«Протокол заседания коллегии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»

Присутствовали:

Члены коллегии Министерства

Д.В.Баснак, О,Ю.Баталина, А.Ю.Безпрозванных, А.В.Вовченко, В.Л.Вуколов, А.В.Гусенкова, А.В.Дроздов, Л.Ю.Ельцова, А.С.Кигим, В.М.Кирсанов, А.Г.Китин, В.Ф.Колбанов, В.А.Корж, Г.Г.Лекарев, С.В.Петрова, В.А.Петросян, А.Н.Пудов, Е.А.Тополева-Солдунова, А.А.Черкасов, Л.Ю.Чикмачева

Ответственные работники Министерства, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, представители средств массовой информации.

Приглашены:

Представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы, Совета Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, объединений профсоюзов, работодателей, общественных организаций ветеранов и инвалидов, федеральных органов исполнительной власти, заместители руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам, руководители органов по труду, занятости, социальной защиты субъектов Российской Федерации, подведомственных Министерству научных организаций, образовательных учреждений, реабилитационных и оздоровительных учреждений, протезно-ортопедических предприятий, других организаций системы Министерства.

Об итогах работы Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации в 2015 году и задачах на 2016 год

__________________________________________________________________

(О.Ю.Голодец, М.А.Топилин, А.Н.Шохин, А.Ю.Левицкая, М.В.Шмаков, О.Ю.Баталина, В.В.Рязанский, В.С.Катренко, В.И.Михайлов, Е.А.Тополева-Солдунова, М.Б.Терентьев, А.Е.Лысенко, Э.А.Зарипова, Т.Ю.Абдулина, А.В.Дроздов, А.С.Кигим, В.Л.Вуколов)

Рассмотрев и обсудив основные результаты работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2015 г. и задачи, стоящие перед Министерством, Федеральной службой по труду и занятости, Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации на 2016 г., коллегия отмечает, что в 2015 г. проделана необходимая и целенаправленная работа по реализации первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, и Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Несмотря на трудную финансово-экономическую ситуацию проводимые мероприятия позволили сохранить положительные тенденции в социально-демографической ситуации, занятости населения, повысить размеры оплаты труда ключевых категорий работников учреждений здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания и науки.

Показатели рождаемости и смертности в 2015 г. сохранились практически на уровне предыдущего года.

В 2015 г. родились 1940,6 тыс. детей, что лишь на 2,1 тыс. детей (на 0,1%) меньше, чем в 2014 году. Общий коэффициент рождаемости остался на уровне 2014 г. (13,3 на 1000 человек населения). Суммарный коэффициент рождаемости вырос до 1,777 детей на одну женщину репродуктивного возраста (2014 год – 1,75).

Естественный прирост населения за 2015 год составил +32,1 тыс. человек (в 2014 г. +30,4 тыс. человек).

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2015 г. составил 71,4 года, что выше, чем в 2014 года (70,9 года). Рост этого показателя отмечен как у мужчин 65,9 года, так и у женщин - 76,7 года (в 2014 г. - 65,3 года, 76,5 года соответственно).

Сохранение уровня рождаемости происходит на фоне сокращения с 2010 года численности женщин в возрасте 20-29 лет, на долю которых приходится около 60% всех рождений.

Проводилась работа по совершенствованию законодательства в части использования средств материнского (семейного) капитала.

Во исполнение послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 433-ФЗ действие программы материнского (семейного) капитала продлено до 31 декабря 2018 года.

В 2015 г. за счет средств федерального бюджета осуществлялось софинансирование расходных обязательств 53 субъектов Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией по осуществлению ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей.

В рамках реализации демографической программы Правительство Российской Федерации распоряжением от 9 апреля 2015 г. № 607-р утвердило план мероприятий на 2015-2018 годы по реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. План охватывает все ключевые мероприятия по социальной защите, от образования до жилья.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработана Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста, которая призвана выполнять задачу по координации деятельности государственных и общественных институтов для решения существующих проблем граждан пожилого возраста.

В сложных экономических условиях в 2015 г. реальная заработная плата в целом по стране сократилась на 9,3%, реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 4,0%, реальный размер назначенных пенсий снизился на 3,8%.

Численность граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2015 г. составила 19,2 млн. человек или 13,4% от общей численности населения. По сравнению с 2014 г. численность бедного населения увеличилась на 3,1 млн. человек, а ее доля повысилась на 2,2 процентных пункта.

Для поддержания покупательной способности денежных доходов граждан в связи с ростом потребительских цен используется механизм индексации.

С 1 января 2015 г. пособия семьям, имеющим детей, а с 1 апреля 2015 г. ЕДВ и НСУ были проиндексированы на 5,5%.

С 1 февраля 2015 г. стоимость одного пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии проиндексированы на 11,4%, то есть на фактическую инфляцию 2014 года.

С 1 апреля 2015 г. увеличены социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению на 10,3%, в результате чего пенсии выросли у 3,5 млн. пенсионеров, из которых 3,1 млн. – получатели социальных пенсий.

С 1 января 2015 г. в Российской Федерации введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, который обеспечивает адекватность пенсионных прав заработной плате, повышает значение страхового стажа и «белой» заработной платы при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

На официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации запущен «Личный кабинет застрахованного лица» (далее - Кабинет). Кабинет позволяет любому гражданину в режиме реального времени получить сведения о своих сформированных пенсионных правах, подать заявление о назначении пенсии и о способе доставки пенсии. Доступ к информации получают пользователи, прошедшие регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или на портале государственных услуг.

