«Доклад о результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей за 2017 год»

В Российской Федерации по данным среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится с 2018 года по 2025 год с 25,5 до 27,4 % и составит 40,2 млн. человек. В связи с этим вопросы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста занимают одно из важных мест в системе социальной защиты населения.

По информации Росстата в Российской Федерации из 146,9 млн. человек каждый четвертый (37,3 млн. человек) находился в возрасте старше трудоспособного, что составляет 25,4 % ко всему населению страны.

Необходимо отметить, что имеются существенные региональные различия в демографической ситуации, прежде всего, по возрастному составу населения.

Самым «старым» регионом России по прежнему остается Тульская область – доля населения старше трудоспособного возраста на начало 2018 года составила 30,6 %, а самыми «молодыми» – Чеченская Республика и Республика Тыва – 10,4 % и 11,4 %, соответственно.

При этом численность лиц в возрасте 65 лет и старше по сравнению с 2016 годом увеличилась на 0,5 % (с 20,3 млн. человек до 20,8 млн. человек).

По данным Росстата на начало 2018 года смертность лиц старше трудоспособного возраста продолжает сокращаться. Так, если в 2013 году она составила 42,2 чел. на 1000 человек, то в 2014 году – 40,4 чел. на 1000 человек, в 2015 году – 40,1 чел. на 1000 человек, в 2016 году по – 39,4 чел. на 1000 человек, в 2017 году по предварительным данным – 38,0 чел. на 1000 человек.

В свою очередь ожидаемая продолжительность предстоящей жизни возросла для мужчин, достигших 60 лет – с 15,73 лет в 2013 году до 16,08 лет в 2017 году, для женщин, достигших 55 лет – с 25,36 до 25,80 лет, соответственно.

По данным Минздрава России, в целом по Российской Федерации заболеваемость населения старше трудоспособного возраста в 2017 году снизилась и составила 199 962,2 зарегистрированных заболевания на 100 тыс. соответствующего населения (в 2016 году 200 371,2).

Уровень госпитализации лиц старше трудоспособного возраста на 100 человек соответствующего населения увеличивается и в 2017 году составил 28,1 (в 2015 году – 27,5, 2016 году – 27,8).

Доля лиц старше трудоспособного возраста в общем числе госпитализированных больных выросла с 33,0 % в 2016 году до 35,2 % в 2017 году.

Исходя из общей тенденции старения населения и сокращения трудовых ресурсов, с каждым годом будет нарастать потребность экономики в использовании труда пожилых людей.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации на 1 января 2018 года общая численность пенсионеров составляет 46 071 000 человек.

В связи с этим, стимулирование занятости граждан пожилого возраста является одним из важных направлений государственной политики Российской Федерации и имеет большое значение как с позиции обеспечения доходов пожилых людей, использования имеющегося у них образовательного и трудового потенциала в интересах экономики страны, так и с точки зрения социализации пожилых людей, их интеграции в жизни общества.

Доля работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации стабильна и на 1 января 2018 года составляет 21,1 % (на 1 января 2017 года - 21,1 %). После выхода на пенсию продолжает трудиться каждый пятый пенсионер.

Однако не всем пенсионерам удается реализовать свое право на труд.

В целом по Российской Федерации доля пенсионеров, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в государственные учреждения службы занятости от общей численности обратившихся граждан, по данным Роструда, составляет 4,4. Наиболее высока она в г. Санкт-Петербург (9,5), Сахалинской области (8,6), Московской области (8,4), Мурманской области (8,3), Липецкой области (7,6), Ненецком автономном округе (7,4), Калужской области (7,4), Хабаровском крае (7,2), Архангельской области (7,1) и Владимирской области (7,1). Наименьшая в Республике Ингушетия (0,1), Чеченской Республике (0,1), Республике Дагестан (0,6), Кабардино-Балкарской Республике (1,0), Республике Алтай (1,4), Воронежской области (1,7), Амурской области (1,9) и Кемеровской области (1,9).

