Соглашение подписано 6 марта 2018 года, зарегистрировано в Роструде 30 марта 2018 года, регистрационный номер 7/18-20

 

Настоящее Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Соглашение) заключено на федеральном уровне социального партнерства на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федерального закона от 27.11.2002 N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», законодательства Российской Федерации, и является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии, компенсации и льготы работникам, а также определяющим права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства в агропромышленном комплексе РФ.

Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения региональных и территориальных отраслевых соглашений, коллективных и трудовых договоров в организациях агропромышленного комплекса (далее – АПК). 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Сторонами Соглашения являются:

  • Союз работодателей «Общероссийское агропромышленное объединение работодателей «Агропромышленный союз России»» (далее – Росагропромсоюз), Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее – АККОР), действующие от лица и в интересах работодателей АПК;
  • работники организаций АПК, в лице их представителя – Общероссийской общественной организации Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса Российской Федерации (далее – Профсоюз);
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Россельхознадзор), действующие от лица федеральных органов исполнительной власти.

1.2. Стороны Соглашения признают в качестве главного приоритета обеспечение роста эффективности работы АПК за счет повышения производительности труда, увеличения объемов выпускаемой продукции, повышения доходов предприятий и организаций, и, как следствие, рост доходов работников АПК.

Стороны проводят политику, способствующую развитию человеческого потенциала, внедрению принципов достойного труда, социальной справедливости и ответственности.

1.3. Соглашение действует в отношении:

  • региональных объединений работодателей и агропромышленных союзов, являющихся членами Росагропромсоюза и входящих в их структуры работодателей, организаций и их членов, входящих в структуру АККОР, а также работодателей организаций и учреждений, подведомственных Минсельхозу России и Россельхознадзору;
  • работодателей организаций АПК, которые не являются членами Росагропромсоюза и АККОР, но уполномочили указанные объединения от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение;
  • сторон социального партнерства, подписавших соответствующие отраслевые соглашения на региональном и территориальном уровне;
  • работодателей АПК, не представивших в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему;
  • работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеуказанными работодателями.

1.4. В случае реорганизации представителя стороны Соглашения, его права и обязанности переходят к его правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения.

1.5. Стороны Соглашения образуют из числа своих представителей Отраслевую комиссию (далее – Отраслевая комиссия) по ведению переговоров, подготовке, заключению и контролю за выполнением Соглашения, внесению в него изменений и дополнений, урегулированию возникающих между сторонами Соглашения разногласий. Состав Отраслевой комиссии указан в приложении № 1 к Соглашению.

1.6. Стороны в рамках своих полномочий принимают на себя обязательства Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

1.7. Соглашение не ограничивает права работодателей в расширении социальных гарантий и льгот.

Региональные и территориальные соглашения, коллективные и трудовые договоры не могут снижать уровень прав, гарантий и компенсаций работников, установленный законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.

1.8. В тех случаях, когда в отношении работников действуют одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

В случае отсутствия в организациях АПК коллективного договора Соглашение имеет прямое действие.

1.9. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует по 31 декабря 2020 года.

Соглашение может быть изменено, дополнено только по взаимному согласию сторон, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и п. 9.10 настоящего Соглашения.

Ни одна из сторон, заключивших Соглашение, не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

Внесенные изменения и дополнения оформляются приложением к Соглашению и являются его неотъемлемой частью.

1.10. Соглашение подлежит уведомительной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

1.11. Стороны Соглашения в течение месяца со дня его уведомительной регистрации обеспечивают доведение настоящего Соглашения до органов управления АПК субъектов Российской Федерации, организаций – членов Росагропромсоюза и АККОР, организаций, подведомственных Минсельхозу России, Россельхознадзору, территориальных организаций Профсоюза и размещают текст Соглашения на официальных сайтах сторон Соглашения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Глава 2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Руководствуясь принципами социального партнерства, осознавая ответственность за устойчивое функционирование и развитие организаций и предприятий АПК, улучшение социально-экономической защищенности работников агропромышленного комплекса, Стороны Соглашения обязуются содействовать:

  • защите экономических интересов отечественных предприятий и организаций АПК (работодателей);
  • развитию многоукладности экономики, свободе предпринимательства, многообразию форм собственности и хозяйствования;
  • росту уровня технологического, технического оснащения предприятий и организаций АПК;
  • повышению качества и безопасности продукции АПК и обеспечению ее конкурентоспособности;
  • воспроизводству и эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения;
  • устойчивому развитию сельских территорий;
  • обеспечению устойчивой занятости, достойного уровня заработной платы и социальной защиты работников АПК;
  • повышению уровня охраны труда и экологической безопасности в организациях АПК;
  • обеспечению профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации, развитию профессиональных квалификаций;
  • трудоустройству выпускников образовательных организаций всех уровней профессионального образования в организации АПК;
  • развитию отраслевых систем добровольного пенсионного, медицинского и других видов социального страхования;
  • информированию работников АПК по вопросам нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения;
  • совершенствованию экономических и социально-трудовых отношений в организациях АПК;
  • повышению эффективности взаимодействия социальных партнеров, равноправному социальному диалогу.

