«Годовой отчет за 2013 год о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»»

I. Результаты реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (далее – Программа) за 2013 год

Основное мероприятие 1.1. Совершенствование организации предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан

Социальные выплаты произведены в установленные сроки и в установленных объемах.

Основное мероприятие 1.2. Расширение сферы применения социальных контрактов в субъектах Российской Федерации

С учетом результатов эксперимента, проведенного в 17 субъектах Российской Федерации, принят Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», предусматривающий оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В субъектах Российской Федерации разрабатываются и принимаются законы и иные нормативные правовые акты, предусматривающие оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта. К настоящему времени в 55 регионах нормативные акты уже приняты.

Внедрение социального контракта дает положительные результаты: активизируются действия малоимущих граждан по преодолению трудной жизненной ситуации, более полно используется трудовой потенциал семьи, снижает иждивенческий мотив в поведении, возрастает социальная ответственность получателей помощи, повышается доход семей (в 1,5-2 раза).

Социальный контракт способствует повышению эффективности мер государственной социальной поддержки, концентрации ресурсов на оказании социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам, адресному использованию бюджетных средств.

По завершении социального контракта у многих малоимущих семей улучшается материальное положение, они преодолевают бедность и в дальнейшем за материальной помощью не обращаются.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума уменьшается.

Во исполнение Федерального закона от 25 декабря 2012 г. № 258-ФЗ приказом Минтруда России и Росстата от 30 сентября 2013 г. № 506н/389 утверждена Методика оценки эффективности оказания государственной помощи на основании социального контракта (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2014 г. № 31214). Методика устанавливает перечень показателей для оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и порядок их расчета, а также критерии эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, порядок определения их значений и порядок применения указанных критериев.

Принятие Методики позволит осуществить оценку эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, которая будет проводиться по следующим направлениям:

охват малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих граждан), которым оказана государственная социальная помощь на основании социального контракта;

активные действия граждан, которым оказана государственная социальная помощь на основании социального контракта, по преодолению ими трудной жизненной ситуации;

изменение материального положения семьи (одиноко проживающего гражданина) по окончании срока действия социального контракта.

Данная Методика рекомендована органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для применения при проведении мониторинга оказания данной помощи в регионах.

Минтрудом России разработана форма федерального статистического наблюдения № 1-соцконтракт «Сведения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации» (утверждена приказом Росстата от 30 июля 2013 г. № 297).

Данная форма введена, начиная с отчета за 2013 год. Сбор и обработка данных по данной форме будет осуществляться Минтрудом России. Сведения, полученные из субъектов Российской Федерации, будут использованы при оценке эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Основное мероприятие 1.3. Совершенствование законодательства в области предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан

В целях приведения в соответствие с жилищным законодательством установленных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в части выделения в составе платы за жилищно-коммунальные услуги взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан с учетом оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме».

Основное мероприятие 1.4. Реализация комплекса мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, а также компенсационных мер для отдельных категорий граждан.

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)».

Во исполнение пункта 7 Комплекса мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1650-р, принят приказ Минтруда России от 22 октября 2013 г. № 573 «Об организации подготовки доклада в Правительство Российской Федерации о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг различным категориям граждан, в том числе одиноким пенсионерам, проживающим в одном жилом помещении в течение не менее 10 последних лет, с учетом результатов реализации пилотных проектов по введению социальной нормы потребления коммунальной услуги по электроснабжению».

В Правительство Российской Федерации с учетом итогов реализации пилотных проектов по введению социальной нормы потребления коммунальных услуг направлены предложения по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг различным категориям граждан, в том числе одиноким пенсионерам, проживающим в одном жилом помещении не менее 10 последних лет.

Основное мероприятие 1.5. Совершенствование методологии и методики нуждаемости граждан в мерах социальной поддержки, в т.ч. в связи с изменением законодательных основ определения величины прожиточного минимума

Разработан, согласован и внесен в Правительство Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части предоставления права субъектам Российской Федерации при осуществлении мер социальной поддержки категориям граждан, социальная поддержка которых отнесена к их полномочиям, устанавливать критерии нуждаемости.

Основное мероприятие 1.6. Совершенствование механизмов выявления и учета граждан-получателей мер социальной поддержки, в т.ч. в рамках межведомственного обмена информацией

В целях снижения затрат государства на социальное обеспечение населения за счет повышения адресности и прозрачности предоставления услуг, а также повышения уровня оперативности обмена данными между различными участниками процесса социального обеспечения населения разработан проект концепции создания единой государственной информационной системы в сфере социальной защиты населения.

Основное мероприятие 1.7. Проведение ежеквартального мониторинга хода реализации Госпрограммы

Принят приказ Минтруда России от 31 июля 2013 г. № 337 «Об организации работы по реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» осуществляется мониторинг.

Подпрограмма 2. Модернизация и развитие социального обслуживания населения

Основное мероприятие 2.1. Формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей совершенствование системы социального обслуживания населения в Российской Федерации

28 декабря 2013 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон), вступающий в силу с 1 января 2015 года.

Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности и предусматривает введение ряда новых базовых понятий и внедрение в практику организации и управления в сфере социального обслуживания принципиально новых подходов.

Во исполнение Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в 2014 году должно быть принято 49 нормативных правовых акта, в том числе:

  • 4 постановления Правительства Российской Федерации;
  • 22 приказа Минтруда России,
  • 1 приказ Минздрава России,
  • 22 нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации.

Основная задача, которую предстоит решить в ближайшее время на уровне субъектов Российской Федерации, – это привести действующее субъектовое законодательство в соответствие с полномочиями, отнесенными Законом к полномочиям субъектов Российской Федерации, а также с принятыми на федеральном уровне нормативными актами.