Удельный вес граждан, относящихся к категории пенсионеров, нашедших работу, из числа всех пенсионеров, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в государственные учреждения службы занятости в целом по Российской Федерации составляет 56,0 (в 2016 году 54,6) и варьируется от 2,2 (г. Байконур) до 94,1 (Липецкая область).

Таким образом, в целом по Российской Федерации отмечается дальнейшее увеличение удельного веса пожилых граждан в общей численности населения, увеличение ожидаемой продолжительности предстоящей жизни лиц, достигших возраста старше трудоспособного, сокращение уровня смертности.

Складывающиеся тенденции старения населения являются результатом последовательной реализации в Российской Федерации политики в отношении пожилых людей, а также мероприятий по сохранению здоровья населения, продлению трудоспособного периода жизни пожилых людей, снижению заболеваемости, смертности и увеличению продолжительности жизни, реализуемых в соответствии со стратегическими документами Правительства Российской Федерации, в рамках приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», концепции демографической политики, а также в рамках государственный программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

Старение населения в Российской Федерации порождает необходимость привлечения во все более возрастающих масштабах значительных финансовых, материальных и трудовых ресурсов для реализации целей государственной политики в отношении пожилых людей, обеспечения достойного уровня и качества их жизни путем материального обеспечения; содействия занятости, профессиональной и личностной самореализации; медицинской помощи и лекарственного обеспечения; социального обслуживания.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации на 1 января 2018 года численность получателей социальной доплаты к пенсии снижается и составила более 3,7 млн. чел. (в 2016 – 4,0 млн. чел.), из них 1,8 млн. чел. (в 2016 – 2,12 млн. чел.) – получатели федеральной социальной доплаты к пенсии, более 1,9 млн. чел. (в 2016 – 1,88 млн. чел.) – получатели региональной социальной доплаты к пенсии.

При этом средний размер федеральной социальной доплаты к пенсии составил 1 245,50 рублей в месяц, что на 18,9 % меньше, чем в 2016 году (1 536,80 рублей), региональной социальной доплаты к пенсии – 4 595,14 рублей в месяц, что на 21,9 % больше, чем в 2016 году (3 767,57 рублей).

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации средний размер пенсии в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2018 года составил 13 984,07 рублей, при этом наибольший ее размер отмечается в Дальневосточном федеральном округе (16 397,36 рублей), наименьший в Северо-Кавказском (12 152,97 рубля) и Южном (12 806,52 рублей) федеральных округах.

В разрезе субъектов Российской Федерации наибольший средний размер пенсии был установлен в Чукотском автономном округе (26 143,55 рубля), Ненецком автономном округе (22 733,69 рубля), Магаданской области (22 268,49 рублей), Камчатском крае (22 161,52 рубль), Ямало-Ненецком автономном округе (21 438,84 рублей) и Ханты-Мансийском автономном округе (21 290,20 рублей), наименьший в Республике Дагестан (11 218,07 рублей), Кабардино-Балкарской Республике (11 276,12 рублей), Республике Калмыкия (12 021,30 рублей), г. Байконур (12 195,49), Карачаево-Черкесской Республике (12 238,17 рублей), Республике Адыгея (12 317,83 рублей) и Тамбовской области (12 480,22 рублей).

Важной частью формирования доходов граждан старше трудоспособного возраста являются законодательно закрепленные меры социальной поддержки, основанием предоставления которых является принадлежность гражданина к той или иной категории, наделенной особым правовым статусом.

В соответствии с федеральными законами от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пожилым людям из числа федеральных льготников (ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации) установлена ежемесячная денежная выплата (далее – ЕДВ) и предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг.

По данным Федерального регистра получателями ЕДВ за счет средств федерального бюджета на 1 января 2018 года являются 8,7 млн. пожилых граждан, что составляет 24,5 % от общей численности пенсионеров старше трудоспособного возраста, ее размер в среднем по Российской Федерации составил 2 466,44 рублей, что на 4,7 % больше, чем в 2016 году (2 355,49 рублей).