2.2. Стороны Соглашения участвуют:

  • в реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. №350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства», Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. №996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы», а также в реализации Указа Президента РФ от 16.04.2014 N 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям», Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;
  • в разработке, принятии и реализации ведомственных программ развития АПК, социального развития сельских территорий, в формировании социально-экономической политики в АПК;
  • в разработке и совершенствовании законодательной базы для защиты экономических и социально-трудовых интересов работников и работодателей АПК.

2.3. Минсельхоз России:

  • участвует в разработке проектов федеральных законов, нормативных правовых актов и других документов с целью поддержки и защиты экономики АПК в условиях членства во Всемирной торговой организации;
  • вносит предложения по вопросам, входящим в его компетенцию, к проекту Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, участвует в переговорах по разработке и заключению отраслевого соглашения на федеральном уровне, обеспечивает контроль за ходом их выполнения;
  • обеспечивает финансирование подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете;
  • осуществляет меры по развитию и контролю за финансированием лизинговых операций за счет средств федерального бюджета;
  • оказывает содействие органам управления АПК субъектов Российской Федерации в разработке договоров и соглашений о сотрудничестве в сфере деятельности АПК;
  • принимает участие в решении социально-экономических проблем развития сельских территорий, путем улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и, в целом, решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли;
  • обеспечивает развитие, поддержку сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования, субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственной потребительской кооперации и улучшение качества жизни в сельской местности;
  • осуществляет мероприятия, направленные на стимулирование занятости и самозанятости коренных малочисленных народов Севера за счет создания организаций по переработке продукции оленеводства и традиционных промыслов, продвижения продукции этих отраслей на рынки;
  • утверждает по согласованию с Профсоюзом перечень минимума работ (услуг), необходимых во время забастовок;
  • информирует Стороны Соглашения о действующих и (или) готовящихся к принятию федеральных и иных программах в сфере АПК, затрагивающих социально-трудовые права работников;
  • обеспечивает участие представителей Сторон Соглашения в разработке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников;
  • содействует заключению отраслевых соглашений по АПК на уровне субъектов Российской Федерации;
  • организует с участием Сторон Соглашения проведение Всероссийских конкурсов профессионального мастерства «Лучший по профессии», Российской агропромышленной выставки «Золотая осень» и других мероприятий на федеральном уровне.

2.5. Росагропромсоюз, АККОР:

  • координируют действия организаций, являющихся их членами в вопросах реализации социальных и экономических программ, проведения политики занятости, заработной платы, охраны труда, социального страхования и пенсионного обеспечения работников;
  • участвуют в разработке нормативных правовых актов по вопросам АПК;
  • ведут коллективные переговоры и заключают коллективные договоры в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации;
  • представляют интересы и защищают законные права своих организаций в органах государственной власти и местного самоуправления;
  • способствуют налаживанию взаимовыгодных связей между организациями АПК, их объединению в отраслевые и территориальные формирования;
  • участвуют в рассмотрении коллективных трудовых споров и конфликтов;
  • участвуют в развитии системы сельскохозяйственной кооперации, включая сельскохозяйственные производственные и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также в создании их союзов и ассоциаций;
  • оказывают правовую, информационную, консультативную и иную помощь отраслевым, региональным союзам и ассоциациям в решении социальных вопросов сельских территорий;
  • организуют обучение представителей малого предпринимательства в сфере АПК современным методам ведения хозяйства, использования финансовых инструментов, передовым сельскохозяйственным технологиям в рамках сотрудничества с российскими, зарубежными и международными организациями;
  • участвуют в организации и проведения конференций, семинаров, симпозиумов, выставок и ярмарок.

2.6. Профсоюз:

  • координирует действия первичных и территориальных профсоюзных организаций;
  • добивается повышения уровня жизни и улучшения условий труда работников АПК;
  • участвует в формировании социально-экономической политики в АПК, разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам;
  • принимает участие в формировании отраслевой программы занятости, предлагает меры по социальной защите работников – членов Профсоюза, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организаций, сокращения численности или штатов;
  • осуществляет профсоюзный контроль соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • участвует в пределах своей компетенции в осуществлении контроля соблюдения законов, иных нормативных правовых актов о приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения, представляет работников в комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества;
  • защищает права и интересы членов Профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений в органах законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, в судебных органах и иных организациях, перед работодателями и их объединениями;
  • участвует в разработке и реализации политики по молодежным, гендерным и иным вопросам;
  • принимает участие в организации и проведении спортивных, культурных и досуговых мероприятий и развитии санаторно-курортного лечения, детского оздоровительного отдыха;
  • содействует снижению социальной напряженности в организациях;
  • участвует в урегулировании коллективных трудовых споров, организует и проводит коллективные действия, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников;
  • принимает на себя обязательство не организовывать забастовки на срок действия Соглашения при условии выполнения Сторонами его положений.

Глава 3. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ РАБОТНИКОВ

3.1. Стороны считают создание достойных рабочих мест, обеспечение полной продуктивной и свободно избранной занятости, сокращение масштабов неформальной и нелегальной занятости одним из основных приоритетов агропромышленной политики в области трудовых отношений.