В целях реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ Минтрудом России подготовлен и направлен в субъекты Российской Федерации примерный перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Совместные усилия, направленные на приведение нормативной базы по вопросам социального обслуживания к единому знаменателю, позволят, в конечном итоге, обеспечить доступность и прозрачность оказания социальных услуг населению, развитие предоставление негосударственных услуг в этом секторе, проведение независимой оценки качества предоставления услуг, что будет способствовать поднятию уровня качества услуг для российских граждан.

Основное мероприятие 2.5. Формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», которым утверждены Правила формирования такой системы (далее – Правила).

Правилами определены функции органов исполнительной власти, сформированных ими общественных советов по проведению независимой оценки и организаций социальной сферы, а также основные этапы проведения независимой оценки, включая формирование рейтингов их деятельности.

Разработаны критерии оценки потребителями услуг качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, для апробации которых в соответствии с приказом Минтруда России от 24 мая 2013 г. № 217 в II-III кварталах 2013 года реализован пилотный проект в 6 регионах России, в том числе в сфере социального обслуживания пилотный проект реализовывался в Астраханской, Иркутской, Самарской областях. В пилотном проекте приняли участие 513 государственных (муниципальных) учреждений (в том числе в социальном обслуживании - 30 учреждений), по итогам пилотного проведения независимой оценки качества работы учреждений сформированы 32 рейтинга.

Утвержден План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2014 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 478-р).

Утверждены Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания (приказ Минтруда России от 30 августа 2013 года № 391а).

По данным мониторинга введения независимой оценки на основе данных субъектов Российской Федерации на 1 января 2014 г. организациями, оказывающими социальные услуги, обеспечивается открытость информации о своей деятельности, что является основным элементом независимой системы оценки качества. Для реализации этого положения у 70% организаций социальной сферы есть официальные сайты в сети «Интернет» (в социальном обслуживании - 53%).

В большинстве регионов России (62 субъекта России) определен уполномоченный орган по организации независимой оценки, почти во всех субъектах Российской Федерации при государственных органах власти сформированы общественные советы по проведению независимой оценки. Независимой оценкой качества работы охвачено 46,8% организаций социальной сферы, в том числе в социальном обслуживании - 54, 1%.

По данным федеральных органов исполнительной власти к настоящему времени сформированы 869 рейтингов, из них 7 федеральных рейтингов и 862 региональных рейтинга. В том числе в социальном обслуживании в субъектах Российской Федерации сформировано 79 рейтингов, среди которых:

- общие рейтинги деятельности организаций социального обслуживания;

- рейтинги, сформированные по отдельным показателям работы организаций: удовлетворенность качеством обслуживания; комфортность и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья; доброжелательность; вежливость, компетентность работников организаций и др.;

- по отдельным типам учреждений.

В 2014 году запланирована подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» в целях законодательного закрепления на федеральном уровне положений о порядке формирования и функционирования независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.

Основное мероприятие 2.6. Повышение результативности государственного контроля (надзора) в области социального обслуживания населения

В целях устранения излишних административных барьеров Минтрудом России подготовлены и направлены в Роспотребнадзор предложения о внесении изменений в действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, применяемые в деятельности учреждений социального обслуживания.

Роспотребнадзором разработан проект постановления о внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы».

Основное мероприятие 2.7. Научно-методическое и аналитическое обеспечение государственной политики в сфере социальной поддержки населения

В 2013 году объем бюджетных ассигнований на выполнение научно-исследовательских работ составил 14250,0 тыс. рублей.

В рамках данного мероприятия Минтруд России осуществляет проведение научно-исследовательских работ в соответствии с планом научно-исследовательских работ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, выполняемых по государственным контрактам. В результате реализации данного мероприятия в 2014-2020 г.г. будут разработаны меры, направленные на повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, стабилизацию демографической ситуации.

Согласно Плану научно-исследовательских работ на 2013 год, утвержденному приказом Минтруда России от 11 декабря 2012 г. № 586, с изменениями и дополнением внесенными приказами Минтруда России от 21 мая 2013 г. № 211 и от 19 ноября 2013 г. № 689, на конкурсной основе заключено и выполнено 12 государственных контрактов на выполнение прикладных научно-исследовательских работ на общую сумму 13 286,9 тыс. рублей.

При выполнении государственных контрактов разработаны методики:

оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта;

оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.

Подготовлены предложения:

по решению наиболее острых проблем граждан, уволенных с военной службы, инвалидов военной травмы и членов семей погибших военнослужащих;

по совершенствованию направлений и мер демографической политики;

по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области улучшения положения женщин и обеспечения гендерного равенства и рекомендациями для деятельности органов власти в сфере ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

по планированию и реализации мер по выполнению Конвенции ООН о правах инвалидов;

по содействию трудоустройству инвалидов;

по легализации занятости в Российской Федерации;

по совершенствованию законодательства Российской Федерации об охране труда в части предоставления гарантий и компенсаций работникам отдельных видов экономической деятельности в связи с работой во вредных условиях труда.

Объем сэкономленных бюджетных средств составил 963,1 тыс. рублей.

В соответствии с основными целями и задачами государственной политики в социальной сфере Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2014 - 2015 годах планируется провести научные исследования, направленные на:

- разработку научно обоснованных предложений по формированию комплексной семейной политики, ориентированной на стимулирование рождения второго и последующих детей в семье, укрепление института семьи, снижение семейного и детского неблагополучия; стабильную государственную поддержку семей с детьми;

- выработку страховых и рыночных механизмов, гарантирующих доступность и качество социальных услуг, повышение адресности социальных выплат, совершенствование механизмов социального контракта, разработку и внедрение новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания;

- улучшение социально-экономического положения граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, инвалидов военной травмы, членов семей погибших военнослужащих;

- повышение эффективности трудового законодательства в части содействия легализации трудовых отношений и расширения механизмов разрешения трудовых споров, развития норм регулирования трудовых отношений при применении дистанционной и других новых развивающихся форм занятости;

- совершенствование механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы, приведение норм трудового и смежного законодательства Российской Федерации в соответствие с общепризнанными принципам и нормам международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основное мероприятие 2.8. Укрепление международного сотрудничества и обмен опытом в сфере социальной поддержки граждан

Перечислены взносы в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА).