Продолжается уменьшение численности граждан старше трудоспособного возраста из числа федеральных льготников – получателей ЕДВ с 9,5 млн. человек в 2010 году до 8,7 млн. человек в 2017 году в связи с естественной убылью инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны (имеющих инвалидность), бывших несовершеннолетних узников и других граждан, соответствующих этой категории льготников.

В большинстве субъектов Российской Федерации региональным льготникам установлены регулярные денежные выплаты и единовременные денежные выплаты по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе на приобретение твердого топлива гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, и ежегодная денежная компенсация на приобретение сжиженного газа, по предоставлению льготного проезда на городском общественном транспорте, осуществлению ремонта жилых помещений, установке квартирных телефонов и компенсации расходов на оплату услуг телефонной связи, бесплатному и льготному зубопротезированию, а также единовременная социальная помощь (в зависимости от сложившейся ситуации).

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2017 году меры социальной поддержки за счет средств региональных бюджетов предоставлены более чем 20,7 млн. лиц старше трудоспособного возраста.

Общий объем финансовых средств из региональных бюджетов на указанные цели в 2017 году составил 374,9 млрд. рублей.

Важное место в сфере социальной поддержки граждан пожилого возраста занимает созданная система социального обслуживания граждан, оказывающая социально-бытовые, социально-медицинские, социально-правовые, социально-психологические услуги и ряд других видов социальных услуг нуждающимся в них людям.

Расходы на предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста в домах-интернатах (пансионатах) в целом по Российской Федерации в 2017 году составили около 30,0 тыс. рублей на одного человека в месяц, в психоневрологических домах-интернатах – около 28,5 тыс. рублей.

Более 1,1 млн. человек являются получателями социальных услуг на дому. Расходы на предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста в форме социального обслуживания на дому в 2017 году в среднем по Российской Федерации составили около 4,8 тыс. рублей на одного человека в месяц.

Вместе с тем, продолжает оставаться актуальной проблема недостаточности уровня доступности социального обслуживания граждан пожилого возраста.

По данным федерального статистического наблюдения на начало 2018 года действует более 1,5 тыс. стационарных организаций социального обслуживания, в том числе:

  • 584 дома-интерната для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в которых проживают свыше 79 тыс. человек;
  • 525 психоневрологических интернатов, в которых проживают более 160 тыс. человек;
  • 30 геронтологических центров, в которых проживают более 7 тыс. человек.

На балансе указанных организаций находится 3 718 зданий стационарных организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых) с мощностью размещения 289 741 мест.

К числу существенных недостатков современной системы социального обслуживания относится устаревшая материально-техническая база стационарных организаций социального обслуживания.

На 1 января 2014 года на территории Российской Федерации находилось 303 здания стационарных организаций социального обслуживания, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, зданий, требующих реконструкции (из них зданий, требующих реконструкции, ‑ 176; зданий, находящихся в аварийном состоянии – 31; ветхих зданий – 96).

На начало 2018 года 77 зданий стационарных организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых) находится в ветхом и аварийном состоянии, или требуют реконструкции (из них зданий, требующих реконструкции, ‑ 54; зданий, находящихся в аварийном состоянии – 3; ветхих зданий – 20).

Кроме того, большинство существующих зданий стационарных организаций социального обслуживания постройки 50-60-х годов XX века не обеспечивают комфортного проживания граждан, возможность создания условий, обеспечивающих получение инвалидами, в том числе с ментальными нарушениями, навыков самостоятельного проживания, а также реализацию в повседневной жизни полученных навыков при сопровождении сотрудниками интернатных организаций.

В ходе реализации в 2017 году региональных планов мероприятий (дорожных карт) «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)», сложилась положительная динамика по уменьшению очередности на размещение граждан в стационарные организации социального обслуживания, в том числе за счет активного внедрения в субъектах Российской Федерации стационарзамещающих технологий.

