Замминистра Алексей Черкасов представил доклад Российской Федерации о выполнении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
25 сентября 2017

25-26 сентября в г. Женеве (Швейцария) проходит 62-й сессия Комитета по экономическим, социальным и культурным правам ООН.

Заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексей Черкасова представил шестой периодический доклад Российской Федерации о выполнении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Тезисы выступления заместителя министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексея Черкасова

<..> С момента рассмотрения предыдущего доклада прошло более шести лет. За эти годы в Российской Федерации произошли существенные перемены. Действия Правительства Российской Федерации позволили значительно продвинуться в решении ряда проблем.

В мае 2012 года Президент Российской Федерации подписал указы, в которых определил меры по существенному улучшению ситуации во всех сферах, перечисленных в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Среди мероприятий, которые были проведены в последние четыре года – значительное повышение заработной платы медицинских работников, педагогов, работников культуры и социального обслуживания, развитие рынка доступного жилья для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, введение дополнительных выплат в случае рождения третьего ребенка или последующих детей.

Также были приняты специальные меры по созданию условий для совмещения женщинами обязанности по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также по организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. За период 2013–2015 годов завершили профессиональное обучение и получили дополнительное профессиональное образование 47 тыс. женщин, находящихся в декретном отпуске по уходу за детьми. Сейчас это мероприятие успешно реализуется во всех субъектах Российской Федерации.

В 2012-2016 годах приняты Указы Президента Российской Федерации и федеральные законы, направленные на расширение социальных прав граждан. Среди них – национальная стратегия действий в интересах детей, концепция государственной миграционной политики, законы об основах социального обслуживания граждан, о специальной оценке условий труда.

Правительство Российской Федерации утвердило концепцию государственной семейной политики, стратегию действий в интересах граждан старшего поколения, стратегию защиты прав потребителей. На основании этих стратегических документов приняты планы конкретных мероприятий по их реализации.

В марте этого года Правительство Российской Федерации утвердило Национальную стратегию в интересах женщин на 2017-2022 годы, создало Координационный совет по реализации Национальной стратегии. Подготовлен проект плана мероприятий по ее реализации. Проект плана включает комплекс первоочередных мероприятий по таким направлениям как сохранение здоровья женщин, улучшение их экономического положения, профилактика и предупреждение социального неблагополучия и насилия в отношении женщин, расширение участия женщин в общественно-политической жизни. <…>

В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов и в связи с этим внесла существенные изменения в законодательство по вопросам защиты инвалидов.

Законодательно установлена недопустимость дискриминации по признаку инвалидности. Создана правовая база для значительного расширения возможностей по защите прав инвалидов, в том числе, в административном и судебном порядке.

Определены конкретные требования по созданию инвалидам равных со всеми условий жизнедеятельности, обязательные для исполнения всеми собственниками объектов и поставщиками услуг.

Утверждены «дорожные карты» поэтапного создания безбарьерной среды для инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Особое внимание уделено вопросам занятости инвалидов. Утверждены комплекс мер по трудоустройству инвалидов и обеспечению доступности профессионального образования. Установлены критерии оценки эффективности трудоустройства незанятых инвалидов. Приняты основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. Разработаны перечень видов трудовой деятельности, которые могут быть рекомендованы инвалидам с различными нарушениями функций, и перечень профессий, рекомендуемых для инвалидов с нарушением зрения, слуха, функций кровообращения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидам, использующим инвалидные кресла-коляски, с учетом ограничения способности к трудовой деятельности.

За 2013 – 2015 годы за счет средств федерального бюджета было создано 44,2 тыс. рабочих мест для незанятых инвалидов. В результате в 2016 году уровень трудоустройства инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, вырос по сравнению с 2012 годом с 37 % до 42,5 %.

Значительный прогресс достигнут в развитии цифровых технологий в социальной сфере, которые расширяют возможности для защиты прав граждан. Большой популярностью у населения пользуется интернет-порталы «Работа в России», «Онлайнинспекция.рф», которые помогают гражданам найти работу, получить консультации по вопросам условий и охраны труда, обратиться с жалобой на неправомерные действия администрации предприятия в части трудовых отношений.

