Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина на заседании Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы

Хотел бы начать с тех цифр, о которых уже сказал Сергей Борисович Иванов. По итогам января-сентября этого года мы имеем положительную динамику по естественному приросту населения. Четыре месяца подряд наблюдается естественный прирост и в этом году. И мы очень надеемся на то, что по итогам года нам третий год подряд удастся сохранить позитивный естественный прирост. На это направлены все наши действия.

За последний период, это полгода, которые прошли с предыдущего совета, какие решения приняты.

Во-первых, принят закон о внесении изменений в закон о материнском (семейном) капитале. Я напомню, что мы неоднократно поднимали эту тему и с вашим участием. Мы исключили микрофинансовые организации и ужесточили требования к кредитным кооперативам для выдачи материнского (семейного) капитала. Я напомню, что достаточно большое количество злоупотреблений было. Мы надеемся, что это будет влиять на целевое использование средств семьями с детьми и эти все различные схемы будут постепенно уходить. Мы этому уделяем очень серьезное внимание.

Кроме этого, в мае был подписан закон, тоже по изменениям в материнский (семейный) капитал. Теперь граждане могут использовать его на первоначальный взнос, не дожидаясь достижения ребенком возраста трех лет. <…> Мы сталкивались с достаточно большим количеством обращений граждан, которые говорили о том, что в принципе схему реализации материнского семейного капитала нужно уточнять и позволять людям действовать в интересах семей по схемам, которые предусмотрены законодательством.

Также Сергей Владимирович (Железняк – прим. ред.) сказал о том, что Правительством внесена в Государственную Думу еще одна законодательная инициатива – это возможность использования материнского капитала для детей-инвалидов. Сейчас мы находимся в состоянии подготовки законопроекта ко второму чтению. Буквально на этой или следующей неделе он будет принят во втором чтении, я надеюсь. В окончательном, третьем, чтении этот вопрос будет решен. Напомню, что на предыдущем заседании мы его тоже обсуждали.

Очень важной инициативой является то, что сегодня мы не можем использовать такой институт, как институт индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги по предоставлению ухода за ребенком. Такие поправки тоже сейчас готовятся, и мы очень надеемся, что такие организации будут развиваться, в том числе и путем возможности участия в программе материнского (семейного) капитала, это расширение рынка предоставления услуг. Такой законопроект, как я уже сказал, готовится Правительством Российской Федерации. Он всеми уже согласован, и, я думаю, что до конца этой сессии будет внесен в Правительство и весной принят депутатами.

В следующем году (это к вопросу о подготовке бюджета и подготовке его ко второму чтению в ГД), сейчас такие поправки готовятся, будет серьезно увеличен объем средств на пособие на третьего ребенка. В этом году это 2,6 млрд руб. В следующем году, мы уже договорились об этом с Министерством финансов, сумма будет увеличена еще на 2,5 млрд рублей. Это связано с тем, что, к счастью или к сожалению, обращаемость семей в условиях не совсем хорошей экономической ситуации за этим пособием, как мы наблюдаем, увеличивается. С одной стороны, растет прожиточный минимум, с другой стороны, увеличивается обращаемость. Поэтому мы предусмотрели все необходимые средства и такие поправки ко второму чтению будут приняты.

Также, говоря о ключевых моментах бюджета, хотелось бы сказать, что с 1 февраля будет осуществлена доиндексация всех социальных выплат, в том числе детских пособий, на разницу между плановой инфляцией 2015 года, я напомню, была осуществлена с 1 января индексация на 5,5%, с 1 февраля будет произведена индексация на разницу между индексом потребительских цен и этими 5,5%. При этом, в ходе обсуждения и подготовки закона о бюджете и законов о внебюджетных фондах ко второму чтению, мы говорим о том, что нам нужно решить вопрос об индексации еще и 2017 года. Сейчас идут консультации по поводу того, чтобы с 1 февраля 2017 года тоже проиндексировать на факт 2016 года, на фактическую инфляцию 2016 года, все социальные выплаты. Это очень важная мера.

Тоже было отмечено, что в ходе подготовки бюджета ко второму чтению должен быть решен вопрос с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, Сергей Владимирович об этом сказал, в том числе и детей-инвалидов, их достаточно большое количество. Мы сейчас готовим такие поправки, и я уверен в том, что этот вопрос тоже будет окончательно решен во втором чтении. Будет, по крайней мере, сумма средств не меньше этого года, как мы и договаривались, предусмотрена в бюджете.

И последнее: то, что также затрагивалось в выступлениях – переход на принцип нуждаемости. Когда мы говорим о принципе адресности, конечно, у нас все адресно. Мы исходим из того, что у нас все пособия, все выплаты предоставляются адресно. Какой-то адрес всегда есть. Но учет критериев нуждаемости действительно необходим. В Думе находится и готовится ко второму чтению законопроект, который предусматривает применительно к семьям с детьми две позиции. Это возможность субъектов устанавливать субсидии для оплаты детского сада, предоставление компенсации за детский сад. В зависимости от того, первый, второй или третий ребенок. Дается субъектам право устанавливать критерии нуждаемости для этой выплаты. Это была просьба многих регионов, и такая норма в законопроекте есть. И она, я надеюсь, будет принята.

И то, что касается звучавшей темы о пособии на ребенка до 18-ти лет, в рекомендациях Валентины Ивановны это записано, чтобы сохранить ежемесячный период выплаты пособий. Мы сейчас ведем консультации с комитетом и договорились о том, что выплата будет не менее чем раз в квартал. К такому компромиссному решению мы приходим. Я надеюсь, оно тоже будет принято.

Что бы я хотел подчеркнуть: к законопроекту готовится поправка и она уже практически согласована, это я считаю ключевым элементом наших консультаций. Средства, которые могут высвободиться в результате перехода на критерии нуждаемости, должны быть, как правило, направлены регионом на меры социальной политики. Чтобы они не уходили на какие-то другие цели, а направлялись для возможного повышения различных выплат. Прежде всего, как я считаю, семьям с детьми. Эта норма тоже будет предусмотрена при подготовке законопроекта во втором чтении. Спасибо.