В 2015 г. продолжена работа по обеспечению прав граждан на получение гарантированных государством пособий по обязательному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком) и соблюдения одного из основных принципов обязательного социального страхования – доступности социальных гарантий для застрахованных лиц.

Подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 4.8 и 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», который дополняет перечень оснований для выплаты пособий застрахованному лицу непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации случаем, когда в отношении организации проводятся процедуры банкротства. Реализация данного положения позволит избежать риска неполучения пособий застрахованным лицом в случае финансовой несостоятельности или недобросовестности работодателя.

С 1 января 2015 г. введены федеральные законы в целях защиты рынка труда и выравнивания стоимости иностранной рабочей силы со стоимостью труда российского гражданина, а также обеспечения минимального уровня социальной защиты иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, в случае их заболевания путем предоставления им пособия по временной нетрудоспособности.

Фондом социального страхования Российской Федерации продолжен пилотный проект, в соответствии с которым назначение и выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам во всех случаях осуществляют непосредственно его территориальные органы.

С целью сокращения сроков для назначения пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, исключения ошибок при выдаче листков нетрудоспособности продолжен стартовавший в 2014 г. на базе механизма прямых выплат страхового обеспечения проект «Электронный листок нетрудоспособности».

Для установления правовых оснований для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам на базе электронного листка нетрудоспособности подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и в статью 59 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В рамках совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», направленные на устранение имевшихся правовых пробелов в части предоставления страхового обеспечения пострадавшим. Определен порядок исчисления страховых выплат в случае отсутствия документов о заработке застрахованного лица; установлен закрытый перечень документов, необходимых для назначения страхового обеспечения; конкретизированы положения, связанные со страхованием физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора; унифицированы правовые нормы в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с нормами других видов обязательного социального страхования, регулирующих аналогичные правоотношения.

В 2015 г. ситуацию на рынке труда можно охарактеризовать как стабильную, но индикаторы состояния рынка труда были подвержены колебаниям. Уровень безработицы колебался от 5,9% до 5.2% и в среднем составил 5,6% от численности экономически активного населения.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднем за 2015 г. составила 967,9 тыс. человек, что на 91,3 тыс. человек или на 10,4% больше, чем в 2014 году.

Количество вакансий в 2015 г. превышало численность безработных, стоящих на учете в органах службы занятости. Заявленная работодателями в органы службы занятости потребность в работниках в среднем составила 1281,6 тыс. человек, что меньше уровня 2014 г. на 575,5 тыс. человек или на 31%. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) возрос с 0,6 за 2014 год до 0,9 человека на одну вакансию в среднем за 2015 год.

В органы службы занятости в 2015 г. было подано 4290,0 тыс. заявлений о содействии в поиске подходящей работы (в 2014 г. - 4046,2 тыс. заявлений), трудоустроено 2639,5 тыс. человек или 61,5% (в 2014 г.- 2603,1 тыс. человек, 64,3%).

В целях повышение внутренней трудовой мобильности населения утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в рамках государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» и Правила согласования региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.

В целях совершенствования информирования населения о возможностях трудоустройства за пределами места постоянного проживания запущен портал «Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России».

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в 2013-2015 гг. ежегодно создавалось до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов. В 2015 г. для трудоустройства незанятых инвалидов было создано 14,6 тыс. рабочих мест, на которые трудоустроены 14,9 тыс. инвалидов.

В рамках плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 93-р, реализовывались дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 года № 35 бюджетам 18 субъектов Российской Федерации были выделены субсидии в размере 3935,2 млн. рублей на софинансирование дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда: временную занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; опережающее профессиональное обучение и стажировку работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов; социальную занятость инвалидов - стимулирование сохранения рабочих мест, на которых работают инвалиды, а также создание рабочих мест на предприятиях, не имеющих извлечение прибыли в качестве главной цели своей хозяйственной деятельности, для трудоустройства инвалидов.

В целях снижения качественного разрыва между спросом и предложением на рынке труда, создания условий для повышения производительности труда на основе внедрения современных программ профессиональной подготовки кадров, современных квалификационных требований, реализуются меры по совершенствованию национальной системы квалификаций.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьями о порядке разработки и утверждения профессиональных стандартов и о порядке применения профессиональных стандартов.

На 1 апреля 2016 г. утверждено 812 профессиональных стандартов.

Приказом Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 832 утвержден справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 366-р утвержден план мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий. Данный план нацелен на расширение реализуемых мероприятий по профориентации граждан в различных сферах экономической деятельности, популяризацию рабочих и инженерно-технических профессий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. № 2424-р в 2016 г. базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров определен союз Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс» Россия.

В рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» проводились мероприятия по повышению заработной платы работников отраслей социальной сферы в увязке с объемами и качеством оказываемых услуг.

В 2015 г. с учетом мероприятий по оптимизации бюджетных расходов были уточнены показатели заработной платы и заключены дополнительные соглашения между Минтрудом России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с особенностями социально-экономических условий, оценка степени достижения целевых показателей в 2015 г. проводится исходя из необходимости обеспечения показателей заработной платы педагогов дошкольных и общеобразовательных организаций, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», по остальным категориям работников – не допуская снижения достигнутых в 2014 г. номинальных значений.

Приняты меры по ограничению дифференциации в уровнях заработной платы руководителей и работников учреждений.

При предельном соотношении 1 к 8 фактическое соотношение в 90% учреждений не превысило 1 к 4. Ограничена доля фонда оплаты труда административно-управленческого персонала (не более 40%).

В целях реализации статей 133 и 421 Трудового кодекса Российской Федерации с 1 января 2016 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 6204 рублей в месяц.

