваться этим механизмом? Если уж им запретят получать пенсию вместе с зарплатой, то хотя бы потом они смогут получить прибавку?

Антон Дроздов: Система начисления дополнительных премиальных баллов и увеличения фиксированной выплаты распространяется на всех. Работающие пенсионеры могут добровольно приостановить получение пенсии, а после прекращения работы снова возобновить ее получение, за это время будут начислены дополнительные пенсионные баллы. Минимальный срок такой остановки — год, и пенсия потом будет увеличена. Этот же принцип распространится и на «высокооплачиваемых» пенсионеров, если они оформят приостановку пенсионных выплат.

А вы не считаете, что высокооплачиваемые пенсионеры, чтобы сохранить выплаты, часть зарплаты начнут получать «серым» образом? И Пенсионный фонд в итоге потеряет часть взносов...

Антон Дроздов: Не думаю. Большинство из них работает либо в государственном секторе, либо в крупных уважаемых компаниях, которые не могут и не заинтересованы в том, чтобы уводить зарплату в тень. Кроме того, как я уже сказал, работающим начисляются дополнительные баллы. Любое снижение заработка уменьшит их будущие пенсионные права.

Какова ситуация с пенсионным возрастом? Когда принимали новую пенсионную формулу, говорили: в ней заложен механизм «мягкого» повышения возраста — когда человеку выгодно оформить пенсию позже, и этого, мол, достаточно для сбалансированности бюджета ПФР. Но сейчас снова заговорили о повышении общеустановленного пенсионного возраста?

Антон Дроздов: В свое время у нас было несколько аргументов против повышения пенсионного возраста. Первое — это демография, а именно недостаточно высокая продолжительность жизни, особенно у мужчин. Второе — это механизм расчета пенсий. Формула была такой, что сокращения расходов Пенсионного фонда при увеличении возраста выхода на пенсию не происходило бы. Третье — низкая зарплата значительной части населения, особенно женщин. Четвертое — рынок труда.

Сейчас ситуация меняется. Постепенно растет продолжительность жизни. Время нахождения на пенсии тоже увеличилось в среднем до 21,5 года, а у женщин — 25,3 года. Пенсионную формулу мы поменяли, зарплаты бюджетникам увеличиваем.

Но дискуссия продолжается, взвешиваются все «за» и «против». Надо ведь учесть и состояние здоровья населения, которое в России к 60−65 годам хуже, чем в той же Европе. После 60 лет многим людям дается инвалидность.

Я только хочу сказать, чтобы было понятно, что эффект повышения пенсионного возраста — это не вопрос исключительно экономии средств Пенсионного фонда, хотя это тоже важно. Эффект возраста — это вопрос справедливости распределения между поколениями страховых взносов, которые платятся в пенсионную систему. Если планку возраста делаем слишком низкой, мы повышаем количество людей, получающих пенсию, и тем самым увеличиваем нагрузку на тех, кто сейчас работает и отчисляет страховые взносы. Если планку возраста делаем слишком высокой, мы, наоборот, занижаем время нахождения на пенсии, то есть, по сути, обделяем старшее поколение.

Чтобы выбрать этот справедливый рубеж между поколениями, нужно тщательно просчитать все факторы. Именно поэтому сейчас, учитывая то, что уже прошло определенное время, мы с минтрудом и другими коллегами из правительства возобновили изучение этого вопроса. Как только будем иметь все необходимые данные, выстроим все аргументы, — будет приниматься открытое решение: «созрела» ситуация или «не созрела».

Повышение возраста всегда чревато социальными протестами. Как «выкручиваются» правительства других стран?

Антон Дроздов: По-разному. Но обычно ищут какие-то компромиссные варианты. Например, в тех странах, где пенсионный возраст повышен, допустим, до 67 лет, оставляют право более раннего выхода на пенсию, но с получением пенсии не в полном размере, а 50−70% от пенсии. Каждый человек оценивает свое здоровье, возможность работать и принимает решение. 

Может, прежде чем прорабатывать непопулярные меры, стоило бы позаботиться об увеличении доходов Пенсионного фонда? Например, добиться полной легализации зарплат, что обеспечило бы полное поступление страховых взносов?

Антон Дроздов: Ситуация с собираемостью страховых взносов стабильная. В прошлом году мы собрали на 6,7% больше, чем в 2013 году. Задолженность — на уровне 1,2%, это достаточно низкий уровень в таких экономических условиях. В этом году взносы поступают в ожидаемых объемах, на 3,8% больше, чем в прошлом году. При этом нам минэкономразвития дало прогноз, что фонд оплаты труда за год увеличится всего на 2,7%.