3.2. С этой целью Стороны считают необходимым осуществлять взаимодействие, направленное на:

  • создание новых современных эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда и достойной заработной платой, повышение качества действующих и ликвидацию непроизводительных рабочих мест;
  • совершенствование системы информации о рынке труда;
  • повышение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной и территориальной мобильности;
  • совершенствование правового регулирования рынка труда и занятости;
  • совершенствование регулирования привлечения на рынок труда иностранной рабочей силы с учетом принципа приоритетности трудоустройства граждан РФ;
  • расширение возможностей трудоустройства для молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями;
  • снижение занятости наемных работников без оформления трудовых отношений или регистрации собственного дела, стимулирование легальных трудовых отношений;
  • предотвращение массовых увольнений, необоснованных ликвидаций и перепрофилирования организаций АПК, аграрных научных и образовательных организаций всех уровней;
  • социально-экономическую защиту увольняемых в связи с сокращением штата работников и реструктуризацией производства;
  • совершенствование системы государственных гарантий от безработицы.

3.3. В целях дальнейшего развития рынка труда в АПК Стороны совместно:

  • разрабатывают и внедряют систему мониторинга ситуации на отраслевом рынке труда;
  • формируют балансы по запросам на квалификации со стороны работодателей АПК и подготовку квалификаций со стороны системы их подготовки на региональном и федеральном уровне;
  • разрабатывают профессионально-квалификационную структуру АПК;
  • разрабатывают и внедряют  отраслевые профессиональные стандарты;
  • участвуют в работе по разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ;
  • проводят профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ;
  • участвуют в государственной аккредитации образовательной деятельности по основным образовательным программам;
  • предоставляют предложения по объему контрольных цифр приема граждан на обучение по профессиям и специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований;
  • формируют систему отраслевой независимой оценки квалификаций;
  • проводят в рамках Отраслевой комиссии экспертизы государственных программ Российской Федерации с точки зрения создания высокопроизводительных рабочих мест;
  • разрабатывают меры экономического стимулирования работодателей, создающих новые рабочие места и (или) модернизирующих действующие рабочие места, участвующих в развитии профессионального образования и обучения;
  • осуществляют мероприятия по разработке отраслевой стратегии развития трудовых ресурсов и подготовки кадров для АПК;
  • содействуют развитию материально-технической базы отраслевых и муниципальных образовательных организаций;
  • осуществляют меры, направленные на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров для АПК;
  • разрабатывают и реализуют меры, способствующие расширению возможностей трудоустройства для молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц, испытывающих трудности  в поиске работы, а так же трудоустройство и занятости инвалидов;
  • разрабатывают меры, направленные на предотвращение необоснованных ликвидаций и перепрофилирования организаций АПК, аграрных научных и образовательных организаций всех уровней, предотвращение массовых увольнений;
  • разрабатывают и реализуют меры по снижению занятости наемных работников без оформления трудовых отношений или регистрации собственного дела, стимулирования легальных трудовых отношений;
  • проводят мониторинг трудовой деятельности иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей  экономики в данной категории;
  • проводят консультации о мерах, обеспечивающих приоритет трудоустройства национальных рабочих кадров на квалифицированные рабочие места, по вопросам установления допустимой доли иностранных работников.

Глава 4. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

4.1. Стороны Соглашения договорились, что баланс рабочего времени и времени отдыха работников формируется на основе положений действующего законодательства и учитывает необходимость оптимального сочетания трудовой деятельности работника и других сторон его жизни.

Режим рабочего времени в организациях устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, составленными на основании Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

4.2. Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем, а при наличии первичной профсоюзной организации – с учетом мнения её коллегиального выборного органа.

4.3. Нормальная продолжительность рабочего времени работников организаций не может превышать 40 часов в неделю.

Для женщин, работающих в сельской местности, продолжительность рабочего времени составляет 36 и менее часов в неделю, при этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности рабочей недели.

Работникам, условия труда на рабочих местах, которых по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю.

С письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени в неделю и за день (смену), может быть увеличена с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены коллективными договорами.

4.4. При введении в организации суммированного учета рабочего времени продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормальное число рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, по причинам сезонного характера - не более чем до шести месяцев, по причинам технологического характера – не более чем до одного года.

4.5. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, а при наличии первичной профсоюзной организации – с учетом мнения её коллегиального выборного органа.

4.6. Сменная работа производится в соответствии с графиком сменности. График сменности составляется с учетом мнения коллегиального выборного органа первичной профсоюзной организации. В трудовом договоре в обязательном порядке указывается, что работник принимается на работу со сменным режимом работы. Если данный режим вводится в организации после заключения трудового договора с работником, то требуется письменное согласие работника.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. Перерыв между двумя сменами не может быть менее 8 часов.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

Работа в течение двух смен подряд запрещается.

4.7. Сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев.

Стороны Соглашения договорились при необходимости подготовить перечень сезонных работ в АПК, в том числе отдельных сезонных работ с указанием их максимальной продолжительности, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев.

4.8. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором.

