«О практике применения и эффективности оказания семьям с детьми государственной социальной помощи на основании социального контракта в субъектах Российской Федерации для использования органами социальной защиты населения»

Настоящие материалы подготовлены во исполнение пункта 5 Комплекса мер, направленных на обеспечение гарантированного доступа к доходам и социальным услугам для семей с детьми, в том числе малообеспеченных, на период до 2016 года, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 14 января 2013 г. № 79п-П12.

Материалы содержат:

  • анализ применения государственной социальной помощи на основании социального контракта в субъектах Российской Федерации;
  • оценку эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
  • примеры лучших региональных практик применения технологии социального контракта при оказании государственной социальной помощи;
  • предложения субъектов Российской Федерации по совершенствованию регионального законодательства об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта;
  • предложения по софинансированию из средств федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление государственной социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми на основании социального контракта.

Анализ применения государственной социальной помощи на основании социального контракта в субъектах Российской Федерации

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2012 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» размеры, условия и порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

По состоянию на 24 февраля 2015 года нормативные правовые акты, предусматривающие оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, приняты в 82 субъектах Российской Федерации.

По данным, поступившим из субъектов Российской Федерации по форме № 1-соцконтракт «Сведения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации» за 2013 год (утверждена приказом Росстата от 30 июля 2013 г. № 297), в 2013 году в целом по Российской Федерации было заключено 37,8 тысяч социальных контрактов. С учетом всех членов семей социальным контрактом было охвачено 95,7 тыс. человек.

Данная технология имеет особое значение для семей с детьми, прежде всего многодетных семей, поскольку риск попадания в число бедных для семей с детьми наиболее высок среди всех социальных групп населения.

В 2013 году с гражданами, имеющими детей в возрасте до 16 лет, заключено 28,8 тысяч социальных контрактов. Это 76% от общего числа социальных контрактов в целом по Российской Федерации.

Численность малоимущих граждан, имеющих детей в возрасте до 16 лет, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, составила 63,4 тыс. человек, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра – 18 900 человек, Республике Саха (Якутия) – 8 061 человек, Тюменской области – 6 849 человек, Самарской области – 5 995 человек, Вологодской области – 4 709 человек.

В целом по Российской Федерации доля граждан, проживающих в семьях с детьми, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности граждан данной категории, получивших государственную социальную помощь, в 2013 году составила 3,5%. Среди субъектов Российской Федерации по данному показателю выделяются Тюменская область – 51,0%, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра – 30,9%, Новосибирская область – 19,1%, Томская область – 15,2%.

Распространенным видом государственной социальной помощи малоимущим гражданам, имеющим детей до 16 лет, в рамках социального контракта является оказание социальных услуг (социально-психологическая помощь, социально-правовые услуги, социально-бытовые услуги, организация оздоровления детей, содействие в проведении медицинских обследований).

В общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта доля граждан Российской Федерации, которым предоставлены социальные услуги, достигла 49,5%. По данному показателю среди регионов выделяются Тамбовская и Амурская области, Республика Коми и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра – 100%, Республика Бурятия – 85,9%.

В Самарской области из предлагаемых видов помощи лидирует оказание социальных услуг. Также органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают содействие: в получении государственных услуг в сфере занятости (профессиональное обучение, переобучение, постановка на учет в качестве безработного, содействие в трудоустройстве); в обучении детей, определении их в дошкольные и иные учреждения; в оказании помощи в получении гражданства; в улучшении жилищных условий.

В Республике Татарстан специалистами социальной защиты оказывалась психологическая помощь взрослым в малоимущих семьях и адаптационная помощь детям, а также помощь в устройстве в образовательные учреждения, в предоставлении путевок в детские лагеря.

Большинство регионов при оказании помощи на основании социального контракта ориентированы на сельские семьи, предоставляя единовременные денежные выплаты на развитие личного подсобного хозяйства (приобретение скота и птицы, семян, кормов, сельскохозяйственной техники, строительство или ремонт жилья и хозяйственных построек).