По состоянию на 1 января 2018 года значения контрольных показателей составили:

  • «удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий (от общего количества зданий)» – 2,0 %;
  • «очередность в организациях, осуществляющих социальное обслуживание на дому» – отсутствует;
  • «очередность в организациях, осуществляющие стационарное социальное обслуживание» – 3 239 человек (на 1 января 2016 года ­– 11 897 человек).

Из 86 субъектов Российской Федерации очередность сохранилась в 16: Республика Татарстан (1153 чел.), Республика Ингушетия (744 чел.), Ростовская область (235 чел.), Республика Крым (218 чел.), Тамбовская область (160 чел.), Самарская область (156 чел.), Чувашская Республика (148 чел.), Красноярский край (121 чел.), Республика Калмыкия (68 чел.), Магаданская область (53 чел.), Республика Северная Осетия-Алания (52 чел.), Камчатский край (35 чел.), Мурманская область (22 чел.), Приморский край (20 чел.), Томская область (18 чел.), Еврейская автономная область (18 чел.). В 2016 году очередность была в 59 субъектах Российской Федерации.

В целях ликвидации очередности в организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание осуществляются мероприятия по приведению в надлежащее состояние ветхих, аварийных, требующих реконструкции или проведения капитального ремонта зданий стационарных организаций социального обслуживания, а также строительства новых зданий.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с подпунктом «е» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 сентября 2014 г. № Пр-2159, поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 19 декабря 2016 г. № ДМ-П12-7768, поручениями Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 7 октября 2016 г. № ОГ-П12-6008 и от 23 января 2018 г. № ОГ-П12-13пр разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации «О программе «Содействие приведению в субъектах Российской Федерации организаций социального обслуживания в надлежащее состояние, а также ликвидации очередей в них» на 2019-2022 годы (далее – проект распоряжения, Программа).

В Программе планируется участие 53 субъектов Российской Федерации.

В рамках Программы планируется ввести в эксплуатацию 98 жилых зданий стационарных организаций социального обслуживания общей коечной мощностью 13 799 мест, что позволит ликвидировать очередность в эти организации, улучшить условия проживания граждан, в том числе ликвидировать численность граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, не обеспеченных установленными нормами жилой площади. Кроме того, в рамках Программы предполагается построить 24 объекта стационарных организаций социального обслуживания, без которых невозможно функционирование данных организаций (столовые, очистные сооружения, котельные, банно-прачечные комбинаты и т.п.).

В 2019 году планируется ввести в эксплуатацию 20 жилых зданий организаций социального обслуживания общей коечной мощностью 2 413 места.

Кроме того, предполагается строительство 6 объектов стационарных организаций социального обслуживания, без которых невозможно функционирование данных организаций.

В 2020 году планируется ввести в эксплуатацию 31 жилое здание организаций социального обслуживания общей коечной мощностью 4 146 мест.

Кроме того, предполагается строительство 9 объектов стационарных организаций социального обслуживания, без которых невозможно функционирование данных организаций.

В 2021 году планируется ввести в эксплуатацию 25 жилых зданий организаций социального обслуживания общей коечной мощностью 3 575 мест.

Кроме того, предполагается строительство 5 объектов стационарных организаций социального обслуживания, без которых невозможно функционирование данных организаций.

В 2022 году планируется ввести в эксплуатацию 22 жилых зданий организаций социального обслуживания общей коечной мощностью 3 665 мест.

Кроме того, предполагается строительство 4 объектов стационарных организаций социального обслуживания, без которых невозможно функционирование данных организаций.

По предварительным данным регионов, общий объем финансового обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников в 2019 - 2022 годах составят 33,1 млрд. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 26,5 млрд.рублей).

В настоящее время проект распоряжения находится на стадии межведомственного согласования.

В 2017 году финансирование мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту зданий стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, зданий, требующих реконструкции, и строительству новых осуществлялось из трех источников.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 марта 2017 № 64-рп Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации выделено из резервного фонда Президента Российской Федерации 16 723,7 тыс. рублей на капитальный ремонт здания государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Старооскольский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

В рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2017 г. № 1041-р Минтруду России из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в размере 35 497,7 тыс. рублей на предоставление субсидии бюджету Республики Адыгея на софинансирование капитальных вложений в объект государственной собственности Республики Адыгея государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея «Адамийский психоневрологический дом-интернат».