Основное мероприятие 2.9. Проведение Всероссийского конкурса «Лучший работник учреждения социального обслуживания»

В 2013 году проводен Всероссийский конкурс на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания» с общим призовым фондом 20 млн. рублей.

Основания для проведения конкурса - постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 121 «О единовременном денежном поощрении лучших работников системы социального обслуживания», приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 марта 2011 г. № 228н «О проведении Всероссийского конкурса на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания».

Рассмотрено 538 материалов конкурсантов, представленных органами социальной защиты населения из 77 субъектов Российской Федерации и 1 федерального государственного бюджетного учреждения «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

По результатам рассмотрения материалов было принято решение отказать 105 претендентам в участии в заключительном этапе Всероссийского конкурса на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания» в связи с несоответствием требованиям к условиям и порядку проведения конкурса.

По итогам голосования по каждой из предложенных кандидатур в каждой номинации определены победители Всероссийского конкурса на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания», занявшие 1, 2 и 3 места – всего 60 человек.

8 июня 2013 г. в Минтруде России проведена торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания».

Основное мероприятие 2.10. Совершенствование системы оплаты труда социальных работников

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» реализованы мероприятия, предусматривающие повышение к 2018 г. средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Основным источником денежных средств на обеспечение повышения оплаты труда социальных работников в субъектах Российской Федерации стало проведение оптимизации сети учреждений социального обслуживания, направленной на сокращение неэффективных и маловостребованных гражданами услуг и непрофильных подразделений, и, как следствие, эффективное использование высвободившихся материальных и трудовых ресурсов.

Оптимизационные мероприятия в 2013 года осуществлялись преимущественно за счет сокращения численности административно-хозяйственного персонала, уменьшения штатной численности по вакантным должностям, а также исключения из штатных расписаний должностей, не предусмотренных или превышающих по количеству штатные нормативы.

В результате проведенных мероприятий оптимизационных мероприятий в 2013 году среднемесячная заработная плата социальных работников с 10 194 рублей в 2012 году возросла до 14 759 рублей к концу 2013 года (в 1,45 раз).

Соотношение среднемесячной заработной платы социальных работников до средней заработной платы по субъектам Российской Федерации доведено до 49,3 процентов, что превышает на 1,8 процента целевой показатель достижения средней заработной платы установленного Планом мероприятий («дорожной картой») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)», рекомендованный на 2013 год (47,5%).

По итогам 2013 года в 69 субъектах Российской Федерации, рекомендованное предельное на 2013 год целевое соотношение средней заработной платы социальных работников к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации (47,5%), превышено.

Значения показателя, меньшие рекомендованного, на сегодняшний день, имеют 14 субъектов Российской Федерации (Республика Ингушетия (39,0%), Республика Дагестан (43,2%), Вологодская область (43,2%), Республика Калмыкия (44,4%), Республика Марий Эл (44,7%), Красноярский край (44,9%), Республика Карелия (45,2%), Ярославская область (45,5%), Чеченская Республика (46,4%), Магаданская область (46,5%) Астраханская область (45,8%), Республика Хакасия (46,4%), Республика Северная Осетия – Алания (46,5%), Чукотский автономный округ (47,4%).

Превышение запланированного на 2013 год в своих «дорожных картах» значения данного показателя добились 68 субъектов Российской Федерации. Наибольшее превышение (более 10%) осуществлено 15 субъектами (Тверская область, Пермский край, Тюменская область, Хабаровский край, Иркутская область, Приморский край, Мурманская область, Республика Башкортостан, Нижегородская область, Республика Татарстан, Ленинградская область, Оренбургская область, Тамбовская область, Липецкая область, Ярославская область).

Темп роста заработной платы социальных работников в 2013 году к предыдущему году, в среднем по субъектам Российской Федерации составил 139,7 процентов.

Достижению (превышению) запланированного уровня заработной платы способствовало изменение подходов субъектов Российской Федерации к формированию штатных расписаний (нормативов штатной численности работников, норм нагрузки) учреждений социального обслуживания.

Основным направлением оптимизации, получившим распространение в субъектах Российской Федерации, стало внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания населения принципа предоставления социальных услуг на основе оценки индивидуальной нуждаемости граждан, что позволило рассчитывать нагрузку социального работника не по количеству обслуживаемых им клиентов, а по объёму предоставляемых социальных услуг, с учётом реальных трудозатрат (Республики Татарстан, Карелия, Владимирская, Кемеровская области и другие).

Основное мероприятие 2.11. Финансовое обеспечение единовременного денежного поощрения победителей всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии».

Обеспечено предоставление в установленном порядке денежного поощрения победителям и призерам Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии».

Основное мероприятие 2.12. Софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам

В 2013 году, как и в предыдущие годы, дополнительным источником финансовых средств, направляемых на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, а также на обеспечение автотранспортом мобильных бригад, создаваемых для оперативного предоставления социально-бытовых услуг, в том числе ветеранам войны, проживающим в отдаленных сельских населенных пунктах, стало выделение Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР) бюджетам субъектов межбюджетных трансфертов на софинансирование региональных социальных программ субъектов. С целью расширения доступности социальных услуг для пожилых людей, в том числе, ветеранов войны практически повсеместно организована работа социальных служб на мобильной основе.