Доля граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, по Российской Федерации составила 30,4%. Самый высокий уровень данного показателя в Республике Бурятия и Кемеровской области – 100%, Волгоградской области – 96%, Оренбургской области – 94,3%, Омской области – 72,7%.

В сельской местности ведение личного подсобного хозяйства способствует не только улучшению материального положения семьи за счет реализации получаемой продукции, но и развитию трудовых навыков у детей. В Тюменской области, например, удачно развивается молочное направление в личном подсобном хозяйстве. В Чукотском автономном округе ведение личного подсобного хозяйства включает расходы на материалы для сооружения или ремонта хозяйственных построек, на выращивание сельскохозяйственной продукции; на ведение традиционных видов хозяйствования и промыслов: приобретение лодок, лодочных моторов или запасных частей к ним, оборудования и инвентаря, а также домашнего скота.

В среднем по субъектам Российской Федерации размер единовременной денежной выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта составил 32,7 тыс. рублей, в том числе семьям, имеющим детей, – 34,0 тыс. рублей. В отдельных регионах предусматривался и более высокий размер помощи. Так, по информации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, средний размер данной помощи в семьях с детьми равнялся в Тверской области 142,9 тыс. рублей, Республике Саха (Якутия) – 119,8 тыс. рублей, Ямало-Ненецком автономном округе – 97,2 тыс. рублей, Камчатском крае – 79,4 тыс. рублей, Республике Коми – 61,6 тыс. рублей.

Оценка эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в субъектах Российской Федерации

Расчет показателей для оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с утвержденной приказом Минтруда России и Росстата от 30 сентября 2013 г. № 506н/389 Методикой оценки эффективности оказания государственной помощи на основании социального контракта, которая рекомендована органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для применения при проведении мониторинга оказания данной помощи, осуществлен Минтрудом России на основе данных годовой формы федерального статистического наблюдения № 1-соцконтракт.

В соответствии с пунктом 3 указанной Методики оценка эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится по следующим направлениям:

  • охват малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих граждан), которым оказана государственная социальная помощь на основании социального контракта;
  • активные действия граждан, которым оказана государственная социальная помощь на основании социального контракта, по преодолению ими трудной жизненной ситуации;
  • изменение материального положения семьи (одиноко проживающего гражданина) по окончании срока действия социального контракта.

За короткое время после принятия Федерального закона от 25 декабря 2012 г. № 258-ФЗ технология социального контракта при оказании государственной социальной помощи пока не получила широкого распространения (3% от общей численности малоимущих граждан, получающих государственную социальную помощь). Тем не менее, следует выделить некоторые субъекты Российской Федерации, в которых охват малоимущего населения социальным контрактом в 2013 году был достаточно высоким: в Алтайском крае – 100%, Республике Саха (Якутия) – 83,7%, Астраханской области – 51,1%, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра – 32,4%.

Субъекты Российской Федерации, в которых доля граждан, охваченных социальным контрактом, в общей численности получателей государственной социальной помощи, в 2013 году была ниже 1%: Ивановская область – 0,79%, Республика Бурятия – 0,73%, Владимирская область – 0,71%, Оренбургская область – 0,56%, Новгородская область – 0,43%, Кемеровская область – 0,17%, Архангельская область – 0,13%, Тверская область и Забайкальский край – 0,1%, Ямало-Ненецкий автономный округ – 0,08%, Курганская область – 0,05%, Ростовская область – 0,04%, Республика Коми – 0,02%.

В результате применения социального контракта малоимущие граждане получают не только дополнительный денежный доход, но и натуральные продукты для полноценного питания. У подавляющего большинства семей (более 90%), заключивших социальный контракт, увеличивается среднедушевой доход.

Среднемесячный доход в семьях, имеющих детей, по окончании социального контракта существенно увеличивается. В Белгородской области увеличение дохода составило 2,2 раза, Республике Коми – 2,1 раза, Ярославской и Курганской областях – 1,9 раза, Республике Саха (Якутия) – 1,6 раза.

