Благодарю за приглашение участвовать в Правительственном часе.

Работа по совершенствованию трудовых отношений, пенсионного обеспечения, социального страхования, занятости и социальной защиты населения является приоритетной и всегда находится в центре внимания законодателей.

В прошлом году были приняты 42 федеральных закона, относящихся к этим сферам.

Наиболее значимые из них — системный закон, реализующий Конвенцию ООН о правах инвалидов; законы о порядке проведения независимой оценки качества работы организаций социальной сферы; о запрете заемного труда и ряд других значимых законов. Принят ряд законов, направленных на защиту прав граждан в сфере социального страхования.

Ратифицированы три конвенции Международной организации труда — об оплачиваемых учебных отпусках, о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе, о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм.

Проделана большая работа по переходу Республики Крым и города Севастополя на российские стандарты пенсионного обеспечения, трудового права, выплаты пособий по безработице, предоставления мер социальной защиты,  выплат по обязательному социальному страхованию.

Какие задачи мы ставим перед собой в этом году? Какие вопросы требуют совместного решения?

Конечно это реализация правительственного Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Это, прежде всего, доходы населения и занятость.

Также надо обеспечить стабильное и позитивное развитие демографической ситуации.

В 2014 году удалось сохранить позитивные тренды рождаемости и естественного прироста населения.

Второй год наблюдается естественный прирост рождаемости.

В России родилось 1947,3 тыс. детей. Это самый высокий результат после 1990  года. Суммарный коэффициент рождаемости составил 1,75 на одну женщину репродуктивного возраста. Это самый лучший показатель за последние 25 лет.

Показатель ожидаемой продолжительности жизни составил 70,9 года, в том числе мужчин — 65,4 года, женщин — 76,5 лет. Такого высокого показателя не было за все время его исчисления (с 1961 года).

Второй год подряд фиксируется естественный прирост населения, который в 2014 году составил 33,7 тыс. человек.

Сейчас мы работаем над дополнительными мерами по стимулированию рождений. Они будут включены в планы по реализации третьего этапа Концепции демографической политики и первого этапа Концепции семейной политики. Среди предлагаемых мер — создать комфортной среду для рождения и воспитания детей, улучшения репродуктивного здоровья, предотвращения абортов.

Нужно иметь в виду, что если по показателям рождаемости мы обогнали большинство развитых стран Европы, то по смертности ситуация хуже — Россия отстаёт от Европы на 20 процентов. Необходимо вести работу по снижению смертности — сокращению травматизма, несчастных случаев, сохранению здоровья на производстве.

Мы намерены кардинально улучшить охрану и условия труда наших граждан, для того чтобы минимизировать влияние негативных производственных факторов на состояние здоровья.

В 2015 году будет завершен анализ результативности федерального материнского (семейного) капитала для того, чтобы принять решение о продлении этой программы в условиях высоких рисков снижения абсолютного числа рождений.

Особое внимание в этом году мы обращаем на вопросы денежных доходов населения, прежде всего оплаты труда.

В прошлом году реальная заработная плата в целом по стране выросла лишь на 1,3%.  При этом хочу отметить, что в социальной сфере реальная зарплата выросла больше — на 3,0%.

В первые два месяца 2015 года в динамике ситуации с денежными доходами населения наблюдаются негативные тренды — реальные располагаемые денежные доходы и реальная зарплата  уменьшились. Мы полагаем, что во втором полугодии начнется восстановление реальных доходов населения.

Для минимизации последствий высокой инфляции были приняты решения о повышении денежных доходов наименее защищенных групп населения. С 1 февраля 2015 года проведена индексация страховых пенсий на 11,4%, средний размер — порядка 13 тысяч рублей. С 1 января и с 1 апреля  проиндексированы  на 5,5% пособия семьям с детьми и ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые отдельным категориям граждан.

Планируется переход от категориального подхода к адресному  подходу. К примеру, пособие 50 рублей по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет, которое выплачивается из средств работодателей. Необходимо подумать, как эту сумму конвертировать в другой инструмент. Надо понять, чем его заменить, а также из какого источника и кому его платить.

С 1 апреля 2015 года проиндексированы социальные пенсии на 10,3%.

Хотел бы поблагодарить депутатов за принятое компромиссное, но очень важное для граждан,  решение о проведении с 1 февраля 2016 года индексации всех социально значимых выплат: детских пособий, ЕДВ и некоторых других социальных выплат на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и индексом потребительских цен, ранее установленным на 2015 год (5,5%).

Решение о продлении программы выдачи материнского капитала должно быть принято в следующем году. Мы исходим из того, что нам необходимо будет определяться в кратчайшее время, наверное, в следующем году, по дальнейшей судьбе материнского капитала. Такие предложения мы сейчас рассматриваем и обобщаем.

В ближайшее время будет принят закон, разрешающий выделение из средств маткапитала 20 тыс. руб. единовременно. Это будет очень серьезная поддержка для семей с детьми.

Нынешняя экономическая ситуация требует активных действий по предотвращению роста задолженности по выплате заработной платы и незаконных увольнений.

Поэтому мы сейчас работаем в режиме экстренного реагирования на возникающие ситуации.