В целях усиления защиты прав работников в случае банкротства юридического лица и при наличии у такого должника невыплаченной задолженности по заработной плате принят Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», который наделяет работников правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, а также вменить в обязанность руководителю должника подавать указанное заявление в случае непогашенной свыше трех месяцев по причине недостаточности средств задолженности по оплате труда и иным причитающимся работникам выплатам.

Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по повышению ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда), направленный на усиление ответственности работодателей за нарушение сроков выплаты заработной платы.

С участием сторон социального партнерства проводится Всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности» (далее - конкурс) в целях привлечения общественного внимания к важности решения социальных вопросов на уровне организаций.

В целях повышения престижа рабочих профессий, востребованных на рынке труда, содействия в привлечении молодежи для обучения и трудоустройства по рабочим профессиям ежегодно проводится Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии». В 2015 г. конкурс проведен по пяти номинациям: «Лучшая швея», «Лучший дозиметрист», «Лучший электромонтер (высоковольтные линии)», «Лучший лесной пожарный», «Лучший слесарь механосборочных работ».

В области охраны труда для снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости проводилась реализация системных мер, направленных на улучшение условий и охраны труда.

В 2015 г. общее количество несчастных случаев на производстве составило 43213 случаев, что на 9% меньше по сравнению с 2014 годом (47453 случая), на 27% снизилось количество погибших на производстве - 1707 человек (2014 г. - 2347 человек).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 1028-р утверждена Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 годы), разработан и утвержден план мероприятий по ее реализации. Концепция призвана обеспечить к 2020 г. создание условий для снижения случаев нарушения трудового законодательства, улучшения условий труда работников и формирования экономической заинтересованности работодателей в соблюдении трудового законодательства.

Продолжена работа по внедрению специальной оценки условий труда на рабочих местах, повышению качества и достоверности ее проведения в целях повышения эффективности проводимых мероприятий по охране труда и сохранению здоровья работников. В 2015 г. специальная оценка условий труда проведена в 152,1 тыс. организаций на более чем 4,6 млн. рабочих мест, на которых занято более 6,5 млн. работников.

В 2015 г. государственными инспекциями труда было проведено 137,1 тыс. проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде, что превысило показатель 2014 г. на 3,4%. Наиболее частым основанием для проведения внеплановых проверок было поступление обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав (93,56 тыс. проверок или 67,5% от общего числа проведенных проверок).

В 2015 г. установлено более 123,5 тыс. нарушений работодателями законодательства об оплате труда (что в 1,0 раза выше, чем в 2014 году), выявлена задолженность и проведены выплаты задержанной заработной платы почти 1 млн. работникам на общую сумму 20582,6 млн. рублей, превысив выплаты 2014 г. в 1,6 раза.

С января 2015 г. в каждом субъекте Российской Федерации создана межведомственная комиссия, занимающаяся координацией деятельности и мониторингом ситуации по снижению неформальной занятости, во главе с заместителем руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации.

В муниципальных образованиях сформированы рабочие группы по снижению неформальной занятости, легализации «серой» заработной платы и повышению собираемости страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

По данным мониторинга Роструда в 2015 году (по состоянию на 31 декабря 2015 г.) межведомственными комиссиями субъектов Российской Федерации выявлено более 2,2 млн. человек, находящихся в неформальных трудовых отношениях, из них легализовано – более 2,0 млн. работников.

Социальная поддержка граждан становится более адресной. Субъекты Российской Федерации устанавливают дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий населения, исходя из принципа нуждаемости. Соответствующие изменения законодательства предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» около 2,5 млн. человек осуществлены в апреле-мае 2015 г. единовременные выплаты.

В 2015 г. расширялась практика применения государственной социальной помощи на основании социального контракта, оказываемой за счет средств субъектов Российской Федерации. Заключено 48 тыс. социальных контрактов или на 27% больше, чем в предыдущем году. Социальным контрактом было охвачено 161,6 тыс. человек или в 1,7 раза больше, чем в предыдущем году. Приоритет при заключении социального контракта отдается семьям с детьми, прежде всего, многодетным и неполным, в которых есть члены семьи трудоспособного возраста, не имеющие постоянного источника трудового дохода, либо имеющие низкий доход. С гражданами, имеющими детей в возрасте до 16 лет, заключено 38,3 тыс. социальных контрактов. Это 80% от общего числа социальных контрактов в целом по Российской Федерации.

В сфере предоставления гражданам социального обслуживания на федеральном и на региональном уровнях осуществляется мониторинг реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федерального закона).

В субъектах Российской Федерации составлены индивидуальные программы предоставления социальных услуг на всех получателей, находящихся на социальном обслуживании, где определены форма социального обслуживания, виды социальных услуг с указанием их наименования, объема, периодичности, срока и условий предоставления, перечня рекомендуемых поставщиков социальных услуг, с указанием мероприятий по социальному сопровождению.

На официальном сайте Минтруда России в сети Интернет создан специальный раздел, посвященный реализации Федерального закона и размещена «анкета получателя социальных услуг». Анкетирование получателей позволяет анализировать опыт субъектов Российской Федерации по работе в рамках нового законодательства в целях недопущения ухудшения положения получателей социальных услуг по ранее предоставляемым гарантиям, произвольного увеличения размера платы за предоставляемые социальные услуги.

В целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при установлении нормативов числа получателей социальных услуг на одного социального работника с учетом норм времени на оказание социальных услуг, в том числе применительно к месту жительства получателя социальных услуг (городская или сельская местность) разработаны Методические рекомендации по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания, которые утверждены приказом Минтруда России от 15 октября 2015 г. № 725.

В целях совершенствования норм федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 5 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций» утверждены новые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций.