В целом по Российской Федерации семьи с детьми, получившие государственную социальную помощь на основании социального контракта, увеличили доходы в 1,4 раза (отношение среднедушевого дохода семьи по окончании срока действия социального контракта к среднедушевому доходу семьи до заключения социального контракта).

Улучшается питание в домохозяйствах, имеющих детей, за счет увеличения натуральных поступлений продукции из личных подсобных хозяйств. Доля граждан, у которых увеличились натуральные поступления из личного подсобного хозяйства по окончании срока действия социального контракта, в общей численности граждан трудоспособного возраста, получающих государственную социальную помощь на основании социального контракта, по России составила 3,9%. Среди регионов по данному показателю лидируют Камчатский край – 92,9%, Алтайский край – 63,0%, Ивановская область – 60,8%.

Доля граждан, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по окончании срока действия социального контракта, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта составила в целом по Российской Федерации 41,6%. В отдельных регионах этот показатель выше: в Камчатском крае – 100%, Архангельской области – 95,7%, Тамбовской области – 92,3% и Оренбургской области – 92,2%.

По завершении социального контракта у многих малоимущих семей с детьми улучшается материальное положение, они преодолевают бедность и в дальнейшем за материальной помощью не обращаются.

Доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта по Российской Федерации составила 33,0%. По данному показателю выделяются Томская область – 99,4%, Оренбургская область – 89,4%, Хабаровский край – 81,6%.

При применении технологии социального контракта в регионах более полно реализуется трудовой потенциал семьи, имеющей детей, повышается социальная ответственность граждан, ослабевает иждивенческий мотив в их поведении.

По Российской Федерации доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста в общей численности граждан трудоспособного возраста, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, составила всего лишь 2,5%. Самый высокий процент трудоустроенных граждан трудоспособного возраста в Алтайском крае – 100%, Астраханской области – 73,2%, Самарской области – 67%, Тюменской области – 66%.

Доля граждан трудоспособного возраста, у которых увеличился доход от трудовой деятельности по окончании срока действия социального контракта, в общей численности граждан трудоспособного возраста, получающих государственную социальную помощь на основании социального контракта, по Российской Федерации составила 4,8%. В субъектах Российской Федерации по данному показателю наиболее высокие значения отмечаются в Тамбовской и Тульской областях – 50%, Камчатском крае – 32,1%, Республике Татарстан – 25,9%.

Приведенные оценки эффективности оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям с детьми на основании социального контракта в регионах сделаны по данным за 2013 год. Оценку эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с критериями, установленными пунктом 6 Методики, на основе динамики показателей, включенных в Перечень согласно приложению к Методике, возможно будет осуществить после получения сведений из регионов по форме № 1-соцконтракт за 2014 год.

Примеры лучших региональных практик применения технологии социального контракта при оказании государственной социальной помощи

Опыт Республики Саха (Якутия) по применению технологии социального контракта заслуживает особого внимания. Охват малоимущих граждан региона социальным контрактом в 2013 году составил 83,7% (из 10771 гражданина, получающего государственную социальную помощь, 9018 человек оказывается помощь в рамках социального контракта). Республика Саха (Якутия) была участницей эксперимента в 2010-2011 годах по применению технологии социального контракта.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.02.2013 г. № 17 «Об утверждении Положения об условиях, размерах и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта в Республике Саха (Якутия)» (в редакции от 27.11.2013), распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2010 г. № 987-р «О создании Межведомственной комиссии по проведению в Республике Саха (Якутия) эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта» (вместе с Положением о Межведомственной комиссии), постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.11.2012 г. № 537 (в редакции от 27.11.2013) «О государственной социальной помощи малоимущим семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей на основе социального контракта о взаимных обязательствах» (вместе с «Порядком оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей на основе социального контракта о взаимных обязательствах») (в редакции от 27.11.2013).