Это наша постоянная и рутинная работа: добиваться улучшения собираемости. Мы взаимодействуем с судебными приставами в электронном виде: чем быстрее мы даем им сигнал о задолженности, тем быстрее произойдет взыскание. На тех же принципах выстроена работа с банками по счетам должников.

С прошлого года мы ввели Единую отчетность по страховым взносам и персонифицированному учету. Это экономит ресурсы и время наше и страхователей. Теперь видна динамика начисленных и уплаченных страховых взносов по каждому работнику и по организации, потому что отчетность единая по взносам и по людям. У нас все 100% отчетности проходит камеральную проверку. Именно во время камеральных проверок выявляется 9 из 10 нарушений. Поэтому нам не нужно много выездных проверок, а те, что есть — синхронизированы с ФСС.

При этом 90% страхователей с нами взаимодействуют только в электронном виде. Кроме этого, на нашем сайте появился электронный «Кабинет плательщика». В нем можно проверить отчетность, сверить платежи, увидеть задолженность, сформировать платежные документы. Это очень важно для индивидуальных предпринимателей, для малого бизнеса, когда люди не имеют возможности нанять бухгалтера. Сейчас этим ресурсом пользуется уже 50−60% плательщиков.

И все-таки что делается, чтобы страховые взносы платили все и за всех?

Антон Дроздов: Вы знаете эту историю — в прошлом году мы проанализировали персональные данные, и выяснили, что примерно за 20 млн человек трудоспособного населения страховые взносы в ПФР не поступают, и на то видимых причин нет — не пенсионеры, не инвалиды, не военные, не студенты, на бирже труда не значатся...

И что с этой армией будете делать?

Антон Дроздов: Сейчас регионы вместе с нашими территориальными органами, и с ФОМСом проводят выверку, опросы, чтобы выяснить, кто эти люди, почему нет взносов. С этим нужно разобраться: это домохозяйка, или работающий человек, который свои доходы просто скрывает, получая «серую» зарплату. Нужно выяснить причины, почему человек не работает. Затем по каждой массовой причине будут вырабатываться меры.

Резюмирую: для нас, как администраторов страховых взносов на ОПС, проведение такой работы в регионах крайне важно потому, что тесно связано с вопросом формирования пенсионных прав. Неправильно, когда звучат предложения эти функции разорвать и по разным ведомствам раскидать. Нет такой практики, чтобы персонифицированный учет прав и администрирование страховых взносов находились в разных руках.

Когда я готовилась к интервью, я зашла в свой «Личный кабинет». И, знаете, была впечатлена: посмотрела все мои места работы за все годы, посчитала размер будущей пенсии. Быстро и удобно. Что еще дает кабинет?

Антон Дроздов: Личный кабинет нужен для того, чтобы человек мог найти ответы на свои вопросы, не приходя в Пенсионный фонд. Каждый год к нам обращается около 30 млн человек. Личный кабинет — это форма предоставления гражданам в дистанционном режиме услуг фонда и информации. Но только тем гражданам, которые зарегистрированы на сайте госуслуг или в госсистеме аутентификации и идентификации. Сервис защищен, вы же видели — в нем весь массив ваших персональных данных: места работы, стаж, заработок...

Мы уже три года не рассылаем «писем счастья», и, если человек хочет узнать актуальную информацию о своих пенсионных правах, он увидит все данные в своем «личном кабинете». Все пенсионные права пересчитали в пенсионные баллы, указали все известные нам места работы, суммировали стаж. От количества баллов зависит и размер пенсии, которую тоже можно примерно посчитать. Для этого в кабинете работает личный пенсионный калькулятор. Сервис получения в любой момент актуальной информации о пенсионных правах, — это, конечно же, и тема планирования будущей пенсии. Одно дело смотреть на пенсионную формулу отвлеченно, и совсем другое дело — с помощью калькулятора. В него заложены стаж и баллы на данный момент, и есть возможность поупражняться, помоделировать будущие возможности, посмотреть, как будет меняться размер пенсии в том или ином случае. А дальше принять решения, сколько еще работать, с какой зарплатой работать.

А если какие-то данные, по мнению человека, в его «кабинете» не отражены или указаны неправильно?