Все федеральные и региональные органы государственной власти создали сайты в сети «Интернет», на которых имеется специальный раздел, позволяющий наладить прямую связь с населением.

Государство создает полноценную электронную систему, касающуюся прав инвалидов (федеральный реестр инвалидов) и прав граждан на социальное обеспечение (Единая государственная система социального обеспечения).

Несмотря на финансово-экономический кризис 2014-2015 годов Российская Федерация выполнила все социальные обязательства перед гражданами. Была обеспечена защита социальных прав граждан в области денежных доходов и занятости населения, проводились специальные мероприятия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, по снижению напряженности на рынке труда ряда субъектов Российской Федерации. Были введены дополнительные разовые выплаты семьям с детьми, выделены дополнительные бюджетные средства на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

В результате активных действий Правительства Российской Федерации многие социальные показатели улучшились.

Если в 2011 году уровень безработицы составлял 6,5 %, то сейчас – только 5,2 %.

Минимальный размер оплаты труда за прошедшие пять лет увеличился почти в 1,7 раза. Сейчас минимальный размер оплаты труда составляет 72 % от прожиточного минимума трудоспособного населения. Подготовлен законопроект, предусматривающий повышение МРОТ в два этапа: с 1 января 2018 года до 85 % прожиточного минимума трудоспособного населения и с 1 января 2019 года – до 100 %.

Повышение МРОТ имеет важное социальное значение, поскольку заставляет работодателей поднимать заработную плату низкооплачиваемых работников.

Повышение заработной платы положительно отражается на общей картине денежных доходов населения, способствует не только росту материального благополучия, но и снижению уровня бедности. <…>

В 2016 году приняты законодательные меры по усилению ответственности работодателей за задержку выплаты заработной платы. Масштабы задержек в выплате заработной платы существенно сократились. Если в 2011 году численность работников, перед которыми имелась задолженность по заработной плате, составляла примерно 113 тыс. человек, то в 2016 году – она сократилась до 70 тыс. человек, или в 1,6 раза.

Сейчас мы приступили к новым масштабным преобразованиям, основной целью которых является модернизация всех сторон экономической и социальной жизни.

Сформирован «пилотный» портфель приоритетных проектов в здравоохранении, образовании, ипотеке и арендном жилье, производительности труда и поддержке занятости. По каждому проекту сформулировано, что мы сделаем уже к 2018 году. Одновременно выстроены траектории на среднесрочную перспективу, обозначены задачи, которые должны быть решены к 2020 и 2025 годам.

Большое значение в последние годы придается развитию межнациональных отношений.

В марте 2015 Указом Президента Российской Федерации образовано Федеральное агентство по делам национальностей, которое за достаточно короткий период подготовило важные программные документы по дальнейшему развитию государственной национальной политики.

В прошлом году утвержден план третьего этапа (2016-2025 годы) реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В плане содержится комплекс мер по сохранению их исконной среды обитания и образа жизни, модернизации хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (образование, здравоохранение, культура) в местах их традиционного проживания.

В 2016 году также утверждена Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики». Государственная программа нацелена на сохранение и поддержание межнационального (межэтнического) мира и этнокультурного многообразия всех народов, проживающих в Российской Федерации, обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и отношения к религии.

В государственной программе нашли отражение вопросы поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, социально-культурной адаптации и интеграция мигрантов. Именно на эти вопросы обращает особое внимание Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

Российская Федерация предприняла дополнительные меры по развитию здравоохранения в рамках специальных государственных программ. Усилена работа по повышению информированности о приемлемых методах контрацепции и их доступности. <…>

Мы намерены предпринять более активные действия в достижении гендерного равенства, в сокращении дифференциации населения по денежным доходам. <…>

Ни одна из рекомендаций Комитета не остается без тщательного рассмотрения, анализа и выработки системы мер по их реализации. Отмечу, что подавляющее большинство рекомендаций уже реализованы или находятся в стадии реализации. <…>

Материалы по теме