Согласно нормативным правовым актам Республики Саха (Якутия) социальная помощь в рамках социального контракта назначается и выплачивается малоимущей семье, в которой есть неработающий трудоспособный член семьи, а также малоимущему одиноко проживающему гражданину, постоянно проживающим в Республике Саха (Якутия).

Социальная помощь устанавливается по выбору заявителя с учетом утвержденной программы мероприятий по социальной адаптации в виде ежемесячных выплат, либо единовременной выплаты на период от 3-х месяцев до 1 года. Ежемесячная социальная помощь на период действия социального контракта предусматривается в размере разницы между величиной прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, определяемой с учетом величин прожиточных минимумов, установленных Правительством Республики Саха (Якутия), и совокупным доходом малоимущей семьи или доходом малоимущего одиноко проживающего гражданина. При этом размер ежемесячной социальной помощи не должен превышать 1,5-кратной величины прожиточного минимума, установленного в Республике Саха (Якутия) в среднем на душу населения на момент принятия решения об оказании государственной социальной помощи.

Размер единовременной социальной помощи малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, рассчитывается путем умножения размера ежемесячной социальной выплаты на количество месяцев, на которое устанавливается государственная социальная помощь на основе социального контракта.

В 2013 году из бюджета Республики Саха (Якутия) на эти цели было выделено 92,1 млн. рублей. Социальные контракты заключены с 801 малоимущей семьей, 80% получателей составили многодетные семьи. Средний размер помощи составил около 115 тыс. рублей. Семьи повысили свое материальное состояние, получили дополнительный доход от поступлений из личного подсобного хозяйства, реализации излишков полученной продукции, оказания услуг населению. Среднедушевой доход семей, получивших государственную социальную помощь, в среднем увеличился в 2 раза. В 2014 году на цели государственной социальной помощи на основании социального контракта выделено 100 млн. рублей.

К основным обязательствам семей по социальному контракту относятся следующие: развитие личного подсобного хозяйства (разведение крупного рогатого скота, коз, свиней, птицы, растениеводство, приобретение сельхозтехники); услуги населению (открытие минипилорам, оказание услуг по заготовке дров, шиномонтажу, пошиву обуви, фотоуслуг, организация строительных работ, открытие парикмахерских, салонов красоты, швейных мастерских, в том числе по пошиву национальных видов одежды, бисероплетение); мероприятия по воспитанию и содержанию детей (оплата частного детского сада, услуг няни).

В целом, Республика Саха (Якутия) показывает хорошие результаты по применению социального контракта, предусматривающего активные действия граждан по развитию личного подсобного хозяйства.

Кроме того, принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.10.2012 г. № 461 «Об утверждении Порядка оказания государственной социальной помощи многодетным и приемным семьям, имеющим 10 и более несовершеннолетних детей, включая совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, для приобретения транспортного средства на основе социального контракта». Эта помощь оказывается в виде единовременной денежной выплаты в размере 540 тыс. рублей. При этом, определенный в постановлении размер социальной помощи на приобретение транспортного средства подлежит систематической индексации на индекс потребительских цен.

Также в целях поддержки рождаемости в Республике Саха (Якутия) осуществляется финансирование оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей. В 2013 году доля заключенных социальных контрактов с многодетными семьями составила 77% от общего количества заключенных социальных контрактов на сумму 135,1 млн. руб. Средний размер помощи семьям с детьми до 16 лет составил 119 тыс. рублей. По завершении социального контракта улучшилось качество жизни многодетных семей, получен дополнительный доход от поступлений из личного подсобного хозяйства, оказания услуг населению. В 2014 году направлено 70 млн. рублей.

В целом в 2013 году финансовые средства были выделены в достаточном объеме. Ввиду снижения доходности бюджета республики в 2014 году выделено меньше средств по сравнению с 2013 годом. При этом количество желающих на получение государственной помощи в рамках социального контракта только растет. Отмечается также увеличение рождаемости третьих и последующих детей (за период 2009-2013 гг. рождаемость третьих и последующих детей повысилась на 34%).