Подготовлена вся нормативная правовая база для проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы, которая определяет порядок, процедуры проведения независимой оценки, обязанности органов исполнительной власти, функции общественных советов, общие критерии и показатели оценки качества оказания услуг. С принятием этих документов сформирован новый инструмент в сфере управления качеством оказания услуг в социальной сфере - оценка качества услуг проводится с участием самих граждан - потребителей услуг, а также общественных организаций и профессиональных сообществ, осуществляющих свою деятельность в соответствующей сфере.

В 2015 г. проведена масштабная работа по подготовке к реализации с 1 января 2016 года Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», установившего правовые механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды.

Принято 36 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных министерств. Определены порядки обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. Утверждены отраслевые «дорожные карты» поэтапного создания безбарьерной среды для инвалидов. Подготовлены необходимые изменения в административные регламенты предоставления населению государственных услуг. Организована работа по обучению (инструктированию) специалистов органов и учреждений (включая негосударственный сектор) по вопросам предоставления услуг инвалидам и оказанию им помощи с учетом ограничений жизнедеятельности и характера услуги. Работа проведена при активном участии общероссийских общественных организаций инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» до 2020 года.

В практику деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы введена количественная оценка степени выраженности нарушенных функций организма в процентном выражении на основе нормативно установленных показателей, что минимизирует субъективные оценки экспертов.

Совершенствовалось нормативное правовое регулирование государственной службы Российской Федерации и муниципальной службы. развитие института государственной гражданской службы Российской Федерации получило дальнейшее распространение на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне.

В сфере противодействия коррупции принят Указ Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». Реализация данного Указа Президента Российской Федерации позволит создать самодостаточную систему органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений, как на федеральном, так и на региональном уровне, а также регламентировать распределение полномочий.

В 2015 г. продолжена работа по внедрению механизмов и принципов открытого правительства в деятельность министерства. За счет достигнутой структурированности и содержательности информационных материалов и открытых данных, размещенных на официальном сайте Минтруда России (http://www.rosmintrud.ru), обеспечен доступ представителей общественности и профессионального сообщества к интересующей их информации, созданы условия для расширения осведомленности у референтных групп о направлениях, целях и задачах деятельности министерства, составе, порядке работы и решениях, принятых по итогам состоявшихся заседаний Общественного совета при Минтруде России.

Приняты меры по расширению количества и актуализации наборов открытых данных с учетом интересов референтных групп. Структурными подразделениями министерства разрабатываются коммуникационные стратегии взаимодействия с референтными группами, назначены ответственные лица за организацию и осуществление взаимодействия с референтными группами, а также своевременность публикации открытых данных.

В целях реализации прав граждан России на участие в управлении делами государства, соблюдения общественных интересов, повышения эффективности государственного управления работа министерства проводилась в сотрудничестве с Общественным советом при Минтруде России (далее – Совет). В рамках осуществления общественного контроля за деятельностью министерства в 2015 г. прошло тринадцать заседаний Совета, на которых были рассмотрены 3 государственные программы Российской Федерации, 13 проектов федеральных законов, ряд проектов распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации, проектов приказов Минтруда России. Из 50 предложений (рекомендаций) Совета по результатам рассмотрения министерством учтены более 30.

Коллегия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить основные результаты деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в 2015 году.

2. Основные усилия Министерства, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления социальной защиты, труда и занятости направить на реализацию плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году.

3. Принять к сведению Публичную декларацию целей и задач Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год.

4. Обеспечить выполнение следующих приоритетных мероприятий по целям Публичной декларации целей и задач Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год:

По цели 1. Достойный труд, справедливая зарплата

В области оплаты труда и трудовых отношений

Ответственные исполнители

Срок исполнения

Проведение мониторинга ситуации с оплатой труда, ростом задолженности по выплате заработной платы

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства (М.С.Маслова)

Роструд (В.Л.Вуколов)

В течение

2016 г.

Рассмотрение вопросов погашения задолженности по заработной плате в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства (М.С.Маслова)

совместно с

РСПП, ФНПР

Декабрь

2016 г.

Усиление взаимодействия органов Роструда с органами прокуратуры, территориальными правоохранительными и налоговыми органами, отделениями внебюджетных фондов по вопросам погашения задолженности по заработной плате, возбуждение уголовных дел в отношении работодателей по фактам длительной невыплаты заработанной платы

Роструд (В.Л.Вуколов)

Декабрь

2016 г.

Подготовка предложений по поэтапному достижению до 2020 года минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также поддержанию этого соотношения в дальнейшем

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства (М.С.Маслова)

Департамент комплексного анализа и прогнозирования (В.Ф.Колбанов)

Сентябрь

2016 г.

Подготовка предложений по установлению для государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов, зависимости заработной платы (вознаграждения), других поощрений административно-управленческого персонала от показателей эффективности деятельности и прибыли указанных организаций

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства (М.С.Маслова)

совместно с Минэкономразвития России

Май 2016 г.

Проведение мониторинга совместно с социальными партнерами социально-трудовых конфликтов и содействие профилактике их возникновения, а также их урегулированию в возможно короткие сроки

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства (М.С.Маслова)

совместно с РСПП и ФНПР

В течение

2016 г.

Подготовка к ратификации конвенции Международной организации труда № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения"

Департамент правовой и международной деятельности (А.Ю.Безпрозванных)

IV квартал 2016 г.

Подготовка законопроекта по стимулированию работодателей к объединению для повышения их представительства в социальном партнерстве

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства (М.С.Маслова)

совместно с РСПП и ФНПР

Декабрь

2016 г.