Общий объем средств ПФР на предоставление в 2013 году субсидий на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации определен в размере 1 057,54 млн. рублей.

Средства Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотренные на реализацию социальных программ, распределены между бюджетами субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Всего распределено 1 057 227,5 тыс. руб., из них:

на оказание адресной социальной помощи - 239 777,8 тыс. руб.;

на строительство объектов учреждений социального обслуживания - 185 036,1 тыс. руб.;

на ремонт учреждений, приобретение технологического оборудования, предметов длительного пользования и автотранспорта - 632 413,6 тыс. рублей.

Мероприятия социальных программ субъектов Российской Федерации были направлены на завершение строительства 7 объектов учреждений социального обслуживания в 5 субъектах Российской Федерации, проведение ремонта в 215 учреждениях, приобретение для оснащения 88 учреждений технологического оборудования и предметов длительного пользования, а также приобретение 203 единиц автотранспорта для мобильных бригад, созданных при 193 учреждениях социального обслуживания.

В результате проведения перечисленных мероприятий улучшились условия проживания и обслуживания в учреждениях социального обслуживания более 40 тыс. пожилых граждан и инвалидов, вместимость данных учреждений увеличилась более чем на 1,0 тыс. мест.

Основное мероприятие 2.13. Обеспечение деятельности подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения

Обеспечено финансирование федеральных государственных бюджетных учреждений. Субсидий на финансовое обеспечение государственных заданий на оказание социальных услуг подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениям предоставлены.

Основное мероприятие 2.14. Привлечение в сферу социального обслуживания населения бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев

В целях внедрения механизмов государственно-частного партнерства в сферу социального обслуживания населения Минтрудом России изучается международный опыт, анализируется действующее законодательство на предмет выявления различных барьеров, их ликвидации, вносятся предложения по его совершенствованию.

В целях создания условий, стимулирующих развитие государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания населения путем предоставления дополнительных налоговых льгот для организаций, основным видом деятельности которых является социальное обслуживание населения, разработан проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В целях внедрения механизмов государственно-частного партнерства в сферу социального обслуживания населения, позволяющих привлечь инвестиции и услуги малого и среднего предпринимательства для решения государственных задач по обеспечению доступности социальных услуг высокого качества путем дальнейшего развития сети организаций различных форм собственности, разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях».

Указанным законопроектом предлагается снять ряд законодательных ограничений, препятствующих внедрению в сферу социального обслуживания населения концессионных соглашений - одной из наиболее эффективных форм государственно-частного партнерства в условиях бюджетного дефицита при реализации инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости.

В целях устранения излишних административных барьеров Минтрудом России подготовлены и направлены в Роспотребнадзор предложения о внесении изменений в действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, применяемые в деятельности учреждений социального обслуживания.

Роспотребнадзором разработан проект постановления о внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы» (далее – проект).

Учитывая, что экономические свойства социальных услуг (цена, прибыль, рентабельность) носят подчиненный характер по отношению к их общественной значимости, в целях предоставления дополнительных гарантии для возврата вложенных инвестором средств и обеспечения минимального уровня рентабельности Минтрудом России разрабатываются меры государственной поддержки проектов, реализуемых с применением механизмов ГЧП, включая субсидирование процентной ставки по заемному финансированию, привлекаемому частным инвестором.

Предлагаемые комплексные изменения законодательства позволят создать необходимые условия для развития государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций в сферу социального обслуживания населения.

Подпрограмма 3. Совершенствование социальной поддержки семьи и детей

Основное мероприятие 3.1. Совершенствование нормативной правовой базы по выплате государственных пособий семьям с детьми, предоставлению дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей

В 2013 году был принят Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в соответствии с которым начиная с 2014 года изменен порядок финансового обеспечения расходов на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами) (далее - государственные пособия).

Средства федерального бюджета на выплату государственных пособий с 1 января 2014 года направляются в форме субвенций напрямую в бюджеты субъектов Российской Федерации через Минтруд России.

В целях реализации указанного Федерального закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 893 «О порядке предоставления субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами)» (далее - постановление Правительства Российской Федерации).

Наряду с этим, издан приказ Минтруда России от 23 декабря 2013 г. № 769н «Об утверждении форм отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на финансовое обеспечение выплаты отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), а также заявки на финансовое обеспечение указанных расходов, сведений о фактической численности получателей и количестве выплат указанных государственных пособий».

Основное мероприятие 3.2. Организация осуществления государственных выплат и пособий гражданам, имеющим детей, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставление материнского (семейного) капитала

Государственные выплаты и пособия гражданам, имеющим детей, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, материнский (семейный) капитал предоставлены в установленные сроки в установленных объемах.

Выплата единовременного пособия беременным женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Средства федерального бюджета позволили в 2013 году осуществить выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, 2 711 получателям, ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву –8 608 получателям.

Финансирование предоставления компенсации нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2006 г. № 472 «О финансировании ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации».

Среднемесячное число получателей указанных компенсационных выплат в 2013 году составило 3 475 человек.

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 года № 775 учрежден орден «Родительская слава».

В целях поощрения многодетных граждан Российской Федерации за заслуги в укреплении института семьи и воспитания детей при награждении орденом «Родительская слава» установлено единовременное денежное поощрение в размере 100 000 рублей.

Перечисление средств федерального бюджета на указанное единовременное денежное поощрение осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 января 2009 г. № 19 «О порядке выплаты единовременного денежного поощрения одному из родителей (усыновителей) при награждении орденом «Родительская слава» и предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного денежного поощрения лицам, награжденным орденом «Родительская слава».