Наряду с этим, в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 26 мая 2017 г. № 1040-р и от 23 мая 2017 г. № 984-р Минтруду России из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии бюджету Новгородской области на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности Новгородской области в размере 42 400,0 тыс. рублей на областное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» и 80 578,0 тыс. рублей на «Психоневрологический интернат на 200 мест в дер. Подгорное Маловишерского района Новгородской области» областного автономного учреждения социального обслуживания «Маловишерский психоневрологический интернат «Оксочи».

За счет бюджетных ассигнований, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 456 «О порядке финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров» в 2017 году на строительство и реконструкцию зданий учреждений социального обслуживания планируется выделить 525 118,1 тыс. рублей, в том числе Чеченской Республике, Республике Бурятия, Республике Крым, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия-Алания, Калининградской области, Мурманской области, Брянской области, Самарской области, Ростовской области.

В рамках реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания граждан. Технологии сопровождаемого проживания, а также иного сопровождения граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, уже несколько лет реализуются в различных формах в зависимости от потребности граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности. К указанной деятельности привлекаются негосударственные, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации.

В настоящее время технологии сопровождаемого проживания инвалидов реализуются в 21 субъекте Российской Федерации (Республика Бурятия, г. Санкт-Петербург, г. Москва, Забайкальский край, Владимирская, Вологодская, Свердловская области и др.).

В Вологодской области ведется работа по организации сопровождаемого проживания выпускников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей на базе социального общежития с обеспечением проживания данных лиц в 1 и 2 местных комнатах.

В Забайкальском крае сопровождаемое проживание молодых инвалидов с ментальными нарушениями организовано в сельской местности путем обеспечения компактного проживания выпускников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей - «социальной деревни».

В Свердловской области реализуется проект «учебное проживание» инвалидов в специализированных отделениях организаций социального обслуживания.

В г. Санкт-Петербурге с 2008 года реализуются проекты сопровождаемого проживания молодых инвалидов на базе социальных квартир.

Наряду с этим Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в настоящее время на территории Псковской и Нижегородской областей реализуется пилотный проект по обеспечению сопровождаемого проживания инвалидов, из числа выпускников детских домов - интернатов для умственно отсталых детей.

В рамках данного пилотного проекта разрабатываются программы сопровождаемого проживания инвалидов, механизмы межведомственного взаимодействия и координации работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, осуществляется подготовка необходимых нормативных актов и методических материалов.

Вместе с тем необходимо отметить, что в субъектах Российской Федерации развиваются и другие формы сопровождения граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, а именно «приемная семья», представляющая собой совместное проживание и ведение хозяйства граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, с «помощником». Указанная технология применяется в 43 субъектах Российской Федерации (Амурской, Ростовской, Томской, Архангельской, Ставропольском крае, Краснодарском крае, Ненецком автономном округе и др.).

В частности, во Владимирской области развиваются одновременно несколько стационарозамещающих технологий социального обслуживания: «приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов», «персональный помощник для людей с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата», «комната инструктивного проживания», «сопровождаемое (поддерживаемое) проживание – альтернатива психоневрологическим интернатам».

Кроме того, можно отметить, что в субъектах Российской Федерации гражданам, имеющим ограничения жизнедеятельности, нуждающимся в постоянном или временном постороннем уходе на дому вследствие частичной или полной утраты способности к самообслуживанию, в том числе в связи с наличием заболеваний, предоставляются услуги сиделки, способствующие созданию условий для максимально возможного, комфортного и безопасного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной, домашней обстановке.

Данная технология реализуется в 32 субъектах Российской Федерации (Удмуртская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ, Иркутская, Мурманская, Тульская области и др).