4.9. Работодатель обязан уведомить работника в письменной форме о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.10. Каждый работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работнику в соответствии с очередностью, устанавливаемой графиком отпусков, который утверждается работодателем с учетом мнения коллегиального выборного профсоюзного органа не позднее, чем за две недели до наступления календарного года.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

Работодатель должен известить под роспись работника о времени начала отпуска не позднее, чем за две недели до его начала.

4.11. Для отдельных категорий работников в установленном законом порядке предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска:

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу на рабочих местах, которые по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Продолжительность такого отпуска для лиц, работающих в районах Крайнего Севера составляет 24 календарных дня; для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 16 календарных дней, в других территориях, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате – 8 календарных дней;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день не может быть менее трех дней.

4.12. Порядок предоставления дополнительных отпусков, их продолжительность закрепляются в коллективных договорах и правилах внутреннего трудового распорядка.

4.13. Работодатели обязаны произвести работникам оплату отпуска, не позднее, чем за три дня до его начала.

Глава 5. ОПЛАТА И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

5.1. Стороны Соглашения считают главной целью политики в области оплаты труда в организациях - повышение реальных доходов работников за счет роста эффективности и объемов производства и доведение уровня номинальной заработной платы в сельском хозяйстве до 90 процентов от уровня средней заработной платы по стране.

5.2. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются работодателями в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах и согласовываются, при наличии первичной профсоюзной организации – с ее коллегиальными выборными органами.

Размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов) не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом на региональном уровне.

5.3. В организациях внебюджетного сектора регулирование оплаты труда осуществляется следующим образом:

  • минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации;
  • наименование профессий, перечень и тарификация основных видов работ (трудовых действий), присвоение квалификационных разрядов производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих профессиональных стандартов, по результатам решений аттестационных комиссий, центров оценки квалификации;
  • работодатели индексируют заработную плату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги за предыдущий календарный год в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • порядок индексации устанавливается коллективным договором, соглашением и локальным нормативным актом организации;
  • работодатели ориентируются на установление доли тарифной ставки/должностного оклада в заработной плате на уровне не менее 70 процентов;
  • доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.

5.4. Система оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, которая включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами, в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» и с учетом разрабатываемых показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений.

5.5. Работодатели:

  • обеспечивают работникам равную оплату за труд равной ценности;
  • производят своевременно расчеты с работниками по заработной плате и уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также перечисление членских профсоюзных взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • выплачивают заработную плату работникам не реже чем каждые полмесяца.

Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и (или) трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Выплата заработной платы руководителю организации производится одновременно с выплатой  всем работникам организации.

При сменном режиме работы:

  • устанавливают в соответствии с законодательством доплату за работу в ночную смену (с 22 часов до 6 часов) – не менее 25 процентов часовой тарифной ставки (оклада за час) за каждый час работы;
  • могут оплачивать в повышенном размере работу в вечернюю смену (с 18 часов до 22 часов). Конкретный размер повышения оплаты труда за работу в вечернее время устанавливается коллективным договором;
  • сохраняют за работником, который приостановил работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, средний заработок за весь период приостановления им исполнения трудовых обязанностей. Средний заработок за дни приостановки работы исчисляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.   

5.6. Введение, замена и пересмотр норм труда, условий оплаты труда производятся работодателями с извещением работников не позднее, чем за два месяца, а при наличии первичной профсоюзной организации – с учетом мнения её коллегиального выборного органа.

5.7. Профсоюз:

  • осуществляет контроль своевременности выплаты заработной платы и уплаты работодателями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • проводит мониторинг статистических данных по заработной плате;
  • предоставляет аналитические данные по заработной плате социальным партнерам.

5.8. Результаты мониторинга ситуации по выплате заработной платы регулярно рассматриваются на заседании Отраслевой комиссии. На заседания Отраслевой комиссии могут приглашаться стороны социального партнерства регионального уровня, представители работодателей и работников.

Глава 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ, ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

6.1. Стороны признают, что социальные льготы, гарантии и компенсации являются мерой социальной поддержки работников.

Перечень социальных льгот, гарантий и компенсаций для работников АПК может быть расширен в соглашениях и коллективных договорах по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением.

Стороны Соглашения рекомендуют Сторонам социального партнерства на региональном и территориальном уровне, а также работодателям и профсоюзным организациям при заключении соответствующих соглашений и коллективных договоров рассматривать возможность выделения средств на:

  • выплату компенсаций в размере не ниже минимальной заработной платы работающим инвалидам труда при предоставлении им путевок на лечение согласно медицинскому показанию;
  • оказание материальной помощи при рождении детей;
  • единовременную выплату при выходе работника на пенсию;
  • бесплатное или частично оплачиваемое содержание детей в ведомственных детских дошкольных учреждениях, оздоровительных лагерях и санаториях;
  • материальную помощь нуждающимся неработающим пенсионерам-ветеранам организации;
  • оплату расходов на ритуальные услуги в случае смерти работника, а также пенсионера, ушедшего на пенсию из организации;
  • единовременную выплату денежного вознаграждения работникам, награжденным государственными и отраслевыми наградами;
  • выплату работникам материальной помощи при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • негосударственное пенсионное обеспечение работников, в том числе через отраслевой Негосударственный пенсионный фонд «АПК-Фонд»;
  • финансирование мероприятий по развитию физической культуры, досуга и отдыха;
  • повышенные льготы и гарантии работающим женщинам матерям-одиночкам и женщинам, находящимся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком;
  • полную или частичную оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников, в первую очередь, занятых во вредных условиях труда.