В государственной программе Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012-2017 годы, по подпрограмме «Социальная поддержка и повышение качества жизни малоимущих граждан» результативность выполнения задач будет оцениваться следующим показателем – количество семей, которым оказана адресная материальная помощь на основе социального контракта с целью повышения качества жизни отдельно взятой семьи (в 2013 году программой охвачено 270 семей).

В Самарской области оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в соответствии с Законом Самарской области от 06.05.2000 г. № 16-ГД «О социальной помощи в Самарской области» (в ред. от 04.06.2014).

Максимальная сумма денежной выплаты по социальному контракту составляет 35 000 рублей.

Пособие на условиях социального контракта в Самарской области назначается на период от трех месяцев до одного года и выплачивается единовременно или частями в течение срока действия социального контракта. Данный срок может быть продлен уполномоченным органом, а также разрешено повторное обращение за материальной помощью.

Получателями помощи на основании социального контракта являются преимущественно малоимущие семьи из сельской местности (88,3%), 94,7% – это семьи с детьми.

Социальная помощь в виде социального контракта предоставлялась в 2013 году 12,4% от всех получателей государственной социальной помощи в Самарской области.

Среди мероприятий по социальной адаптации в Самарской области лидирует такая форма, как предоставление услуг. К услугам относятся: содействие в получении государственных услуг в сфере занятости: профессиональное обучение, переобучение, постановка на учет в качестве безработного, содействие в трудоустройстве; содействие в обучении детей, определение их в дошкольные и иные учреждения; оказание помощи в получении гражданства; содействие в улучшении жилищных условий.

Наиболее активно данная технология внедряется в сельских районах Самарской области. Положительных результатов достигают семьи, проживающие в сельской местности и получившие денежную выплату на ведение личного подсобного хозяйства, приобретение домашнего скота.

Реализация технологии оказания социальной помощи на основании социального контракта на территории Самарской области принесла положительные результаты. Тенденция роста желающих заключить социальный контракт говорит об эффективности и востребованности данного вида помощи. Опыт показал, что эффективность социального контракта заключается не только в улучшении качества жизни и повышении доходов малоимущих семей, но и в мотивации на самостоятельный выход из трудной жизненной ситуации за счет обеспечения источником постоянного дохода. Например, в сельских поселениях осуществляется разведение поголовья крупного рогатого скота, приобретенного в рамках социального контракта. Покупка по контракту одной коровы дает селянину возможность в дальнейшем приобретать телят, поросят, птицу, тем самым увеличивая свой семейный доход и улучшая качество жизни.

На территории Новосибирской области с момента введения в 2010 году пилотного проекта по оказанию помощи малоимущим семьям с детьми на основе социального контракта по 2013 года финансирование данного вида социальной помощи увеличилось более чем в 6 раз (с 1,5 млн. рублей до 10 млн. рублей), с трех пилотных районов области география распространения социального контракта расширилась до территории всей области, количество получателей выросло с 33 до 265 за год.

Реализация социального контракта в Новосибирской области уже не первый год показывает свою жизнеспособность и эффективность как в части реализации трудового потенциала и повышении социальной ответственности получателей социальной помощи, так и в части повышения уровня жизни малоимущих граждан за счет формирования постоянных самостоятельных источников дохода в денежной и натуральной форме.

Основным направлением деятельности семей в рамках социального контракта является развитие личного подсобного хозяйства (на эти цели было направлено более 99% выделенных средств), также есть случаи организации гражданами индивидуальных предприятий.

Прирост среднедушевого месячного дохода семьи за период реализации социального контракта в отдельных случаях достигает 100% по отношению к величине на момент заключения социального контракта, при этом средний показатель прироста оказался на уровне 60-70%.

Размер предоставляемой социальной помощи может составлять до десятикратной величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленной на территории области на момент обращения за социальной помощью.