Учитывая, что развитие стационарозамещающих технологий, в том числе сопровождаемого проживания инвалидов, вытекает из положений Федерального закона субъекты Российской Федерации также принимают самостоятельные нормативные правовые акты, обеспечивающие их реализацию, устанавливают перечни социальных услуг, порядки и стандарты их предоставления, тарифы на социальные услуги, определяют необходимую штатную численность и объемы средств.

В связи с этим в целях более широкого распространения в субъектах Российской Федерации стационарозамещающих технологий социального обслуживания контрольный показатель по развитию этих технологий внесен в региональные «дорожные карты».

В рамках «дорожных карт» с учетом имеющихся ресурсов предусматривается увеличение данного показателя с 2014 года до 2018 года в 1,8 раза (2014 год - 83,2 тыс. человек, 2018 год - более 155,6 тыс. человек).

В целях обеспечения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг, на уровне не менее 10 процентов от объема средств, предусмотренных на реализацию соответствующих региональных и муниципальных программ, сформированная нормативная правовая база в рамках реализации Федерального закона позволяет негосударственным организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, быть полноправными поставщиками социальных услуг и получать компенсационные выплаты за счет бюджетных ассигнований.

По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на предоставление социальных услуг в сфере социального обслуживания и социального сопровождения, составил в 2016 году 212 млрд. рублей, в 2017 году предусмотрено 226 млрд. рублей.

При этом объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых негосударственным организациям на предоставление услуг в сфере социального обслуживания населения и социального сопровождения, составил в 2016 году - 5,2 млрд. рублей (2,47 %), в 2017 году - около 11 млрд. рублей (4,72 %).

Новый правовой механизмом, заложенный в Федеральном законе, позволяет выплачивать компенсации негосударственным поставщиками социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа).

Объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на предоставление компенсаций негосударственным организациям, осуществляющим деятельность в сфере социального обслуживания, в рамках реализации Федерального Закона в 2016 году составил 576 млн. рублей, в 2017 году - около 2 млрд. рублей.

К числу регионов, имеющих лучший региональный опыт по оказанию социальных услуг населению с использованием данного механизма, относятся г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Республика Саха-Якутия, Ханты-Мансийский автономный округ.

В результате проделанной работы по развитию негосударственного сектора в сфере социального обслуживания граждан удалось добиться определенных результатов.

По информации, представленной в Минтруд России субъектами Российской Федерации, в реестр поставщиков социальных услуг (по состоянию на второй квартал 2016 года) включено 546 негосударственных поставщиков социальных услуг. Из них 174 коммерческих организаций, 372 некоммерческих организаций, в том числе 251 социально ориентированная организация.

Организация регулярных бесплатных семинаров и консультации для некоммерческих организаций по порядку включения в реестр поставщиков социальных услуг, подготовка и распространение методических пособий с инструкцией по вступлению в реестр поставщиков социальных услуг является важной составляющей работы Координационных органов при высших органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению (далее - Координационный совет).

Координационные советы созданы в 79 субъектах Российской Федерации.

Работа Координационных советов в 2017 году осуществлялась по следующим направлениям:

  • определение основных направлений взаимодействия органов исполнительной власти с негосударственными организациями;
  • оказание методической помощи по вопросам развития и поддержки негосударственных организаций; повышения профессионального уровня работников данных организаций; развития волонтерства и добровольчества;
  • организация обучений, семинаров, круглых столов для представителей негосударственных организаций по вопросам разъяснения порядка включения в реестр поставщиков социальных услуг, предоставления субсидий на возмещение затрат при получении у них гражданином социальных услуг.

Основными итогами работы Координационных советов в 2017 году стали:

  • устранение административных барьеров участия негосударственных организаций в предоставлении социального обслуживания;
  • обеспечение роста размера компенсации затрат, предоставляемой негосударственным поставщикам социальных услуг.

Кроме того, информационная и методическая поддержка негосударственных организаций осуществляется созданными в более чем в 50 регионах ресурсными центрами.

Ресурсные центры осуществляют деятельность по следующим направлениям:

  • продвижение и поддержка социальных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • поддержка социально значимых гражданских и общественных инициатив;
  • поддержка и сопровождение деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • содействие обмену опытом между субъектами малого и среднего предпринимательства по поддержке социальных инициатив.