6.2. Работодатели предоставляют гарантии и компенсации работникам в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, действующими законами и иными нормативными правовыми актами и обеспечивают:

  • выплату средней заработной платы по основному месту работы и сохранение рабочего места (должности) работникам, направленным работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы. При направлении на повышение квалификации в другую местность работнику компенсируются связанные с этим расходы в порядке и размерах, установленных для компенсации командировочных расходов;
  • выплату средней заработной платы и сохранение рабочего места за лицами, участвующими в коллективных переговорах, подготовке коллективного договора, соглашений на срок, определяемый Сторонами Соглашения, но не более трех месяцев;
  • оказание единовременной материальной помощи работникам, пострадавшим в результате стихийных бедствий;
  • в случае гибели (смерти) работника, наступившей в результате несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, вследствие исполнения им трудовых обязанностей, возмещение всех расходов, связанных с ритуальными услугами;
  • выплату единовременного пособия и возмещение в денежной форме морального вреда семье, потерявшей кормильца вследствие несчастного случая на производстве на условиях, определенных коллективным договором.

Глава 7. ОХРАНА ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

7.1. Стороны Соглашения считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности одним из основных приоритетов своей деятельности. С целью улучшения условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности в организациях АПК стороны Соглашения:

  • взаимодействуют в области охраны труда, окружающей природной среды;
  • оказывают методическую помощь организациям АПК в разработке и реализации территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда работников;
  • содействуют укреплению служб охраны труда организаций АПК;
  • распространяют передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий труда, экологической безопасности;
  • содействуют ратификации конвенции МОТ № 184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве» и ее реализации.

7.2. Работодатели обеспечивают:

  • на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, и принимают необходимые меры по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • выполнение в организациях законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, соблюдение режима труда и отдыха работников;
  • проведение специальной оценки условий труда с участием представителей первичных профсоюзных организаций;
  • финансирование мероприятий по охране труда в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг); условиями коллективного договора указанные средства могут устанавливаться в повышенном размере;
  • проведение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • повышенные компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • предоставление работникам специальной одежды, специальной обуви, современных сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств, в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
  • проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников организации в соответствии с требованиями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обучение специалистов по охране труда в лицензированных организациях;
  • расследование и учет (в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами) несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

7.3. Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатели устанавливают:

а) Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда:

  • для работников, условия труда которых отнесены ко 2 степени вредности, не менее 7 календарных дней;
  • для работников, условия труда которых отнесены к 3 степени вредности, не менее 8 календарных дней;
  • для работников, условия труда которых отнесены к 4 степени вредности, не менее 9 календарных дней;
  • для работников, условия труда которых отнесены к опасным, не менее 10 календарных дней.

На основании настоящего Соглашения, коллективного договора и письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, возможна замена денежной компенсацией части ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающей 7 календарных дней, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Расчет денежной компенсации производится в том же порядке¸ как и основного ежегодного оплачиваемого отпуска.

б) Повышенный размер оплаты труда:

  • минимальный размер повышения оплаты труда составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;
  • для работников, условия труда которых отнесены к 3 степени вредности, составляет не менее 5 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;
  • для работников, условия труда которых отнесены к 4 степени вредности, составляет не менее 6 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;
  • для работников, условия труда которых отнесены к опасным, составляет не менее 8 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения коллегиального выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

в) Денежную компенсацию при увеличении сокращенной продолжительности рабочего времени, но не более чем до 40 часов в неделю, на основании настоящего Соглашения, коллективного договора и письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору. При этом первые два часа увеличенного рабочего времени оплачиваются в полуторном размере, а последующие часы – не менее чем в двойном размере.

7.4. Работодатели совместно с коллегиальными выборными органами первичных профсоюзных организаций:

  • создают комитеты (комиссии) по охране труда и организуют их работу;
  • проводят обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Предусматривают в коллективном договоре меры, обеспечивающие уполномоченным (доверенным) лицам возможность выполнять свои общественные обязанности в рабочее время с сохранением заработной платы;
  • организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

7.5. К коллективному договору могут прилагаться:

  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на производстве с указанием объема средств, необходимых для их выполнения по годам;
  • список профессий и должностей работников, которым  по результатам специальной оценки условий труда установлены размеры повышения оплаты труда, продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;
  • перечень производств, профессий, должностей работников, которым выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты;
  • перечень работ и производственных факторов, на которых работникам выдаются бесплатно смывающие и обезвреживающие средства, нормы их выдачи;
  • перечень обязательной к выдаче спецодежды, спецобуви, в том числе теплой, других средств индивидуальной защиты и нормы их выдачи;
  • список уполномоченных (доверенных) лиц Профсоюза по охране труда, количество часов оплачиваемого свободного времени, предоставляемых уполномоченным (доверенным) лицам для исполнения возложенных на них функций и порядок их оплаты.