В 2013 году среди получателей государственной социальной помощи 14,3% – получатели на основании социального контракта из малоимущих семей. 87,5% получателей по социальному контракту проживают в сельской местности. 100% получателям из числа семей с детьми оказана помощь в виде единовременной выплаты. Среди семей с детьми доля семей с одним родителем составила 11,8%, многодетных – 66,8%, семей с инвалидами – 4,7%, семей с неработающими трудоспособными членами – 1,2%.

Наибольшая часть заключенных социальных контрактов в 2013 году были направлены на развитие личного подсобного хозяйства, так как наибольший интерес данный вид помощи вызывает в сельской местности.

Средний размер единовременной денежной выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта составил в области 37 740 рублей.

За годы реализации новой технологии в области социальный контракт доказал свою эффективность. Однако, при росте доходов (в натуральной или денежной форме) выйти из бедности всем семьям-участникам социального контракта пока не удается.

В Мурманской области уделяется особое внимание развитию адресного подхода при оказании государственной социальной помощи. В этой связи система социального контракта приобретает особую актуальность, позволяет уйти от социального иждивенчества среди трудоспособного населения и вернуть малоимущие семьи к финансовой самостоятельности за счет реализации собственного потенциала.

По итогам 2013 года адресную государственную социальную помощь в Мурманской области получали 39,0 тыс. человек, из них 23,1 тыс. человек (59%) проживали в семьях с детьми.

При этом адресную государственную социальную помощь на основании социального контракта получали 163 малоимущие семьи, из них 132 семьи с детьми (81%).

Положительный результат получен по 71 контракту: члены семьи либо устроились на работу, либо начали проходить обучение, либо встали на учет в службу занятости.

Отказались от заключения социального контракта 130 семей, что в рамках действующего законодательства не повлекло утрату права на социальную поддержку без социального контракта.

В 2014 году в целях совершенствования системы оказания адресной государственной социальной помощи внесены изменения в законодательство Мурманской области, в соответствии с которыми малоимущим семьям, имеющим в своем составе неработающего трудоспособного члена, адресная государственная социальная помощь будет предоставляться только на основании социального контракта.

Исключение должны составить многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе ребенка-инвалида, а также семьи, имеющие детей до трех лет. В этих семьях трудоспособный неработающий родитель или иной член семьи, осуществляющий уход за ребенком (детьми), будет считаться занятым.

Введение нового подхода позволит перераспределить денежные средства в пользу семей, согласившихся на получение государственной поддержки при условии соблюдения обязательств по контракту, и сконцентрировать ресурсы на оказании помощи наиболее нуждающимся семьям.

Механизм предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта в соответствии с законодательством Вологодской области применяется с 1 июля 2013 года.

Эффективность такого вида поддержки, направленной на реализацию собственного потенциала малоимущей семьи, не вызывает сомнений. В 2013 году 88% семей по завершению социального контракта смогли преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить свое материальное положение.

Предусмотрено дальнейшее развитие этого направления адресной поддержки семей в регионе. Число семей, заключивших социальные контракты, ежегодно будет расти: прирост обращений за 1 квартал 2014 года составил 61% (по сравнению с 4 кварталом 2013 года).

В Республике Карелия государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам с 2010 года в рамках ежегодно принимаемой ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь».

В течение 2013 года социальную помощь на основании социального контракта получили 110 многодетных семей на сумму 4 068,6 тыс. рублей и 125 студентов на сумму 353,8 тыс. рублей. Средний размер помощи составил: 36,9 тыс. рублей – для многодетных семей; 2,8 тыс. рублей – для студентов и обучающихся учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, ежедневно пользующихся пригородным транспортом в течение учебного года.

Анализ итогов реализации мероприятия по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта показал, что среднедушевой доход семей, получивших данный вид помощи, по окончании срока действия социального контракта увеличился в среднем на 14% (до заключения социального контракта – 5 232 рубля, после реализации – 5 950 рублей). В 16 семьях увеличился доход от трудовой деятельности (11 граждан из 10 семей трудоустроились), в 62 семьях увеличились натуральные поступления от ведения личного подсобного хозяйства, 61 семья преодолела трудную жизненную ситуацию.