Ресурсными центрами проводятся встречи, конференции, семинары, тренинги и иные мероприятия для представителей негосударственных организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованных в реализации социальных проектов.

Наряду с этим оказываются услуги по разъяснению вопросов ведения бухгалтерского учета, оказывается консультационная поддержка по созданию маркетинговой стратегии для негосударственных организаций, подготовке документов, необходимых для получения государственной поддержки.

Также проводится отбор и распространение лучших социальных практик, осуществляется взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам развития гражданского общества и социального предпринимательства.

Дальнейший рост числа и доли лиц старших возрастов ставит новые задачи и цели перед государством и обществом, направленные не только на обеспечение основных потребностей граждан старшего поколения для поддержания условий жизнедеятельности, но и на создание условий для активного участия их в политической, социальной и в иных сферах деятельности общества. Конечно, решающий вклад в продолжительность жизни вносит медицина.

В целях повышения продолжительности жизни граждан пожилого возраста и в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации предусмотрено создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода (от 23 августа 2017 г. № Пр-1650, пп. «в», «г» п. 3).

В рамках исполнения данного поручения разработан Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода (далее – Комплекс мер), который утвержден Правительством Российской Федерации (от 14 декабря 2017 г. № ОГ-П12-8359).

Комплекс мер состоит из двух разделов.

Раздел I «Методические подходы к созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также к поддержке семейного ухода».

Раздел II «Организационные мероприятия по созданию системы долговременного ухода».

В рамках реализации Комплекса мер предполагается обеспечить сбалансированное социальное обслуживание в полустационарной и стационарной форме, а также предоставление социальных услуг на дому и медицинской помощи, с привлечением патронажной службы и сиделок.

Все это будет способствовать повышению продолжительности жизни граждан пожилого возраста.

На реализацию Комплекса мер на 2018 год выделены средства федерального бюджета в размере 100 млн. рублей (Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением от 3 апреля 2018 г. № 149-10-2018-010).

В рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами будут отработаны:

  • мероприятия по развитию и поддержке семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
  • определение классификации ограничений жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • механизмы межведомственного взаимодействия медицинских организаций и организаций социального обслуживания, включая синхронизацию информационных систем в соответствующих сферах и способах передачи необходимой информации о состоянии пациента его родственникам и организациям социального обслуживания.

Отработка конкретных услуг, которые будут предоставляться в рамках системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, предоставления медицинской помощи, в том числе гериатрической, определение количества специалистов, которые будут задействованы в рамках данной системы, а также технологий работы будут осуществляться в рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Минтрудом России принят приказ от 10 мая 2018 г. № 302 «О рабочей группе по реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами».

Минтрудом России совместно с Минздравом России принят приказ от 21 декабря 2017 г. № 861/1036 «Об утверждении методических рекомендаций по организации социального обслуживания и социального сопровождения граждан, полностью или частично утративших способность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, и оказание им медицинской помощи».

Разработан и принят приказ Минтруда России от 14 декабря 2017 г. № 847 «Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях».

В методических рекомендациях под сопровождаемым проживанием инвалидов понимается стационарозамещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации и абилитации, образовательных услуг и мероприятий по социальному сопровождению (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам) в целях компенсации (устранения) обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности и сохранения пребывания инвалида в привычной благоприятной для него среде, выработки навыков, обеспечивающих максимально возможную самостоятельность в реализации основных жизненных потребностей (организация быта, досуга, общения и социальных связей), и адаптации к самостоятельной жизни.

Дальнейшая государственная политика в отношении граждан старшего поколения будет осуществляться в соответствии со стратегическими документами Правительства Российской Федерации, в рамках приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», концепции демографической политики, а также в рамках государственный программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», реализация которых должна улучшить качество жизни граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальной нуждаемости и потребностей, обеспечить более эффективное использование их потенциала и участие в жизни общества.