7.6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности.

7.7. Стороны Соглашения принимают участие в подготовке отраслевых нормативных актов, регламентирующих вопросы охраны труда и мероприятий по улучшению условий труда и предупреждению производственного травматизма.

7.8. Профсоюз:

  • осуществляет профсоюзный контроль соблюдения законодательства об охране труда;
  • проводит мониторинг причин производственного травматизма;
  • инициирует включение в коллективные договоры мероприятий, направленных на улучшение условий и безопасности труда на рабочих местах;
  • защищает законные интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обеспечивает выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в каждом структурном подразделении и в организации в целом;
  • проводит разъяснительную работу среди работников о необходимости соблюдения правил и норм безопасности труда на производстве;
  • осуществляет профсоюзный контроль в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, препятствует принятию решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье граждан.

Глава 8. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

8.1. Стороны Соглашения считают необходимым осуществлять меры, направленные на закрепление молодежи в организациях АПК в интересах развития кадрового и интеллектуального потенциала отрасли.

К молодежи относятся лица в возрасте до 35 лет.

8.2. Стороны Соглашения считают приоритетными направлениями совместной деятельности в области молодежной политики:

  • проведение профориентационной работы с молодежью в образовательных организациях всех уровней профессионального образования в целях создания положительного позитивного образа работника сельского хозяйства и закрепления молодых специалистов в отрасли;
  • содействие повышению уровня профессиональной квалификации и карьерному росту молодых специалистов;
  • обеспечение правовой и социальной защищенности молодежи;
  • обеспечение участия представителей молодежи в комиссиях по ведению переговоров по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров;
  • содействие трудовой занятости молодежи, привлечению и закреплению молодежи в организациях АПК, развитию студенческих трудовых отрядов;
  • проведение мероприятий, акций по повышению социальной активности молодежи;
  • проведение физкультурно-оздоровительной, спортивной и культурно-массовой работы, в целях предупреждения негативных явлений среди учащейся и работающей молодежи, укрепления нравственного и физического здоровья молодежи посредством организации досуга;
  • реализацию мер по социально-трудовой адаптации молодежи и поддержке при трудоустройстве детей-сирот в организации АПК;
  • разработку и реализацию программ по адаптации молодых работников на производстве, по развитию института наставничества.

8.3. Минсельхоз:

  • разрабатывает и реализует программы, способствующие закреплению молодых специалистов в организациях АПК;
  • содействует деятельности региональных комиссий по поддержке молодых специалистов агропромышленного комплекса;
  • оказывает молодым специалистам АПК информационную и методическую помощь по получению государственных субсидий и грантов на поддержку начинающих фермеров и на развитие семейных животноводческих ферм в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

8.4. Работодатели совместно с коллегиальными выборными органами первичных профсоюзных организаций:

  • формируют в коллективном договоре специальный раздел по молодежной политике и предусматривают в нем финансирование программ работы с молодежью;
  • разрабатывают комплексные и целевые программы по работе с молодежью и мероприятия по их реализации;
  • проводят конкурсы профессионального мастерства среди молодых специалистов и рабочих;
  • поощряют молодых работников, добившихся высоких показателей в труде и активно участвующих в деятельности профсоюзной организации;
  • финансируют и создают условия для организации молодежного досуга, в том числе спортивно-оздоровительных мероприятий для молодых работников и членов их семей.

8.5. Работодатели:

  • предоставляют льготы молодым работникам для обучения в профильных образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования в соответствии с действующим законодательством и коллективными договорами;
  • заключают с профильными образовательными организациями договоры сотрудничества о подготовке молодых специалистов и рабочих, в соответствии с которыми гарантируют им трудоустройство по специальности, о проведении производственной практики и стажировки обучающихся, о поощрении мастеров производственного обучения, о развитии материально-технической базы образовательных организаций;
  • обеспечивают соблюдение квот рабочих мест для выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования;
  • гарантируют трудоустройство работникам, ранее работавшим в организации, после прохождения ими военной службы по призыву;
  • оказывают материальную помощь молодым работникам, возвратившимся в организацию после прохождения военной службы по призыву, на условиях, определяемых коллективным договором;
  • предусматривают повышенную оплату труда работникам, осуществляющим наставничество (наставникам) на условиях, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

8.6. Профсоюз:

  • обеспечивает работу Молодежного совета Профсоюза;
  • организует и проводит обучение председателей молодежных советов и комиссий организаций, молодых профсоюзных активистов;
  • контролирует предоставление гарантированных законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением социальных льгот и гарантий молодежи;
  • принимает участие в разработке и реализации федеральных и отраслевых молодежных программ;
  • устанавливает именные стипендии обучающимся в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования за отличную успеваемость и общественную работу.

Глава 9. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ

9.1. Стороны Соглашения определяют в качестве стратегического направления развития социального партнерства в агропромышленном комплексе Российской Федерации реализацию принципа равноправия Сторон и считают необходимым обеспечить максимальное использование возможностей социального партнерства в сфере труда при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, по вопросам регулирования трудовых отношений, а также гарантируют безусловное выполнение обязательств Соглашения.

