В связи с ратификацией в 2012 году Конвенции ООН о правах инвалидов в 2013-2014 годах внесены изменения в более чем 30 федеральных законов с целью установления обязанностей госорганов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы по обеспечению инвалидам доступности к различным объектам и услугам. Аналогичные изменения внесены в 715 региональных законов, а также во все административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг.

Однако действующим законодательством не определены полномочия Правительства России, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по определению органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора за соблюдением требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг. Отсутствие такого контроля приводит к трудностям при реализации инвалидами права на безбарьерную среду.

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает возложение отдельных функций по осуществлению госконтроля и надзора в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг на федеральные и региональные органы исполнительной власти, которые в настоящее время уже осуществляют контроль в соответствующих сферах (транспорта, связи и информации, образования, культуры, здравоохранения, градостроительства, жилищно-коммунального обслуживания и других).

Так, на федеральном уровне:

  • на Ространснадзор будут возложены функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте;
  • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации;
  • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения;
  • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда занятости и социальной защиты.

Законопроектом не предусматривается установление новых видов государственного контроля (надзора).