В 2013 году орденом «Родительская слава» в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. № 408, от 22 апреля 2013 г. № 409, от 29 мая 2013 г. № 518 и от 2 декабря 2013 г. № 869 награждены 30 семей, медалью ордена «Родительская слава» 80 семей.

Программа материнского (семейного) капитала

С 1 января 2007 года реализуется Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предусматривающий предоставление дополнительных мер государственной поддержки семей с детьми при рождении второго ребенка или последующих детей в виде материнского (семейного) капитала.

В 2013 году размер материнского (семейного) капитала составлял 408,96 тыс. рублей (в 2014 году – 429,4 тыс. рублей).

В федеральном бюджете на реализацию права граждан на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала на 2013 год было предусмотрено 200,1 млрд. рублей.

За период реализации программы материнского (семейного) капитала израсходовано средств федерального бюджета в объеме 760,6 млрд рублей, в том числе в 2013 году 237,5 млрд рублей.

В течение действия программы материнского (семейного) капитала, с 2007 по 2013 годы, государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал получили более 4,8 млн. семей, что составляет порядка 90% от численности рожденных вторых, третьих и последующих детей. Средствами материнского (семейного) капитала воспользовалось более 2,2 млн. семей (45,6%).

Самым востребованным у граждан направлением использования средств материнского (семейного) капитала является улучшение жилищных условий, им воспользовались 2,1 млн. семей (95,3%). На обучение детей направили средства материнского (семейного) капитала 111,2 тыс. семей, на накопительную часть пенсии – 1,7 тыс. женщин. В 2013 году на улучшение жилищных условий подано 643,4 тыс. заявлений, на оказание платных образовательных услуг – 53,25 тыс. заявлений и на формирование накопительной части трудовой пенсии 740 заявлений.

В 2013 году в целях совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего право граждан на материнский (семейный) капитал принят Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 128-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предусматривающий, что средства материнского (семейного) капитала могут направляться на погашение договоров займов, исполнение обязательств по которым обеспечено ипотекой, а также на погашение договоров займов, заключенных микрофинансовыми организациями и кредитными потребительскими кооперативами.

Предоставление материнского (семейного) капитала в качестве одной из мер поддержки семей с детьми оказало положительное влияние на демографическую ситуацию в Российской Федерации. За последние 7 лет существенно выросла рождаемость. Число родившихся детей повысилось на 28,5%, с 1,48 млн человек в 2006 году до 1,9 млн человек в 2013 году. Суммарный коэффициент рождаемости увеличился более чем на 30%, с 1,3 в 2006 году до 1,7 в 2013 году. Доля вторых и последующих рождений увеличилась с 33% в 2006 году до 53,5% в 2013 году.

В настоящее время прорабатывается вопрос о продлении программы материнского (семейного) капитала после 2016 года и возможность расширения направлений его использования, например, на формирование страховой части трудовой пенсии матери и оплату стоимости аренды жилья.

Использование средств материнского (семейного) капитала при расчете страховой части пенсии создаст возможность для матерей повысить размер своей пенсии путем направления данных средств на увеличение суммы индивидуального пенсионного коэффициента матери, который будет учитываться в дальнейшем при расчете размера страховой пенсии при наступлении пенсионного возраста.

Оплата аренды жилья позволит семьям с детьми, не имеющим собственного жилья, в течение не менее четырех лет обеспечить семью временным жильем. Участие средств (материнского) семейного капитала в оплате съемного жилья в указанный период даст возможность семье высвободить часть семейных накоплений, предназначенных на приобретение или строительство собственного жилья, и использовать их на иные семейные нужды.

Основное мероприятие 3.3. Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» субъектам Российской Федерации рекомендовано установить нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

С 1 января 2013 года в 65-ти субъектах Российской Федерации установлена ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Новая мера социальной поддержки дополняет действующую систему материальных выплат при рождении детей и направлена на повышение уровня рождаемости за счет увеличения третьих рождений.

В 2013 году софинансирование ежемесячной денежной выплаты осуществлялось в отношении 50 субъектов Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация,, перечень которых был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2012 г. № 1354-р.

Средний размер ежемесячной денежной выплаты составил более 7000 рублей.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, в 2013 году было предусмотрено 3,66 млрд рублей.

Распределение средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации было утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2419-р.

В целях эффективного использования средств федерального бюджета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации произведен уточненный расчет потребности в средствах федерального бюджета до конца 2013 года, в соответствии с которым средства федерального бюджета перераспределены между субъектами Российской Федерации с учетом их уточненной потребности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. № 2257-р утверждено новое распределение средств федерального бюджета на 2013 год на сумму 2 997 605,900 тыс. рублей.

Бюджетам субъектов Российской Федерации указанные средства в 2013 году перечислены в полном объеме.

На ежемесячную денежную выплату субъектами Российской Федерации за 2013 год было израсходовано 2 838 169 350,69 рублей или 95% от запланированных и перечисленных средств федерального бюджета.

Остаток средств федерального бюджета на 1 января 2014 года составил 159 436 549,31 рублей.

На 2014 год на данные цели в федеральном бюджете предусмотрено 10,1 млрд. рублей. Поддержка за счет средств федерального бюджета в 2014 году будет предоставлена бюджетам 51 субъекта Российской Федерации. Дополнительно к субъектам, которые были в перечне 2013 года, включена Карачаево-Черкесская Республика.

В связи с изменением демографической ситуации в сторону улучшения в Пермском крае, Омской и Оренбургской областях, данным регионам в 2014 году средства федерального бюджета будут направляться на осуществление ежемесячной денежной выплаты только в отношении детей, которым выплата назначена в 2013 году, до достижения ими возраста 3-х лет.