9.2. Стороны принимают на себя обязательства развивать систему отраслевого социального партнерства на региональном и территориальном уровнях,  взаимодействовать на основе принципов социального партнёрства и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

Стороны договорились, что при заключении отраслевых региональных и территориальных соглашений, интересы работников представляют территориальные профсоюзные организации, интересы работодателей – территориальные отраслевые объединения работодателей, руководители подведомственных Минсельхозу РФ и Россельхознадзору организаций, территориальных органов управления АПК.

9.3. В рамках повышения результативности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений Стороны Соглашения договорились:

  • обеспечивать выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации;
  • принимать меры по совершенствованию нормативных правовых актов и договорной базы социального партнерства;
  • способствовать развитию системы отраслевого социального партнерства на региональном и территориальном уровнях;
  • разрабатывать рекомендации, направленные на развитие социального партнерства в АПК;
  • содействовать распространению международного и российского стандартов социальной ответственности, дальнейшему развитию практики участия организаций и индивидуальных предпринимателей в региональных проектах «Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей»;
  • не допускать в период действия Соглашения принятия нормативных правовых актов, ухудшающих социально-экономическое положение работников;
  • продолжить работу по повышению социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности, действующих в агропромышленном комплексе, вовлечению организаций всех организационно-правовых форм в систему социального партнерства;
  • обеспечивать рост числа территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров путем вовлечения в переговорные процессы более широкого круга работодателей и работников;
  • оказывать методическую помощь в подготовке и заключении коллективных договоров в организациях-участниках настоящего Соглашения, принимать участие в собраниях, конференциях по подведению итогов выполнения коллективных договоров;
  • осуществлять мониторинг и анализ опыта заключения соглашений на региональном и территориальном уровнях, а также практики работы сторон социального партнерства;
  • предоставлять друг другу информацию, необходимую для анализа хода реализации настоящего Соглашения, рассмотрения вопросов о внесении в него изменений и дополнений, а также подготовки проектов последующих соглашений;
  • принимать меры по предотвращению возникновения и урегулированию коллективных трудовых споров в организациях, противодействию правонарушениям в сфере трудовых отношений;
  • содействовать созданию условий для информирования граждан о значимых мероприятиях, проводимых Сторонами Соглашения и обеспечивать регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства на отраслевом уровне и проблемах социально–трудовых отношений в АПК;
  • проводить совещания, конференции, круглые столы, создавать разделы или страницы на официальных сайтах сторон Соглашения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посвященные теме социального партнерства;
  • Профсоюз и Росагропромсоюз в целях укрепления социального партнерства награждают руководителей организаций АПК, успешно решающих вопросы эффективного развития производства и социального партнерства нагрудным знаком «За развитие социального партнерства».

9.4. Стороны соглашения разрабатывают мероприятия по экономическому стимулированию работодателей и их объединений, активно участвующих в развитии социального партнерства, реализации мер по линиям приоритетных направлений.

9.5. Стороны обязуются реализовывать меры, направленные на повышение роли Отраслевой комиссии и договорились:

  • включать в состав рабочих групп и комиссий при региональных и территориальных органах АПК представителей социального партнерства;
  • проработать вопрос о формировании единой открытой информационной базы отраслевых соглашений, заключенных на региональном и территориальном уровне социального партнерства, и региональных соглашений о минимальной заработной плате;
  • проводить консультации и разрабатывать предложения по внесению изменений в правовую базу коллективно-договорного регулирования социально-трудовых и, связанных с ними, экономических отношений;
  • проводить консультации по уточнению структуры и содержания соглашений и коллективных договоров;
  • проводить консультации по совершенствованию механизмов контроля выполнения соглашений и коллективных договоров;
  • проводить консультации по обеспечению ответственности сторон при заключении коллективных договоров, соглашений.

9.6. Каждая из Сторон в 3-месячный срок после подписания настоящего Соглашения разрабатывает и представляет в Отраслевую комиссию план мероприятий, необходимых для реализации принятых обязательств, с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение членов Отраслевой комиссии;

9.7. Стороны принимают на себя обязательство один раз в полугодие разрабатывать единый план первоочередных мероприятий Отраслевой комиссии по реализации Соглашения.

9.8. Рабочие группы Отраслевой комиссии один раз в полугодие готовят на основе представляемых Сторонами сведений и анализа реализации Соглашения информацию о ходе выполнения Соглашения, а также вносят предложения о ее рассмотрении на заседаниях Отраслевой комиссии.

9.9. Отраслевая комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения положений Соглашения.

9.10. Стороны договорились, что изменения и дополнения вносятся в Соглашение в следующем порядке:

9.10.1. Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений и/или дополнений, направляет в Отраслевую комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;

9.10.2. После получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть начаты в течение одного месяца;

9.10.3. Изменения вносятся в Соглашение по решению Отраслевой комиссии.