Всего за период с 2010 года по 2013 год социальная помощь на основании социального контракта была оказана 908 гражданам, сумма средств бюджета Республики Карелия, израсходованная на указанные цели, составила 16 650,4 тыс. рублей.

В 2014 году в соответствии с Программой адресная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в виде денежной выплаты на осуществление мероприятий, предусмотренных социальным контрактом:

  • малоимущим многодетным семьям, имеющим в своем составе 3 и более детей, в размере до 75,0 тысяч рублей;
  • студентам и обучающимся учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, ежедневно пользующимся пригородным транспортом в течение учебного года, – 600,0 рублей ежемесячно.

В 2014 году на указанные цели в бюджете Республики Карелия предусмотрены средства в объеме 7 200,0 тыс. рублей.

Государственная социальная помощь малоимущим гражданам на основе социального контракта на территории области оказывается в соответствии с Социальным кодексом Белгородской области и постановлением Правительства Белгородской области от 31.01.2006 г. № 25-пп «О порядке предоставления мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации», в соответствии с которыми социальный контракт заключается на период от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации и выплачивается единовременно или частями в течение срока действия социального контракта. Максимальный размер пособия в регионе составляет 50 000 рублей.

Для получения пособия является обязательным выполнение условий программы социальной адаптации. Основными направлениями программы социальной адаптации являются: активный поиск работы, профессиональная переподготовка, осуществление индивидуальной трудовой деятельности, развитие личного подсобного хозяйства и др.

В Белгородской области лидирует такая форма мероприятий по социальной адаптации, как предоставление социальных услуг. Доля семей, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, которым были оказаны социальные услуги в рамках программы социальной адаптации, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта составила 94,2% (или 40,9% граждан, охваченных данным видом государственной социальной помощи в регионе). Также оказывается содействие: в получении государственных услуг в сфере занятости (профессиональное обучение, переобучение, постановка на учет в качестве безработного, содействие в трудоустройстве); в обучении детей, определении их в дошкольные и иные учреждения; в получении гражданства; в улучшении жилищных условий. В частности, 27,6% граждан трудоспособного возраста из граждан-получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта были зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска работы.

С 2011 года социальный контракт заключен с 2 747 семьями, в том числе в I полугодии 2014 года с 287 семьями, из них 229 – семьи с детьми. Доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основе социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь в регионе, составляет 7,7%.

Приоритет при оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта отдается семьям с детьми, особенно многодетным. Именно эти категории семей по объективным причинам являются малоимущими, а значит, социально уязвимыми и нуждающимися в государственной поддержке.

Всего на реализацию данной технологии за период с 2011 года по I полугодие 2014 года из средств областного бюджета направлено 58,8 млн. рублей, в том числе за 2013 год – 7,4 млн. рублей, за I полугодие 2014 года – 3,4 млн. рублей.

В целом успешные регионы при применении технологии социального контракта используют сочетание следующих практик:

1. Преимущественное использование единовременной денежной выплаты как наиболее весомой поддержки. Данный вид помощи наиболее эффективен при ведении личного подсобного хозяйства, организации индивидуальной трудовой деятельности по сравнению с небольшими ежемесячными выплатами.

2. Сумма единовременной выплаты превышает в 5-12 раз прожиточный минимум в регионе.

3. Социальный контракт заключается на более длительный срок (до 3-х лет, но не менее 12 месяцев), что позволяет за такой период получить положительный результат.

4. Преимущественное применение технологии социального контракта в сельской местности, что объясняется высокой безработицей на селе. Распространенным видом помощи в сельской местности являются денежные выплаты на ведение личного подсобного хозяйства, что способствует не только улучшению материального положения семьи за счет реализации получаемой продукции, но и разнообразию рациона питания, развитию трудовых навыков у детей.