Проведение информационно-разъяснительной работы по популяризации национальной системы профессиональных квалификаций, использованию профстандартов среди предприятий

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства (М.С.Маслова)

совместно с РСПП и ФНПР

В течение

2016 г.

Создание сети центров оценки профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам, обеспечивающей высокую репутацию и доверие участников рынка труда

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства (М.С.Маслова)

совместно с РСПП и ФНПР

Декабрь

2016 г.

В области охраны труда

Ответственные исполнители

Срок исполнения

Разработка законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)

Департамент условий и охраны труда (В.А.Корж)

Роструд (В.Л.Вуколов)

совместно с РСПП, ФНПР, Общественным советом при Минтруде России

Октябрь

2016 г.

Разработка Государственной программы Российской Федерации «Безопасный труд» на 2018 – 2025 годы

Департамент условий и охраны труда (В.А.Корж)

Роструд (В.Л.Вуколов) совместно с

РСПП, ФНПР, Общественным советом при Минтруде России

2016-2017 г.г.

Подготовка предложений по развитию системы выявления профессиональных заболеваний на ранней стадии развития

Департамент условий и охраны труда (В.А.Корж) совместно с Минздравом России

Декабрь

2016 г.

Проведение местными органами по труду, отделениями ПФР, ФСС до 1 июля 2017 года работы по координации идентичности данных о количестве рабочих мест по классам риска, обеспечение согласованных данных, ведение совместной работы по специальной оценке условий труда

Роструд

(В.Л.Вуколов)

ПФР (А.В.Дроздов), ФСС (А.С.Кигим)

Июнь 2017 г.

Переход деятельности контрольно-надзорных органов в сфере труда на риск-ориентированный надзор, сервису «on line» инспекция, опросным листам, содействие внедрению инструментов самоконтроля работодателями

Роструд

(В.Л.Вуколов)

Декабрь

2016 г.

Выявление устаревших и избыточных обязательных требований трудового законодательства, проверка которых осуществляется в ходе надзорных мероприятий

Департамент условий и охраны труда (В.А.Корж)

Роструд

(В.Л.Вуколов)

2016-2017 г.г.

В области занятости населения

Ответственные исполнители

Срок исполнения

Проведение мониторинга состояния рынка труда субъектов Российской Федерации, в том числе моногородов

Департамент занятости населения (М.В.Кирсанов)

руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости

В течение

2016 г., ежемесячно

до 10 числа

Проведение мониторинга высвобождения работников организаций в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников организаций в разрезе субъектов Российской Федерации

Роструд

(В.Л.Вуколов)

руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости

В течение

2016 г., еженедельно по средам

Подготовка предложений по вопросу страхования от безработицы

Департамент занятости населения (М.В.Кирсанов)

IV квартал 2016 г.

Рассмотрение и отбор региональных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета

Департамент занятости населения (М.В.Кирсанов)

руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости

До 1 мая

2016 г.

Проведение мониторинга реализации региональных программ содействия занятости населения, включая программы дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации

Департамент занятости населения (М.В.Кирсанов)

Роструд

(В.Л.Вуколов)

В течение

2016 г., ежемесячно

до 10 числа

Разработка и реализация плана мероприятий на 2016-2018 годы по повышению качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе с учетом адресного подхода их предоставления

Департамент занятости населения (М.В.Кирсанов)

Роструд

(В.Л.Вуколов)

В течение

2016 г.

Расширение возможностей информационно-аналитической системы Общероссийской базы вакансий «Работа в России»

Департамент занятости населения (М.В.Кирсанов)

Роструд

(В.Л.Вуколов)

В течение

2016 г.

Повышение трудовой мобильности российских граждан

Департамент занятости населения (М.В.Кирсанов)

Роструд

(В.Л.Вуколов)

руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости

В течение

2016 г.

В области денежных доходов

Ответственные исполнители

Срок исполнения

Осуществление мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения в Российской Федерации совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и Институтом социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в ежемесячном режиме

Департамент комплексного анализа и прогнозирования (В.Ф.Колбанов)

Ежеквартально в течение

2016 г.

Обсуждение с представителями экспертного сообщества результатов мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения в Российской Федерации с целью учета при подготовке принимаемых решений, направленных на обеспечение стабильного положения в социальной сфере

Департамент комплексного анализа и прогнозирования (В.Ф.Колбанов) совместно с Общественным советом при Минтруде России

Ежеквартально в течение

2016 г.

По цели 2. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд

В области пенсионного обеспечения

Ответственные исполнители

Срок исполнения

Оптимизация системы досрочных пенсий, подготовка законопроектов по реформированию досрочных пенсий, обеспечение условий для формирования систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения

Департамент пенсионного обеспечения (И.М.Игнатьев)

4 квартал

2016 г.

Подготовка законопроекта по корректировке стоимости одного пенсионного коэффициента, фиксированной выплаты к страховой пенсии, индексации размеров социальных пенсий по итогам первого полугодия 2016 года

Департамент пенсионного обеспечения (И.М.Игнатьев)

II полугодие

2016 г.

Проработка при формировании федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов возможности восстановления с 2017 года индексации пенсий в полном объеме, предусмотренном действующим законодательством

Департамент пенсионного обеспечения (И.М.Игнатьев)

совместно с Минфином России, Минэкономразвития России

Сентябрь

2016 г.

Увязка результатов работы по легализации трудовых отношений с повышением собираемости страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Проведение оценки работы отделений ПФР и инспекций труда с учетом повышения собираемости страховых взносов

Роструд

(В.Л.Вуколов)

ПФР (А.В.Дроздов) ФСС (А.С.Кигим)

Апрель

2017 г.