Глава 10. ГАРАНТИИ ПРАВ ВЫБОРНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНОВ

10.1. Стороны Соглашения признают свободу объединения работников в профсоюз в качестве одного из основополагающих прав человека, необходимого для эффективного функционирования системы трудовых отношений.

Права коллегиальных выборных профсоюзных органов и гарантии их деятельности определяются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», законами субъектов Российской Федерации, Уставом Профсоюза, Генеральным и Отраслевым соглашениями, коллективными договорами, другими нормативными актами.

10.2. Работодатели:

  • не препятствуют вступлению работников в члены Профсоюза и созданию первичных профсоюзных организаций, соблюдают права и гарантии профсоюзной деятельности в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;
  • обеспечивают своевременное выполнение представлений профсоюзных инспекций труда;
  • предоставляют выборным профсоюзным органам необходимую статистическую отчетность по социально-трудовым и экономическим вопросам и иную информацию, затрагивающую интересы работников;
  • принимают решения с учетом мнения соответствующего коллегиального выборного профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;   
  • ведут коллективные переговоры по подготовке, заключению и изменению коллективного договора;
  • предоставляют коллегиальному выборному органу первичной профсоюзной организации, действующей в организации, безвозмездно необходимые помещения для работы и для проведения собраний членов Профсоюза, средства связи, оргтехники и другие технические средства в соответствии с коллективным договором;
  • предоставляют неосвобожденному председателю первичной профсоюзной организации один день в месяц с оплатой по среднему заработку для выполнения профсоюзных обязанностей, если это определено в коллективном договоре;
  • включают представителей коллегиального выборного органа первичной профсоюзной организации в состав комиссий по коллективным трудовым спорам, финансовому оздоровлению, реорганизации и ликвидации организации;
  • не препятствуют представителям вышестоящих профсоюзных органов посещать организации, в которых работают члены Профсоюза, для реализации уставных задач и контроля соблюдения прав работников;
  • обеспечивают по личным письменным заявлениям членов Профсоюза, удержание профсоюзных взносов, а также по письменному заявлению работников, не являющихся членами Профсоюза удержание денежных средств из заработной платы и их перечисление безналичным путем на счета профсоюзных органов на условиях, предусмотренных коллективным договором;
  • при продаже и перепрофилировании принадлежащих организации объектов социальной сферы учитывают, при наличии первичной профсоюзной организации, мнение ее коллегиального выборного органа;
  • отчисляют финансовые средства коллегиальным выборным профсоюзным органам на проведение конкурсов профессионального мастерства среди работников организаций, праздничных мероприятий, посвященных Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, и других культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий для работников и членов их семей в размере не менее 0,5 процента от фонда оплаты труда организации, если это определено в коллективном договоре;
  • сохраняют профсоюзному активу среднюю заработную плату на период участия в работе коллегиальных выборных профсоюзных органов всех уровней и кратковременной профсоюзной учебы, если это определено в коллективном договоре;
  • не препятствуют своевременному разрешению коллективных трудовых споров и осуществлению работниками самозащиты трудовых прав;
  • могут выделять денежные средства первичной профсоюзной организации на ведение уставной деятельности, если это определено в коллективном договоре;
  • не применяют к работникам, не освобожденным от основной работы и входящим в состав коллегиальных выборных профсоюзных органов, дисциплинарные взыскания, переводы на другую работу и увольнение без согласования с соответствующим вышестоящим профсоюзным органом.

10.3. Социальные льготы и гарантии, предусмотренные коллективным договором для работников организации, распространяются на выборных, освобожденных от основной работы, профсоюзных работников.

10.4. Стороны Соглашения содействуют созданию и деятельности первичных профсоюзных организаций.

Глава 11. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ

11.1. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется сторонами Соглашения, их представителем – Отраслевой комиссией, соответствующими органами по труду.

11.2. Отраслевая комиссия утверждает согласованный Сторонами План мероприятий по реализации Соглашения и рассматривает ход его реализации.

11.3. Заседания Отраслевой комиссии проводится ежеквартально. Информация размещается на официальных сайтах сторон Соглашения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

11.4. Руководители представителей сторон Соглашения (сопредседатели) поочередно председательствуют на заседании Отраслевой комиссии.

11.5. Разногласия при толковании условий Соглашения рассматриваются Отраслевой комиссией в сроки, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, с приложением протокола разногласий и перечня принятых мер по их разрешению.

11.6. Стороны социального  партнерства, не заключившие на региональном  уровне отраслевые (региональные)  Соглашения по АПК считаются неприсоединившимися к настоящему Соглашению. Действие данного пункта не распространяется на организации и предприятия АПК заключившие коллективные договоры.

Представители Сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению настоящего Соглашения, а также отраслевых соглашений на региональном уровне или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованных Соглашений несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

11.7. Ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, за непредставление информации, необходимой для осуществления контроля за соблюдением настоящего Соглашения, устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Председатель

Союза работодателей «Общероссийское агропромышленное

объединение работодателей «Агропромышленный союз России»»

С.В. Кислов

Председатель

Профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации

Н.Н. Агапова

Министр

сельского хозяйства

Российской Федерации

А.Н. Ткачев

Президент

Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России

В.Н. Плотников

 

Руководитель

Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

С.А. Данкверт