Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Максима Топилина на заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике по вопросу «О направлениях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере социальной политики в период осенней сессии 2017 года и в среднесрочной перспективе»

Уважаемые коллеги! Постараюсь вас познакомить с теми законодательными инициативами, с которыми будет Правительство выходить в процессе работы осенью.

Прежде всего, хотел бы сказать о том, что в конце недели, как вы знаете, Правительство внесет в Государственную думу проект федерального закона о бюджете. И, соответственно, в пакете традиционно будут проекты, которые относятся к нашей компетенции. Это проект закона о бюджете Пенсионного фонда на 2018-2020 годы, проект закона о бюджете Фонда социального страхования на этот же период, проект закона о продлении тарифов страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, законопроект, который вводит изменения в порядок индексации пенсии в 2018 году.

Также я просил бы особое внимание уделить тем решениям, которые мы с вами наметили раньше и по которым продолжаем двигаться.

Прежде всего, это законопроект о внесении изменений в закон о независимой оценке качества услуг организаций социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры и соцобслуживания. Вы помните, так называемая независимая оценка даст нам понимание, что население говорит о том, как оказываются социальные услуги. По законопроекту на первой стадии было много споров. Мы сейчас проходим все процедуры согласования в Государственной думе. Законопроект уже принят в первом чтении, мы планируем его в октябре довести до Совета Федерации. Поэтому у меня большая просьба в эту работу включиться. Направления доработки – это деятельность общественных советов, выведение из них профессионалов и создание их только на основе общественных организаций.

Это крайне важный закон, потому что многое в нем касается именно региональных властей. Мы выстраиваем линейку действий региональных властей не так, как они хотят. Самое большое количество проблем было с тем, чтобы обеспечить реакцию региональных властей на то, что выявила независимая оценка. Я напомню, это не оценка качества лечения, обучения или произведения искусства. Это оценка того, как люди воспринимают вопросы, связанные с комфортностью, вежливостью, возможностью приобрести билеты, записаться на очередь к врачу, работа регистратур, доступная среда и так далее. У меня большая просьба обратить на это особое внимание и включиться в работу, потому что мы завершаем работу над поправками к законопроекту и осенью его внесем.

Вторая тема. Мы продолжаем работать над доступностью услуг для инвалидов. Два дня назад Правительство внесло в Государственную думу законопроект о внесении изменений в закон о занятости, вводящий новые инструменты, связанные с сопровождением граждан, имеющих инвалидность, при трудоустройстве. Фактически мы меняем технологию взаимодействия органов службы занятости, медико-социальной экспертизы с другими структурами. Законопроект для нас является очень важным. Мы планируем принять его тоже в этом году.

Сейчас мы готовим еще целый пакет законопроектов, касающихся защиты прав инвалидов – расширяем 419-ФЗ с точки зрения дальнейшего поиска и углубления всех технологий, связанных с доступностью. Вы нам можете сильно помочь, указав, какие законы мы еще не охватили; всегда очень важно, чтобы была заинтересованность с вашей стороны.

Мы сейчас работаем над поправками в закон о персонифицированном учете. Поправки согласованы между федеральными органами исполнительной власти. Как нам представляется, законопроект очень важный, но есть некоторые вопросы, которые нам с вами рабочем порядке надо будет обсуждать, чтобы не допустить неточностей, ошибок. Есть некоторые сюжеты, которые должны у вас вызвать интерес. Помните, мы с вами говорили о том, чтобы регионы имели право пользоваться данными персучета с тем, чтобы считать работающее и неработающее население с целью применения тарифов за работающих и неработающих для обязательного медицинского страхования. Мне кажется, нужно посмотреть поправки к этому законопроекту ко второму чтении повнимательнее.

Следующее: мы достаточно оперативно предполагаем провести два закона – это предоставление материнского семейного капитала в Крыму и Севастополе тем отцам, у которых жены умерли в период до 2007 года, когда мы ввели материнский семейный капитал, до 2014 года – года вступления Крыма в состав России. Вопрос касается не очень большого количества граждан, но в месте с тем это некое восстановление справедливости. В Думе он принят в первом чтении, просьба обратить на это внимание.

Второй законопроект – о совершенствовании надзорной деятельности. Мы предлагаем восстановить возможность инспекциям по труду пользоваться в надзоре советскими актами, до 2022 года. Считаю, что это принципиально важно для соблюдения трудовых прав. Данный законопроект на днях должен выйти из стен Государственной думы.

Также хотел бы сказать, что мы в принципе обеспечиваем исполнение «майских» указов. Средства предусмотрены в федеральном бюджете на эти цели в следующем году в полном объеме. Важно, что эти средства должны не как в прошлые годы распределяться между министерствами в течение первого квартала, а должны дойти для учреждений с 1 января. Это все надо делать в первые месяцы, в первые дни 2018 года.

Тема является ключевой для регионов. Я напомню, что в этом году финансовая помощь регионам была оказана в размере 40 млрд рублей для поддержки региональных бюджетов, для выполнения «майских» указов, только с точки зрения заработных плат. В следующем году эта поддержка составит 80 млрд рублей, темпы повышения, то, чего мы должны достичь, достаточно серьезные. Мы должны будем соблюдать соотношения. Сейчас мы с регионами очень плотно работаем по поводу того, чтобы они без каких-либо уже оговорок или ссылок на Федерацию, на нехватку средств, поставили деньги 1 января полным рублем, чтобы исполнить указ. У нас есть несколько регионов, которые еще тянут, не добавляют деньги, ждут федеральной помощи и т.д. Здесь это будет уже недопустимо.