Предварительная оценка реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 в части установления ежемесячной денежной выплаты показывает, что данная выплата оказывает позитивное влияние на рождение третьих и последующих детей

По предварительным данным в 50 субъектах Российской Федерации, число рожденных третьих и последующих детей увеличилось на 10,2%. В в регионах, не вводивших указанную выплату – на 6,1 процента.

В целях повышения эффективности выплаты на стимулирование рождаемости, регионам, в которых право на выплату имеют семьи с доходом ниже прожиточного минимума, необходимо пересмотреть подход к установлению критерия нуждаемости в сторону среднедушевого дохода.

Основное мероприятие 3.4. Реализация мероприятий, направленных на введение в субъектах Российской Федерации социальных контрактов при оказании государственной социальной помощи малоимущим гражданам для повышения доходов нуждающихся семей с детьми

Осуществляется сбор и обработка статистической информации, поступающей из субъектов Российской Федерации по утвержденной форме № 1-соцконтракт.

На основе полученных сведений в соответствии с мероприятием 3.4.1 Подпрограммы 3 Госпрограммы, а также пунктом 5 Комплекса мер, направленных на обеспечение гарантированного доступа к доходам и социальным услугам для семей с детьми, в том числе малообеспеченных, на период до 2016 года, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 14 января 2014 г. № 79-п-П12, будет проведен анализ практики применения и эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям с детьми и будут подготовлены информационные материалы для использования органами социальной защиты населения (срок – декабрь 2014 г.).

Основное мероприятие 3.5. Обеспечение подготовки и сопровождения замещающих семей, в том числе создание в каждом субъекте Российской Федерации служб профилактики социального сиротства и содействия семейному устройству детей-сирот, и организационно-методическая поддержка их деятельности

В целях обеспечения достоверной статистической информации о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, организовано проведение мониторинга создания служб подготовки и сопровождения замещающих семей, служб профилактики социального сиротства и содействия семейному устройству детей-сирот.

Основное мероприятие 3.6. Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Федеральным законом от 13 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на софинансирование за счет средств федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2013 году было предусмотрено 4 600 000,0 тыс. рублей.

Указанные средства федерального бюджета в 2013 г. были перечислены бюджетам субъектов Российской Федерации в полном объеме.

По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации кассовый расход средств федерального бюджета, подтвержденный документами, составил 4 596 259 237,0 тыс. рублей.

В целом в Российской Федерации в 2013 году охвачено отдыхом и оздоровлением 2 493 970 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Выделенные средства федерального бюджета позволили оздоровить 491 729 детей указанной категории.

Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» средства федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на данные цели в 2014 году предусмотрены в объеме 4 370,0 млн. рублей (сокращены на 5%).

Средства федерального бюджета на 2015 и 2016 годы на вышеуказанную субсидию Минтруду России не предусмотрены.

Минтрудом России внесены предложения в Минфин России о целесообразности при планировании федерального бюджета на 2015 – 2017 годы предусмотреть объем денежных средств на софинансирование мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на уровне 4,6 млрд. рублей ежегодно.

Это обусловлено следующим. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» организация отдыха и оздоровления детей является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации.

Полномочия по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Исключение из указанного порядка составляет категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отдых и оздоровление которых с 2005 года софинансируется за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, проживающие в малоимущих семьях; иные категории детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, которые в силу объективных причин нуждаются в особой заботе государства.

Данная категория детей в большей степени, чем остальные дети, нуждаются в реабилитационных мероприятиях, и как следствие должны быть в полной мере обеспечены оздоровительным отдыхом.

Наряду с этим летний период активно используется для воспитательной работы детей из «группы риска».

Их активное вовлечение в организованный отдых приводит к снижению подростковой преступности.

При этом большинство детей данной категории не имеют возможности обеспечения оздоровлением за счет средств иных кроме средств бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета, так как не имеют родителей, или проживают в малообеспеченных семьях.

Учитывая вышеизложенное, в 2010 году объем средств федерального бюджета на данные цели был увеличен по сравнению с 2009 годом в 3 раза и составил 4,1 млрд. рублей.

В 2009 году и предшествующие годы на данные цели выделялось 1,3 млрд. рублей, что позволяло оздоравливать не более 240 тысяч детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В 2011 - 2013 годах на мероприятия по отдыху и оздоровлению детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации выделялось 4,6 млрд. рублей.

Увеличение объема средств федерального бюджета, предусмотренного на данные цели в 2010 - 2013 годах позволило оздоравливать ежегодно свыше 500 тысяч детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2010 г. – более 526 тысяч детей, 2011 г. – более 547 тысяч детей, 2012 г. – более 520 тысяч детей, 2013 г. – более 491,7 тысяч детей).

Сокращение или исключение средств федерального бюджета, как источника финансирования отдыха и оздоровления данной категории детей, приведет к исключению возможности их обеспечения бесплатными путевками, введение родительской платы для тех родителей, которые в силу сложившихся обстоятельств не могут оплачивать отдых своих детей, сокращению смен и охвата отдыхом и оздоровлением данной категории детей, и как следствие приведет к увеличению количества детей, проводящих досуг на улицах, и росту подростковой преступности.

Основное мероприятие 3.7. Обеспечение деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений

В целях комплексного решения задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» осуществляются возврат несовершеннолетних, самовольно ушедших самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утвержденный объем средств из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на данные цели в 2013 году составил 34 395,0 тыс. рублей.

Перечислено из федерального бюджета в 2013 г. бюджетам субъектов Российской Федерации 34 395,0 тыс. рублей.

По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации кассовый расход средств федерального бюджета, подтвержденный документами, составил 14 246 041,76 тыс. рублей.

Средства федерального бюджета позволили в 2013 году перевезти 407 несовершеннолетних, самовольно ушедших, к их постоянному месту жительства, в том числе 111 несовершеннолетних перевезено в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств.