5. Соблюдение принципа адресности за счет ужесточения критериев отбора семей. К примеру, помощь получает не просто малоимущая семья, а малоимущая семья с детьми, имеющая в своем составе безработного члена семьи трудоспособного возраста.

В критериях отбора учитывается активная жизненная позиция семей, их желание участвовать в реализации мероприятий программы социальной адаптации по ведению личного подсобного хозяйства или осуществлению индивидуальной трудовой деятельности, а также ответственность за выполнение условий социального контракта и мероприятий программы.

6. Качественное планирование и прогнозирование специалистами органов социальной защиты населения на региональном уровне денежных средств на данный вид адресной социальной помощи.

Непосредственный контакт с нуждающимися семьями, дача разъяснений порядка назначения данного вида помощи участковыми специалистами по социальной работе в целях распространения технологии социального контракта в регионе.

7. Активное трехстороннее взаимодействие (получатель, органы социальной защиты населения и местные органы исполнительной власти) с использованием преимуществ и возможностей межведомственных комиссий.

8. Активная пропаганда технологии социального контракта с использованием средств массовой информации, проведение форумов, семинаров, специальных рейдов.

Предложения субъектов Российской Федерауии по совершенствованию регионального законодательства об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта

Большинство регионов считают, что технология оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта по итогам за 2013 год достаточно эффективна.

В некоторых субъектах Российской Федерации в целях усиления адресности оказываемой помощи с учетом результатов работы в данном направлении намечается совершенствование региональной законодательной базы.

В Республике Саха (Якутия) ведется работа по внесению изменений в нормативные правовые акты, касающихся категорий получателей государственной социальной помощи, расширения практики оказания помощи в рамках социального контракта малоимущим семьям, в которых родился третий и последующий ребенок после 31 декабря 2012 года.

В Мурманской области рассматривается предложение о внесении изменений в законодательство, предусматривающих предоставление государственной социальной помощи малоимущим семьям, имеющим в своем составе неработающего трудоспособного члена, и неработающим трудоспособным малоимущим одиноко проживающим гражданам только на основании социального контракта. Исключение должны составить многодетные семьи, семьи, имеющие ребенка-инвалида, семьи, имеющие ребенка (детей) до 3-х лет. Законопроектом, в частности, предлагается норма, позволяющая считать занятыми одного из родителей или единственного родителя ребенка в поименованных семьях.

В целях снижения иждивенческих настроений, стимулирования семьи к активному участию в решении своих проблем, повышению стимула к открытию собственного дела, организации самозанятости органы социальной защиты в отдельных регионах предлагают свои решения.

К примеру, сотрудниками социальной защиты Республики Саха (Якутия) высказано предложение об освобождении малоимущих граждан от уплаты налогов на доходы физических лиц на первые три года, в первую очередь, из многодетных семей, неполных семей с двумя и более детьми, семей с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами.

Предложения по софинансированию из средств федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление государственной социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми на основании социального контракта

Государственной программой Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296) предусмотрено расширение сферы применения социальных контрактов в субъектах Российской Федерации.

В регионах государственная социальная помощь на основании социального контракта малоимущим семьям развивается, и в ближайшие три года намечается увеличить расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на данный вид помощи.

Одновременно, исходя из перспектив дальнейшего развития социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми на основании социального контракта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложили ввести софинансирование из средств федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на эти цели в размере от 50% до 90% и более.

Предложения по данному вопросу прорабатывались федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 поручения Правительства Российской Федерации от 14 марта 2014 г. № ДМ-П12-1737 во исполнение подпункта «б» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № Пр-411ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 февраля 2014 года.

Учитывая, что реализация данного предложения увеличит риск разбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в Минтрудом России с учетом мнения Минфина России доложено в Правительство Российской Федерации о целесообразности с учетом результатов анализа практики применения и эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта вернуться к рассмотрению вопроса о софинансировании из средств федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на оказание такой помощи в 2015 году при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.