Проведение разъяснительной работы с населением об изменениях в пенсионном законодательстве (повышении страхового стажа и наличия 30 баллов для вхождения в пенсионную систему), принятых с целью легализации трудовых отношений

ПФР (А.В.Дроздов)

Департамент пенсионного обеспечения (И.М.Игнатьев)

В течение

2016 г.

Повышение информированности граждан о формировании их пенсионных прав, отработка технологии работы по знанию и обращению граждан с «личным кабинетом» электронного сервиса «Информирование граждан о пенсионных правах в системе обязательного пенсионного страхования» на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации

ПФР (А.В.Дроздов)

Департамент пенсионного обеспечения (И.М.Игнатьев)

В течение

2016 г.

Подготовка плана-графика для отделений ПФР по достижению конкретных показателей по числу лиц, обратившихся в «личный кабинет» с целью определения пенсионных баллов. Проведение оценки работы руководителей отделений ПФР с учетом динамики данного показателя

А.Н.Пудов

ПФР (А.В.Дроздов)

До 1 июля 2016 г.

В области социального страхования

Ответственные исполнители

Срок исполнения

Подготовка проекта новой редакции федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», направленного на повышение уровня защиты граждан от профессиональных рисков, выявление у работников начальных признаков профессиональных заболеваний с целью проведения профилактических процедур для поддержания трудоспособности работников, применение методов комплексной реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение количества случаев досрочной утраты способности граждан к труду

Департамент развития социального страхования (Л.Ю.Чикмачева)

ФСС (А.С.Кигим)

До 1 августа 2016 г.

Реализации проекта «Электронный листок нетрудоспособности»:

подготовка законопроекта, предусматривающего нормативное закрепление возможности назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности, сформированного в виде электронного документа

подготовка постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа»

Департамент развития социального страхования (Л.Ю.Чикмачева)

ФСС (А.С.Кигим)

Июль 2016 г.
-------------------
Декабрь 2016 г.

По цели 3 . Улучшение демографической ситуации. Семьи с детьми получат государственную поддержку

В области демографии

Ответственные исполнители

Срок исполнения

Подготовка плана мероприятий реализации в 2016 – 2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

Департамент условий и охраны труда (В.А.Корж)

Департамент развития социального страхования (Л.Ю.Чикмачева)

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства (М.С.Маслова)

Департамент занятости населения (М.В.Кирсанов)

Апрель 2016 г.

Подготовка предложений по осуществлению единовременных выплат за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 г.

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

ПФР (А.В.Дроздов)

Май 2016 г.

Подготовка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Перечня субъектов в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере прожиточного минимума ребенка

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

Сентябрь

2016 г.

Подготовка предложений по стимулированию оказания в образовательных организациях высшего образования услуг для студентов и аспирантов по присмотру и уходу за детьми в возрасте до 3 лет

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

Май 2016 г.

Обеспечение методической и консультативной помощи субъектам Российской Федерации при разработке региональных планов мероприятий демографического развития, включающих целевые показатели по повышению рождаемости, снижению смертности и миграции до 2020 года

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

В течение

2016 г.

Проведение мониторинга основных параметров демографического развития в Российской Федерации в целом и в разрезе субъектов Российской Федерации

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

Ежеквартально

в течение

2016 г.

Реализация плана мероприятий на 2015-2018 гг. по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

Декабрь

2016 г.

По цели 4. Социальная защита приблизится к человеку, социальная поддержка станет адресной

В области социальной защиты населения

Ответственные исполнители

Срок исполнения

Разработка и утверждение плана по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

Декабрь

2016 г.

Реализация Комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, направленного на сокращение детского и семейного неблагополучия

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (М.В.Гордеева)

IV квартал

2016 г.

Подготовка методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки

Департамент комплексного анализа и прогнозирования (В.Ф.Колбанов)

Сентябрь

2016 г.

Развитие государственной социальной помощи на основании социального контракта с учетом расширения мероприятий по содействию трудоустройству родителей, прежде всего, женщин, имеющих детей, применению гибких форм занятости, обеспечению надлежащих условий для присмотра и ухода за малолетними детьми, воспитания и образования детей в семье

Департамент комплексного анализа и прогнозирования (В.Ф.Колбанов)

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

Департамент занятости населения (М.В.Кирсанов)

В течение

2016 г.

В области обеспечения равенства женщин

Ответственные исполнители

Срок исполнения

Разработка Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы

Департамент демографической политики и социальной защиты населения

(С.В. Петрова) совместно со структурными подразделениями Министерства

III квартал

2016 г.

Создание Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы и формирование ее состава

Департамент демографической политики и социальной защиты населения

(С.В. Петрова)

IV квартал

2016 г.

Разработка плана первоочередных мероприятий до 2018 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы

Департамент демографической политики и социальной защиты населения

(С.В. Петрова) совместно со структурными подразделениями Министерства

IV квартал

2016 г.

В области социального обслуживания населения

Ответственные исполнители

Срок исполнения

Мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, социальной защиты общественные организации экспертное сообщество

В течение

2016 г.

Подготовка методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности получателей социальными услугами, в том числе в сельской местности

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, социальной защиты, общественные организации, экспертное сообщество

Май 2016 г.

Подготовка проекта программы на 2017- 2020 годы, в том числе на условиях софинансирования ее мероприятий из федерального бюджета, по приведению в субъектах Российской Федерации стационарных организаций социального обслуживания в надлежащее состояние, а также ликвидации очередей в них

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

совместно с Минфином России, Минэкономразвития России

До 1 октября 2016 г.