Антон Дроздов: Источник всей информации — это отчетность работодателей, которую они сдают в ПФР. Поэтому, если что-то с вашими данными не так — не тяните, обратитесь к работодателю, получите подтверждающие документы и принесите их в пенсионный фонд. Дополним и исправим. Не стоит ждать дня выхода на пенсию.

К сожалению, когда человек приходит к нам оформлять пенсию, начинают возникать все эти вопросы. И выясняется, что зарплата была не белая, или что работодатель не сдавал отчетность. Поэтому гражданину важно, чтобы он узнавал о таких проблемах заранее и снимал все вопросы уже сейчас, а не когда придет к нам за пенсией.

Тем более что каких-то компаний, предприятий к моменту выхода работника на пенсию уже вообще может не быть в природе. Но ведь это не все возможности «кабинета»?

Антон Дроздов: Там есть простые услуги: обратиться в Пенсионный фонд с заявлением, жалобой. Есть электронная очередь: записаться на прием в удобное вам время. В этом году добавится возможность подать заявление об изменении способа доставки пенсии. Об оформлении материнского капитала.

А со следующего года можно будет подать заявление о назначении пенсии. Еще некоторое время назад нам казалось, что это фантастика, а вот в конце февраля уже начали в пилотных регионах принимать заявления на назначение пенсии. Сейчас мы отрабатываем всю технологию: как заявление поступает к нам, как мы проверяем достоверность данных, как происходит оценка пенсионных прав, и так далее до уведомления о назначении пенсии. При этом если у гражданина будут вопросы, то он всегда к нам может прийти на личную консультацию. Особенно это важно, если есть льготы, награды.

Сервисы личного кабинета будут расширяться, мы планируем через него принимать все виды заявлений на получение наших госуслуг: социальных выплат, управления пенсионными накоплениями и так далее. Пенсионный фонд сейчас оказывает 25 госуслуг гражданам.

А еще у нас с прошлого года идет эксперимент: работодатели заключили с нами соглашения и заранее предоставляют нам в электронном виде документы для назначения пенсии на своих работников. Поэтому, когда такие работники приходят в пенсионный фонд, у нас уже есть все документы, они проверены, и мы очень быстро назначаем пенсию. В прошлом году таким образом мы назначили более 180 тыс. пенсий. А сегодня у нас есть соглашения уже с более чем 250 тысячами, в том числе и с самыми крупными. Работодатели очень охотно откликнулись на нашу инициативу.

У Пенсионного фонда очень много функций. Как вы справляетесь с таким объемом информации?

Антон Дроздов: Да, у нас огромная клиентская база. 70 млн человек работающих, 40 млн пенсионеров, 17 млн получателей пособий. СНИЛС мы выдаем всем гражданам, он стал единым идентификатором гражданина при получении им государственных и муниципальных услуг. Еще мы взаимодействуем со всеми плательщиками страховых взносов. У нас постоянно появляются новые функции. А еще мы крупнейший поставщик информации для других ведомств — мы ежегодно получаем более 1,3 млрд информационных запросов от порядка 2,5 тыс. информационных систем органов власти, субъектов, муниципалитетов. Понятно, что в этих условиях мы должны постоянно модернизировать информационную систему, которая создавалась по частям в разные годы и под несколько иные задачи.

В 2012 году мы утвердили концепцию развития нашей информационной системы, чтобы сделать ее более гибкой, быстрой и надежной. К 2017 году мы, по сути, переходим к единому информационному пространству внутри фонда, все наши программы приводятся к единому знаменателю, работают по единым стандартам к безопасности и к технике. Это даст нам эффективность и с точки зрения экономии ресурсов — человеческих, финансовых, энергетических, и с точки зрения гибкости, потому что законы постоянно меняются, задачи усложняются, информации становится все больше и больше. Новая IТ-система все новации учитывает. Это большой проект. Концепцию мы согласовывали в минкомсвязи, министерством ежегодно утверждается нам план информатизации, Счетная палата ежегодно проверяет выполнение работ. Когда мы реализуем нашу концепцию по модернизации IT-системы, мы, с одной стороны, расширим возможности для граждан оперативно получать госуслуги Пенсионного фонда, мы повысим возможности для госорганов и наших партнеров получать информацию для оказания ими услуг. И, конечно же, мы повысим возможности для наших министерств и правительства в получении статистической информации для принятия стратегических решений. И наконец, развитие IT нужно и нам самим, поскольку сейчас идет оптимизация численности федеральных органов, мы сможем минимизировать «ручной» труд. Это как раз инструмент для решения этих вопросов.

Источник: Российская газета

Материалы по теме