Начиная с 2014 года субвенция из федерального бюджета на финансовое обеспечение деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 275 включена в перечень субвенций, формирующих единую субвенцию.

В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации с 2014 года главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим предоставление из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, является Министерство регионального развития Российской Федерации.

Минтруд России осуществляет оценку эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации по перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций (далее - оценка эффективности) и устанавливает значение целевого показателя эффективности для каждого субъекта Российской Федерации.

В связи с чем, подготовлен проект постановления Правительства Российской федерации «О внесении изменений в Методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на реализацию некоторых полномочий, передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

Наряду с этим разработан проект приказа Минтруда России «Об оценке эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации по перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций».

Основное мероприятие 3.8. Разработка и реализация комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей 2012 – 2017 годы.

С целью обеспечения исполнения Национальной стратегии действий в интересах детей распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р утвержден План первоочередным мероприятий до 2014 года по реализации ее важнейших положений (далее – План).

В соответствии с Планом Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено исполнение 46 мероприятий, 10 из которых ежегодные.

Соисполнителем по 15 пунктам Плана определен Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учрежденный Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 404 (далее – Фонд).

В 2013 году Фондом проведен IV Всероссийский конкурс «Ребенок должен жить в семье!» и выставка – форум «Вместе – ради детей!», подготовлены методические рекомендации по разработке мер по реализации Рекомендаций Комитета министров Совета Европы о политике в поддержку позитивного родительства; проведена общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми; обеспечена деятельность единого общероссийского телефона доверия, разработаны методические рекомендации по созданию банка инновационных региональных программ, методов и технологий работы в сфере защиты прав детей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ежегодно Фондом разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, в том числе на позитивное восприятие института устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также предусматривающих расширение доступа граждан к информации об этой категории граждан.

Фондом разрабатываются и реализуются программы и проекты, направленные на оказание социальных, психологических, педагогических, организационных и иных видов помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также на создание и развитие в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях системы поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В 2013 году выполнялись 12 собственных программ Фонда, из них 11 - совместно с субъектами Российской Федерации. В 2014 году запланировано проведение 32 мероприятий данной направленности.

Подпрограмма 4. Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Основное мероприятие 4.1. Обеспечение поддержки и развития деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

В рамках основного мероприятия по обеспечению поддержки и развития деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СО НКО):

  • предоставлены субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки СО НКО;
  • оказана финансовая поддержка на конкурсной основе СО НКО, которые реализуют программы по оказанию поддержки деятельности других СО НКО;
  • увеличены объемы целевых поступлений, получаемых СО НКО от коммерческих организаций и граждан.

обеспечены информационные, аналитические и методические меры по поддержке СО НКО. В частности, разработаны Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, Методические рекомендации по проведению конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.

Основные результаты, достигнутые в отчетном году

В 2013 году Министерством экономического развития Российской Федерации оказана поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по следующим основным направлениям:

предоставление на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Субсидии в общем объеме 630 млн. рублей предоставлены 49 субъектам Российской Федерации из 69 участвующих в конкурсном отборе;

предоставление на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для оказания информационной, консультационной, методической и организационной (в части содействия привлечению труда добровольцев) поддержки деятельности других социально ориентированных некоммерческих организаций. Субсидии в общем объеме 266,5 млн. рублей предоставлены 42 СО НКО (к конкурсу были допущены 514 заявок).

Характеристика вклада основных результатов в решение задач и достижение целей Госпрограммы

Реализация мероприятия внесла вклад в решение задач и целей Госпрограммы. В частности, в рамках задач Госпрограммы поддержано 17 организаций, осуществляющих деятельность по направлению «профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства», 7 организаций, осуществляющих деятельность по направлению «социальная адаптация инвалидов и их семей», 3 организации, осуществляющие деятельность по направлению «повышение качества жизни людей пожилого возраста».

Результаты реализации мероприятия соответствуют целям Госпрограммы в части создания условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки и повышения доступности социального обслуживания населения. Во многие социальные сферы произошел существенный приток добровольцев, происходит развитие и распространение технологий привлечения и работы с добровольцами.

Анализ факторов, повлиявших на ход реализации мероприятия

На ход реализации мероприятия существенное воздействие оказало принятие государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных программ поддержки СО НКО. Увеличилось число субъектов Российской Федерации, реализующих программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, с 7 в 2010 году до 57 в 2012 году, 66 – в 2013 году. Посредством этого механизма была обеспечена финансовая поддержка на конкурсной основе более 2 тыс. СО НКО на региональном уровне.

Вместе с тем, фактором успешности программы является требование по наличию регионального финансирования государственной программы поддержки СО НКО, а также правовых механизмов, предусматривающих различные виды поддержки СО НКО (финансовая, имущественная, предоставление налоговых льгот, информационная поддержка и другие), что также позволяет распределять финансовое бремя между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации оптимизировать положительный эффект подпрограммы. Наличие и размер федеральных субсидий субъектам Российской Федерации стимулирует появление регионального законодательства и региональных программ поддержки СО НКО.

Федеральное финансирование СО НКО также позволило СО НКО привлечь дополнительное софинансирование, в том числе от российских коммерческих организаций и граждан, выстроить партнерства СО НКО с местными и региональными органами власти в решении социальных проблем регионов и отдельных муниципалитетов, начать реализацию социальных проектов в новых субъектах Российской Федерации.

Анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры Госпрограммы

Фактическое влияние перечисленных факторов на результаты является положительным. Повысилась финансовая устойчивость организаций, получивших субсидии, начала формироваться инфраструктура поддержки сектора путем формирования ресурсных центров, оказывающих поддержку другим СО НКО.