В целях усиления защиты работников на получение заработной платы при процедурах банкротства готовится ко второму чтению законопроект, наделяющий работника правом на подачу заявления в арбитражный суд о признании работодателя банкротом при невыплате зарплаты свыше трех месяцев. Требования по оплате труда выделяются отдельно во вторую очередь текущих требований, а остальные находящиеся там требования — в новую третью очередь. Хотел бы попросить вас в ближайшее время принять этот законопроект.

Также подготовлен законопроект, направленный на создание условий,  при которых задержки заработной платы работникам становятся невыгодными для работодателя. Речь идет о повышении компенсации за каждый день просрочки, урегулировании оплаты приостановки работником работы в случае невыплаты зарплаты более 15 дней, увеличении размера административного штрафа за повторные нарушения сроков выплаты заработной платы.  Этот законопроект в ближайшее время будет внесен Правительством.

В сфере трудовых отношений в прошлом году наиболее активно развивались направления, связанные с повышением заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации.

Достигнуты и превышены целевые соотношения заработной платы, установленные на 2014 год, по 11 категориям работников (с учетом 5% отклонения от целевого соотношения).

В текущем году в связи с непростыми экономическими условиями проводится работа по корректировке параметров заработной платы бюджетников на 2015 год.

В условиях снижения темпов роста заработной платы, особую актуальность приобретают вопросы снижения дифференциации в заработной плате. В этой работе есть определенные сдвиги. Федеральным законом были ограничены размеры выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров лицам, занимающим руководящие должности в государственных компаниях и компаниях с государственным участием, так называемые золотые парашюты. Правительство Российской Федерации установило предельные соотношения в оплате труда руководителей и работников федеральных учреждений. Как правило это соотношение составляет 1 к 4.

В 2015 году эта работа будет продолжена. Подготовлен законопроект, направленный на обеспечение прозрачности оплаты труда управленческого персонала в государственных (муниципальных) учреждениях и предприятиях, хозяйственных обществах, с государственным (муниципальным) участием в уставном капитале свыше 25%.

В чем суть законопроекта:

  • предельные соотношения уровня оплаты труда будут установлены не только для руководителей организаций, но и для их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных органов;
  • вводится декларирование доходов данных категорий работников.

В прошлом году новый импульс получило развитие системы профессиональных квалификаций. Образован Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, утверждены 403 профессиональных стандарта. К концу 2015 года общее количество разработанных профессиональных стандартов составит не менее 800.

Работа по развитию системы профессиональных квалификаций продолжается и сейчас. В Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект об обязательном применении профессиональных стандартов. В настоящее время активно обсуждается с социальными партнерами, профессиональным сообществом и экспертами законопроект о создании независимой системы  оценки профессиональных квалификаций. Мы планируем внести его в Государственную Думу в этом году.

Важнейшей задачей в сфере охраны труда является  снижение количества погибших в результате несчастных случаев на производстве. В 2014 году соответствующие показатели существенно улучшились. Зарегистрировано 7654 несчастных случая с тяжелыми последствиями, что на 17% меньше, чем в 2013 году (9216). Число погибших в результате несчастных случаев на производстве уменьшилось почти на 20% (с 2727 в 2013 году до  2223 в 2014 году).

В 2014 году вступили в силу  федеральные законы о специальной оценке условий труда, которая была проведена более чем в 18 тысячах организаций почти на 506 тысячах рабочих мест.

В связи с трагедией в Охотском море Фондом специального страхования уже начата процедура выплат семьям погибших. Денежная помощь в размере 1 млн рублей предоставлена уже 5 семьям. Ранее сумма выплат по таким случаям составляла всего 70 тыс. руб.

В 2015 году предстоит приступить к системной работе по сохранению здоровья работников на производстве. Главное  направление здесь — внедрение риск-ориентированных подходов в обеспечении безопасности работников на производстве.

В 2015 году планируется разработать поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации с целью обеспечения перехода к объективной оценке существующих профессиональных рисков, то есть воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов на каждом конкретном рабочем месте. 

В этом году Министерством также будут подготовлены предложения по совершенствованию системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Цель этой работы — перенести акцент с выплат гражданам, уже получившим повреждение здоровья в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, на финансирование мероприятий по предупреждению наступления этих страховых случаев и возвращению пострадавших к трудовой деятельности.

Для этого потребуется изменить механизм финансового обеспечения предупредительных мер, а также провести комплекс мероприятий по минимизации риска возникновения профессионального заболевания у работника, определить новые подходы к реабилитации пострадавших на производстве.

С 1 января 2015 года введен новый механизм пенсионного обеспечения граждан. Осуществлена конвертация прав по новой пенсионной формуле.

Приняты необходимые нормативные правовые акты, на сайтах Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации размещена интернет-версия «пенсионного калькулятора», предназначенного для расчета примерного размера пенсии по новой пенсионной формуле.

С 1 января 2015 года на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации заработал электронный сервис «Информирование граждан о пенсионных правах в системе обязательного пенсионного страхования» в рамках «личного кабинета» застрахованного лица. С помощью сервиса каждое застрахованное лицо может узнать сведения о своем страховщике, о сумме страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной работодателем, выбрать вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.