Чтобы завершить тему зарплат, скажу про МРОТ. В соответствии с поручением Президента принято решение, что МРОТ будет приравнен к прожиточному минимуму населения в трудоспособном возрасте. Это произойдет с 1 января 2019 года. Он будет установлен в размере 9 489 рублей, это прирост на 21 % процент. С 1 января 2019 года, в законопроекте записано, МРОТ будет равен 100 % прожиточного минимума за второй квартал 2018 года, то есть законопроект построен таким образом, что с 1 января 2018 года мы устанавливаем абсолютную величину, потому что уже знаем ПМ за второй квартал 2017 года, 85 % это 9 489 рублей. К 1 января 2019 года мы еще ПМ за второй квартал 2018 года не знаем, поэтому прописываем в законе, что в последующем это будет 100 %, и каждый год мы будем уже в ходе бюджетного процесса, уже зная в сентябре ПМ, будем готовить законопроекты об абсолютной величине минимального размера оплаты труда. Средства на эти мероприятия тоже предусмотрены в федеральном бюджете.

Что касается потребительской корзины, то мы должны получить небольшие каникулы, в которые в принципе подумать над тем, как устанавливать корзину в будущем. Я могу сказать, что ни в одной стране мира корзину натуральную парламент не утверждает. Нет ни в одной стане мира, чтобы парламенты голосовали за 15 яиц, 100 яиц или 3 кг сахара, это не вопрос парламента. Но мы в 90-е годы приняли такую конструкцию, потому что нам надо было с чего-то стартовать. Теперь мы думаем над тем, как перестроить этот механизм. Во всех странах работают по принципу медианы, по принципу отсечения медианами доходов, и это несколько другая конструкция. Мы сейчас не можем дать ответ, это будет стоить дороже или дешевле, но у нас, если вы поддержите данный законопроект, появляется время, чтобы к этой теме подойти, что называется, основательно, чтобы поменять ее в перспективе.

Также у нас стартует очередной проект по увеличению производительности труда, и в проекте бюджета предусмотрены средства на поддержку регионов для реализации программы производительности труда.

Кроме того, в бюджете предусмотрена новая программа поддержки занятости в Северо-Кавказском федеральном округе. Это пока небольшие деньги. Мы хотим провести эксперимент, чтобы понять, как нам подойти к теме, связанной с развитием сферы рекреационных услуг, гостиничного бизнеса, туристического комплекса, сельского хозяйства. Мы попытаемся сейчас с северо-кавказскими республиками эту программу обкатать. Пока деньги небольшие, на следующий год 500 млн рублей, но в принципе для небольшого количества регионов Северного Кавказа это большая поддержка.

Мы сохраняем и направления, связанные с поддержкой инвалидов. В этом году заканчиваются эксперименты в Перми и Екатеринбурге по реабилитации инвалидов, и мы должны будем выйти на понимание, что мы будем делать с программой «Доступная среда» после 2020 года, потому что здесь региональная составляющая тоже является ключевой.

И несколько слов о бюджетах Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Обращу внимание на два момента: они связаны с индексацией пенсии и с программами поддержки регионов по продолжению строительства, реконструкции объектов социального обслуживания. По второму вопросу мы предусмотрели в бюджете Пенсионного фонда каждый год по 1 млрд рублей. Мы должны с вами распределить эти средства к второму чтению в Государственной думе. Мы обратились во все регионы с тем, чтобы они нам дали соответствующие заявки, проектно-сметную документацию, и ждем эту информацию до 6 октября. Кто в полном объеме, как положено по законодательству, документацию не предоставит, тот в программе не участвует. Здесь другого варианта не может быть, потому что нет таких возможностей чисто технически. Как вы знаете, сейчас применительно к субсидиям федерального бюджета принимаются очень жесткие меры, если они не распределены законом о бюджете. Кроме того, теперь соглашения с регионами будут заключаться даже не до 1 марта, а до 1 февраля. Эти деньги будут уходить в резервный фонд, и никакие отговорки не пройдут. Это и наша ответственность тоже, мы это прекрасно понимаем, с регионами в этом направлении сейчас очень плотно работаем.

Далее. Инфляция в этом году будет, скорее всего, достаточно низкой и даже ниже, чем прогнозировали (пока по оценкам Минэкономразвития инфляция по итогам года составит 3,2 %). Мы, когда был предыдущий прогноз и инфляция прогнозировалась 3,7 %, средства под индексацию пенсии предусматривали также под 3,7 %. Поэтому сейчас, когда прогноз поменялся и инфляция пошла вниз, решено оставить этот индекс 3,7% и произвести индексацию не с 1 февраля, а с 1 января, это все-таки несколько выше. А если инфляция будет 3,1 или 3 % – это будет уже серьезная прибавка к пенсиям неработающих пенсионеров.

Что касается Фонда социального страхования, никаких новелл нет, все в штатном режиме.

И последнее. Индексация всех социальных выплат, ЕДВ, пособий и т.д., кроме пенсий, составит три и сколько-то процентов, сколько именно, мы будем знать 15 января по данным Росстата точно, и индексация будет произведена по этой фактической инфляции с 1 февраля следующего года.

Также хотел бы добавить, что мы собрали рабочую группу, которая готовит «дорожную карту» по реформированию ПНИ. Здесь мы спешить не будем. Здесь опасно ошибиться. Общественные организации говорят, зачем вы строите учреждения для пожилых, в том числе психоневрологические интернаты? Давайте мы определимся: или мы строим или идем в сторону жилья, о чем говорят общественники. Я понимаю, это, безусловно, важная тема. Нужно заниматься тем, чтобы люди жили не в ПНИ, если они могут, если это возможно с точки зрения противопоказаний и так далее. Здесь нужно очень взвешенно подходить. Мы сейчас работаем в этом направлении. Мы исходим из того, что 442-й закон позволяет регионам все процедуры осуществлять.