Возможен рост конкуренции среди поставщиков на рынке оказания социальных услуг за счет создания и становления новых СО НКО в различных субъектах Российской Федерации. Ожидается увеличение участия СО НКО в выработке региональной политики в социальной сфере.

Меры государственного регулирования, предлагаемые к реализации в текущем году и плановом периоде

В текущем году и плановом периоде предлагается продолжить реализацию всех мер поддержки СО НКО, запланированных в соответствии с Госпрограммой, анализ результатов Мониторинга реализации мероприятий по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации, а также Мониторинг реализации программ социально ориентированных некоммерческих организаций, получателей субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

Также, в целях активизации уже принятого регионального законодательства (региональных программ поддержки СО НКО) целесообразно выделение дополнительных бюджетных средств на проведение обучающих мероприятий для представителей государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих поддержку СО НКО: в целях обмена лучшими практиками, оказания взаимной методической поддержки, а также консультирования по правовым механизмам реализации отдельных видов поддержки. Выполнение этой задачи может координироваться Минэкономразвития России.

Предложения по дальнейшей реализации Госпрограммы

Требуется сохранение финансирования подпрограммы на уровне не ниже утвержденного Госпрограммой от 27 декабря 2012 г. № 2553-р. (В соответствии с Федеральным законом произошло сокращение финансирования по направлению предоставления на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для оказания информационной, консультационной, методической и организационной поддержки с 280 млн. рублей до 266 млн. рублей в 2014-2016 гг.)

Предлагается продолжить реализацию мероприятия и увеличить его финансирование ввиду наличия незапланированных положительных результатов, выделить дополнительные средств на создание единого интегрированного информационно-технического ресурса поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, развитие его функциональных возможностей, в том числе с использованием современных средств коммуникации и визуализации, а также информационное обеспечение деятельности государственного регулятора и СО НКО.

Предлагается выделить отдельное направления расходования средств –на комплексную оценку эффективности и результативности расходования средств бюджета в рамках реализации Госпрограммы и подпрограммы.

Поскольку реализация мероприятия во многом опирается на государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также региональные программы поддержки СО НКО, целесообразно развитие соответствующих образовательных программ и курсов повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих, а также работников СО НКО.

Основное мероприятие 4.2. Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по социальной поддержке и защите граждан

В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций» (далее - Правила), субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минтруду России и Минздраву России на оказание поддержки получателям субсидий, в том числе на частичное возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности, направленной на решение социальных вопросов в соответствии с уставными целями, с распределением, утверждаемым ежегодно Правительством Российской Федерации.

Правилами предусматривается заключение соглашений между Минтрудом России, Минздравом России и получателями субсидий, а также ежеквартальное предоставление получателями субсидий в Минтруд России, Минздрав России отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, по форме и в порядке, которые устанавливаются Минтрудом России, Минздравом России.

Перечень получателей субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций и размер субсидий рассматривается Комитетом Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов и учитывается Минтрудом России при подготовке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о распределении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, на очередной год.

Предоставление субсидий позволяет направлять средства федерального бюджета на частичное возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности получателей субсидий, направленной на решение социальных проблем в соответствии с уставными целями, в том числе:

  • удовлетворение потребностей малообеспеченных и социально незащищенных слоев общества в медицинском обслуживании;
  • проведение комплексной реабилитации и восстановительного лечения инвалидов и участников войн и вооруженных конфликтов;
  • создание интегрированной системы помощи трудовой адаптации инвалидов;
  • реабилитация слепых с помощью собак-поводырей;
  • реабилитация детей с особенностями развития с помощью занятий по курсу канис-терапии;
  • подготовка специалистов в сфере предотвращения и разрешения трудовых, социальных и этнических конфликтов;
  • защита социально-экономических, трудовых, личных прав, чести и достоинства ветеранов и членов их семей, улучшение их материального благосостояния, жилищных условий, торгового, медицинского и других видов обслуживания;
  • организация учебно-воспитательной и психокоррекционной работы, направленной на восстановление социального статуса инвалидов по зрению;
  • профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и работников Федерации Независимых Профсоюзов России и созданных ею организаций, общероссийских профсоюзов, территориальных объединений организаций профсоюзов, профсоюзных организаций всех уровней, а также сотрудников иных органов и организаций, в том числе государственных, муниципальных, международных и иностранных;
  • установление и развитие связей и сотрудничества с национальными и международными общественными организациями и международными общественными организациями пенсионеров и ветеранов с целью широкого использования положительного опыта социального обеспечения и защиты интересов и прав пожилых людей;
  • проведения мероприятий по пропаганде общественной значимости труда.

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 17 декабря 2012 г. № 2417-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций».

В соответствии с распоряжением от 17 декабря 2012 г. № 2417-р «О распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций» (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 2418-р) объем предоставляемых субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций в 2013 году составил 1 138 193,9 тыс. рублей (в 2012 г. – 1 058 193,9 тыс. рублей).

II. Результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий в разрезе подпрограмм Программы и результаты реализации мероприятий федеральных целевых программ

Программа не содержит ведомственных и федеральных целевых программ.

Вместе с тем, сведения о выполнении основных мероприятий в разрезе подпрограмм Программы включены в состав Отчета.

III. Результаты реализации мер государственного и правового

регулирования

Оценка результатов реализации мер правового регулирования приведена в приложении к Отчету (таблица 19).

IV. Результаты использования бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных средств на реализацию мероприятий Программы

Сведения об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных средств на реализацию мероприятий Программы приведены в приложениях к Отчету (таблица 20).

V. Информация о внесенных изменениях в Программу

В 2013 году не осуществлялось внесений изменений в Программу.