Обобщение и распространение лучшего опыта субъектов Российской Федерации по реализации проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

Декабрь

2016 г.

Распространение лучшего регионального опыта по оказанию социальных услуг населению с использованием негосударственных организаций

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова) совместно с Минэкономразвития России

Декабрь

2016 г.

Реализация плана по организации проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания, на период 2016-2018 гг., выявление лучших практик оказания социальных услуг

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

Департамент комплексного анализа и прогнозирования (В.Ф.Колбанов) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, социальной защиты

В течение

2016 г.

Проведение мониторинга функционирования независимой системы оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания на основе информации уполномоченных органов исполнительной власти в сфере социальной защиты

Департамент демографической политики и социальной защиты населения (С.В.Петрова)

Департамент комплексного анализа и прогнозирования (В.Ф.Колбанов) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, социальной защиты

В течение

2016 г.

В области обеспечения прав инвалидов

Ответственные исполнители

Срок исполнения

Реализация мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на период 2011-2020 г.г.

Департамент по делам инвалидов (А.В.Гусенкова)

До 1 января

2017 г.

Подготовка доклада в Правительство Российской Федерации о целесообразности проведения независимой медико-социальной экспертизы

Департамент по делам инвалидов (А.В.Гусенкова) совместно с Минздравом России

До 12 мая

2016 г.

Проведение репрезентативного социологического исследования для оценки удовлетворенности граждан качеством предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы в части открытости, доступности и прозрачности ее предоставления

Департамент по делам инвалидов (А.В.Гусенкова)

II-III квартал

2016г.

Формирование и введение в действие федерального реестра инвалидов

Департамент по делам инвалидов (А.В.Гусенкова)

До 1 января 2017 г.

Совершенствование организации межведомственного взаимодействия по реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) и созданию условий для формирования системы комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов), включая программу ранней помощи

Департамент по делам инвалидов (А.В.Гусенкова)

До 1 января 2017 г.

По цели 5. Государственная гражданская служба – открыта и профессиональна

В области государственной службы и противодействия коррупции

Ответственные исполнители

Срок исполнения

Совершенствование системы управления гражданской службой на основе современных принципов управления кадровым составом, ориентированных на профессионализм и компетентность гражданских служащих

Департамент государственной политики в сфере развития государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции

(Д.В.Баснак)

В течение

2016 г.

Подготовка проекта указа Президента Российской Федерации об отказе от услуг повышенной комфортности для отдельных категорий федеральных государственных служащих, посредством пересмотра нормативов обеспечения транспортными средствами и возмещение расходов на командирование в целях оптимизации бюджетных ассигнований

Департамент государственной политики в сфере развития государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции

(Д.В.Баснак)

Июнь 2016г.

Подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части совершенствования механизма ротации государственных гражданских служащих»

Департамент государственной политики в сфере развития государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции

(Д.В.Баснак)

IV квартал

2016 г.

Обеспечение реализации Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы;

Департамент государственной политики в сфере развития государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции

(Д.В.Баснак)

В течение

2016 г.

Внедрение механизмов оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, в первую очередь реализующих контрольные (надзорные) функции

Департамент государственной политики в сфере развития государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции

(Д.В.Баснак)

В течение

2016 г.

5. Заместителям Министра, директорам департаментов, руководителям Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить выполнение поставленных задач по развитию сферы социальной защиты, труда и занятости населения.

6. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам управления социальной защиты, труда и занятости субъектов Российской Федерации:

скоординировать региональные планы развития в сфере социальной защиты, труда и занятости населения с ключевыми мероприятиями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год, одобренными на заседании коллегии;

ориентировать деятельность органов местного самоуправления на выполнение задач, стоящих в 2016 году перед системой социальной защиты, труда и занятости населения;

оказывать методическую и консультативную помощь органам местного самоуправления по организации исполнения поставленных задач;

усилить контроль за работой с обращениями граждан по вопросам оплаты труда, социальной защищенности, трудовых отношений с целью своевременного принятия мер и сокращения обращений граждан в федеральные органы государственной и исполнительной власти на непринятие мер и неудовлетворительное оказание помощи по их обращениям на региональном и муниципальном уровнях;

в области трудовых отношений:

считать важнейшей задачей регионов достижение показателей повышения заработной платы основных категорий работников бюджетной сферы, определенных Указами Президента Российской Федерации от 12 мая 2012 г., с учетом повышения минимального размера оплаты труда провести пересмотр минимальных тарифных ставок, осуществлять в дальнейшем контроль за дифференциацией заработной платы;

с целью принятия своевременных управленческих решений проводить мониторинг степени достижения целевых показателей соотношения средней заработной платы категорий работников со средней заработной платой по регионам с учетом данных статистики не только по крупным и средним предприятиям, но и данным о средней заработной плате по полному кругу наемных работников;

в связи с распространением на заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий предельного уровня соотношения средней заработной платы от 1 до 8 к средней заработной плате работников обеспечить принятие законодательными собраниями в весеннюю и начале осенней сессий необходимых законопроектов, обеспечивающих учреждениям пересмотр условий оплаты труда;

усилить контроль за своевременной выплатой заработной платы, особенно в бюджетных организациях. Не допускать краткосрочных задолженностей (1-2 дня). Проводить работу в тесном взаимодействии с органами прокуратуры, территориальными правоохранительными и налоговыми органами, отделениями внебюджетных фондов, а также представителями территориальных органов Роструда;

совместно с руководителями организаций-должников по выплате заработной платы разрабатывать согласованные планы погашения задолженности с указанием исчерпывающего перечня мероприятий, конкретных сроков и сумм погашения задолженности по заработной плате;