В рамках второго этапа реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации подготовлен законопроект, направленный на создание механизма выплаты пенсии работающим пенсионерам в зависимости от размера получаемой ими заработной платы. Этот законопроект вызвал неоднозначную реакцию и конечно мы готовы к диалогу.

Также подготовлен законопроект, предусматривающий использование страхового номера индивидуального лицевого счета в федеральных и региональных информационных системах при предоставлении государственных и муниципальных услуг. 

В рамках этого законопроекта предполагается переход от квартального на ежемесячное представление информации работодателями в систему персонифицированного учета за застрахованных лиц. Это фактически переводит систему персонифицированного учета в он-лайн режим.

Сразу скажу — это очень важно — переход на ежемесячную отчетность будет сопровождаться ее упрощением для работодателей.

Законопроект позволит, начиная с рождения ребенка, вести как «историю» уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и учет всех обращений за государственными и муниципальными услугами.

Повышение уровня пенсионного обеспечения напрямую связано с проблемой легализации трудовых отношений, выведения граждан и бизнеса из тени.

Разработан ряд мероприятий, направленных на легализацию трудовых отношений и повышение собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды.

Среди мероприятий:

  •  выделение государственной поддержки (субсидий, дотаций и т. д.) как субъектам Российской Федерации, так и организациям, с учетом легализации трудовых отношений и уплаты обязательных платежей;
  • закрепление обязательного условия полноты уплаты обязательных платежей, при исполнении государственных контрактов;
  • изменение механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей.

О ситуации на рынке труда. Это ключевая задача в этом году. В 2014 году ситуация была стабильной. В течение всего периода индикаторы состояния рынка труда находились на исторических минимумах. 

Уровень общей безработицы пока остается на уровне прошлого и позапрошлого года.

Если сравнивать с 2009 годом — то тогда количество безработных составляло более 7 млн. человек, или 9,2% от экономически активного населения.

Если говорить о регистрируемой безработице — ее прирост составлял в январе — 4,6%, в феврале — 7,2%, уже 1%.

За первую неделю апреля прирост — всего 0,1%.

Нас сегодня больше волнует ситуация с неполной занятостью. Численность работников, находящихся в режимах неполной занятости — 305 тыс. человек.

В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности были разработаны мероприятия по предотвращению резкого ухудшения ситуации на рынке труда, поддержке эффективной занятости и достижению сбалансированности рынка труда субъектов Российской Федерации.

На реализацию этих мероприятий бюджетам субъектов Российской Федерации выделены субсидии из федерального бюджета в объеме 20,2 млрд. рублей.

Субсидии предоставляются под региональные программы, предусматривающие временную занятость, опережающее профессиональное обучение и стажировку работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов, социальную занятость инвалидов.

На сегодняшний день в Минтруд России поступили 44 региональные программы. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2015 г. № 532-р утверждено предоставление субсидий из федерального бюджета в сумме 1,87 млрд. рублей на реализацию программ четырех субъектов Российской Федерации — Алтайского края, Республики Татарстан, Тверской и Самарской областей. Подготовлен проект распоряжения о предоставлении субсидий бюджетам еще 4 субъектов Российской Федерации (Свердловская, Нижегородская, Тамбовская области, Республика Мордовия).

В конце прошлого года были внесены изменения в Закон «О занятости населения в Российской Федерации» в части повышения мобильности трудовых ресурсов. Новые нормы закона призваны стимулировать переориентацию потоков внутренней трудовой миграции и привлечение трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные.

В настоящее время с учетом поступивших предложений от федеральных органов исполнительной власти и регионов подготавливается проект перечня субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.

Предполагается, что совокупный размер финансовой поддержки, предоставляемой работодателю в этих регионах на осуществление мер поддержки работников за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, составит 225 тыс. рублей на 1 человека (150 тыс. рублей за счет федерального бюджета и 75 тыс. рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации).

В 2015 году завершается действующая государственная программа «Доступная среда». Ситуация с формированием безбарьерной  среды благодаря проведенной работе в большинстве регионов существенно улучшена. Разработана методология ее создания. Общество сейчас лучше понимает проблемы инвалидов и свою роль в оказании им помощи. Получен практический опыт в формировании инклюзивного образования, в сфере информационной доступности, вырос вклад паралимпийцев в спорте высших достижений. Улучшено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

Сделанное за эти годы нуждается в безусловном развитии и продолжении. С этой целью сейчас завершается разработка мероприятий данной программы до 2020 года.

В 2015 году нам необходимо сохранить достигнутые показатели по трудоустройству инвалидов, по созданию рабочих мест для данной категории граждан, не допустить сокращения занятости инвалидов. Напомню, что в 2014 году в субъектах Российской Федерации оборудовано (оснащено) 14953 рабочих места для трудоустройства инвалидов, что составляет 105% от запланированного показателя.

В рамках реализации мероприятия по социальной занятости инвалидов, которое реализуется в соответствии с  дополнительными мерами по снижению напряженности на рынке труда, предусмотрено возмещение работодателям затрат на заработную плату инвалидов, с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.