Демография

Несмотря на ухудшение половозрастной структуры населения, прежде всего, сокращение доли женщин репродуктивного возраста, в 2015 году уровень рождаемости сохранился практически на уровне прошлого года. Начиная с июня этого года фиксируется естественный прирост населения. За январь-октябрь 2015 года зарегистрирован естественный прирост населения, равный 21,1 тысячи человек.

По оперативному прогнозу Росстата суммарный коэффициент рождаемости превысит в этом году 1,77, а ожидаемая продолжительность жизни - 71 год (в 2014 г. соответственно 1,75 и 70,9 года). По уровню рождаемости Россия достигла средних позиций среди европейских стран.

Компенсировать негативное влияние ухудшения половозрастной структуры населения и содействовать сохранению положительных демографических тенденций позволили реализация на федеральном и региональном уровнях мер по поддержке семьи в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе программа материнского капитала, предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка, бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства и иные региональные виды помощи семье, предоставляемые  в зависимости от очередности рождения детей.

В настоящее время, для закрепления положительных демографических трендов, Минтруд России совместно с заинтересованными ведомствами и экспертным сообществом работает над планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации  на период до 2025 года. В проекте плана предусмотрены мероприятия по повышению рождаемости, снижению смертности, улучшению репродуктивного здоровья, формированию мотивации к здоровому образу жизни, занятию физкультурой и спортом и другие.

Субъектами Российской Федерации разработаны региональные планы по повышению рождаемости на 2015-2018 годы, которыми предусмотрены меры, направленные на улучшение репродуктивного здоровья населения, применение вспомогательных репродуктивных технологий; профилактику и снижение числа абортов; поддержку семей при рождении детей в зависимости от очередности рождений, в том числе молодых и студенческих семей; создание условий для совмещения семейных обязанностей с трудовой деятельностью; обеспечение услугами присмотра и ухода за детьми, в том числе в возрасте до 3-х лет; содействие улучшению жилищных условий; повышение информированности населения о мерах поддержки семей с детьми.

Материнский капитал

В 2015 году Минтруд России разработал проект федерального закона «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В соответствии с ним семьи, в которых до 31 декабря 2018 года включительно родится или будет усыновлен второй ребенок или последующие дети, получат право на материнский капитал.

Кроме того, в 2015 году Минтруд России совместно с заинтересованными ведомствами продолжил работу по совершенствованию законодательства в части использования средств материнского капитала. Для этого был принят ряд законодательных инициатив.

Из числа организаций, которым могут направляться средства маткапитала на приобретение или строительство жилого помещения исключены микрофинансовые организации.

Изменения в законодательстве также устанавливают дополнительные требования к жилищным потребительским кооперативам. Средства материнского капитала в счет уплаты вступительного или паевого взноса можно направлять, если кооператив осуществляет свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации.

Федеральным законодательством предусмотрено направление средств маткапитала на уплату первоначального взноса при получении кредита или займа, в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья, не дожидаясь достижения трехлетнего возраста ребенка.

Принят федеральный закон, предусматривающий установление возможности семьям, имеющим детей-инвалидов, распорядиться средствами маткапитала на компенсацию затрат на приобретение товаров и услуг для детей-инвалидов для их социальной адаптации. В его развитие разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, приобретаемых за счет средств материнского (семейного) капитала».

Разработан проект федерального закона, предусматривающий возможность для семей использовать материнский капитал на оплату услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, предоставляемых индивидуальными предпринимателями. При этом индивидуальные предприниматели должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.

В 2015 году принят федеральный закон, который устанавливает возможность получения гражданами, имеющими право на маткапитал, единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в размере 20 000 рублей.

По данным ПФР, по состоянию на 1 декабря 2015 года в территориальные отделения ПФР поступило 1,842 млн заявлений о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала на сумму 36,34 млрд. руб.. Перечислено на счета граждан 33,01 млрд. рублей по 1,673 млн заявлений о предоставлении единовременной выплаты.

Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка

В 2015 году, как и ранее, семьи, нуждающиеся в поддержке, получают ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении указанной выплаты.

Размер ежемесячной денежной выплаты семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей равен региональному прожиточному минимуму для детей. В 2015 году средний размер выплаты составляет около 9 тысяч рублей.

В 2015 году данная выплата установлена в 69 регионах страны, из них 53 региона с неблагоприятной демографической ситуацией получают софинансирование из федерального бюджета. общий объем субсидии из федерального бюджета составил в 2015 году 14,6 млрд рублей.

По информации субъектов РФ, по состоянию на 1 ноября 2015 г. ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка назначена на 428,7 тыс. детей в 69 субъектах Российской Федерации.

В 2016 году 53 региона продолжат получать поддержку из федерального бюджета. Общий объем средств на эти цели запланирован на уровне 15,7 млрд рублей.