направить работу межведомственных групп (комиссий) с участием сторон социального партнерства, действующих в регионах на минимизацию рисков роста задолженности по заработной плате;

в области занятости населения:

при реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в рамках региональных программ предусмотреть приоритетное участие в дополнительных мероприятиях родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, инвалидов, выпускников образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, членов семей с низкими доходами;

принять упреждающие меры по недопущению роста безработицы, включая реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации, в том числе мероприятий по трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций и уволенных работников;

при реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации на условиях софинансирования из средств федерального бюджета обратить внимание на эффективность использования средств субсидии из федерального бюджета и достижение целевых показателей;

принять меры по недопущению снижения расходов на оказание государственных услуг в области содействия занятости населения и обеспечения необходимого уровня доступности для граждан;

установить контроль за созданными специальными рабочими местами для инвалидов в рамках региональных программ, чтобы они были заняты инвалидами, добиваться стабилизации устройства инвалидов на таких рабочих местах;

в области демографии и социальной защиты:

разработать региональные планы мероприятий демографического развития, включающих целевые показатели по повышению рождаемости, снижению смертности и миграции до 2020 года. Рассматривать региональные демографические планы в качестве важного инструмента формирования и реализации региональной политики;

организовать учет семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, осуществить дополнительные меры по оказанию адресной государственной социальной помощи, обеспечить безусловное снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, контроль над ценами на социально значимые товары, прежде всего, на продовольствие и лекарства;

продолжить работу по введению критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, взвешенно оценивать социальную обстановку в регионе. Высвобождающиеся средства направлять на меры социальной поддержки граждан, находящихся под угрозой бедности;

обеспечить безусловное развитие государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта. В рамках социального контракта расширять мероприятия по содействию трудоустройству родителей, прежде всего, женщин, имеющих детей, развитию гибких форм занятости, обеспечению надлежащих условий для присмотра и ухода за малолетними детьми, воспитания и образования детей в семье;

ускорить принятие законодательных актов по льготам в области уплаты взноса на капитальный ремонт для инвалидов и пожилых людей;

в области социального обслуживания:

в рамках реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» организовать работу по выявлению нуждаемости в предоставлении социальных услуг, принять скоординированные и системные действия в этом направлении вместе со всеми другими региональными структурами, работающими с населением;

обеспечить предоставление одиноким ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, проживающим в сельской местности, бесплатного социального обслуживания;

проанализировать установленные тарифы на предоставление социальных услуг в целях применения только экономически и социально обоснованных тарифов;

обратить особое внимание на мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту находящихся в аварийном и ветхом состоянии зданий стационарных учреждений, предназначенных для социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, сформировать программу действенных мер;

обеспечить разработку проектно-сметной документации на объекты стационарного обслуживания при направлении предложений по включению в разрабатываемую программу по поэтапному решению задачи ликвидации ветхих и аварийных зданий стационарных учреждений социального обслуживания на 2017- 2020 годы;

принять специальные меры для привлечения бизнеса в сферу социального обслуживания, улучшения инвестиционной среды в сфере предоставления услуг социального обслуживания;

осуществлять контроль за выполнением планов улучшения качества работы организаций социальной сферы, принятых по результатам независимой оценки качества оказания услуг;

разработать и утвердить региональные планы по организации проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания, на период 2016-2018 гг., включающие целевые показатели, в том числе долю охваченных названной оценкой организаций;

до 1 июля 2017 г. завершить работу по оформлению сайтов учреждений социального обслуживания с целью проведения независимой оценки качества их работы;

в области обеспечения прав инвалидов:

организовать работу по приведению в 2016 г. региональных законов и «дорожных карт» в полное соответствие с Федеральным законом № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Предусмотреть в «дорожных картах» темпы повышения показателей доступности и мероприятия, обеспечивающие создание полноценной безбарьерной среды для инвалидов, четкое содержание задач по каждому важному для инвалидов объекту, обеспечить участие региональных общественных организаций инвалидов в доработке и реализации «дорожных карт». Обеспечить выделение соответствующих ассигнований в проектах региональных и муниципальных бюджетов на 2017 год и на плановый период на реализацию региональных программ;

в соответствии с федеральным законодательством обеспечить общественные организации инвалидов помещениями для работы с передачей в безвозмездное пользование;

до 1 июля 2016 г. завершить работу по включению в административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг конкретные требования к доступности, которые установлены Федеральным законом № 419-ФЗ, до 1 сентября 2016 г. - по внесению соответствующих изменений в должностные инструкции всех работников, оказывающих услуги населению.

организовать обучение специалистов, прежде всего государственных и муниципальных служащих, по вопросам предоставления инвалидам услуг и предоставления им помощи;

в области государственной службы:

разработать и утвердить в 2016 г. кадровые стратегии, направленные на обеспечение выполнения целей и задач деятельности государственных органов посредством повышения эффективности управления государственной гражданской службой и применения современных кадровых технологий;

6. Руководителям органов исполнительной власти Забайкальского края принять исчерпывающие меры по погашению задолженности по заработной плате в бюджетных организациях.

7. Руководителям органов исполнительной власти Саратовской, Тамбовской, Пензенской, Белгородской, Кировской, Курской областей, республик Мордовия и Марий Эл обеспечить доработку регионального законодательства, обеспечивающего для инвалидов условия жизнедеятельности, соответствующие нормам Конвенции о правах инвалидов. Предусмотреть в законодательных актах условия доступности объектов и услуг, полномочия и обязанности исполнительных органов власти по порядку их обеспечения и организации работы.

Председатель коллегии
М.А.Топилин