Одним из ключевых направлений деятельности Минтруда России является профилактика коррупции. Так, в соответствии с актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минтруд России на регулярной основе проводит мониторинг и анализ практики применения антикоррупционного законодательства, подготовку методических рекомендаций, разъяснений, обзоров, осуществляет организацию и участие в различных просветительских мероприятиях (совещания, круглые столы, конференции), посвященных вопросам повышения эффективности противодействия коррупции, соблюдения государственными и муниципальными служащими установленных ограничений, запретов и требований, норм этики. Данные методические и информационные материалы размещаются на официальном сайте министерства и доступны в подразделе «Политика в сфере противодействия коррупции».

Кроме того, Минтрудом России с 2009 года на системной основе проводится централизованное обучение федеральных гражданских служащих по вопросам, связанным с противодействием коррупции. В 2017 году 1120 гражданских служащих прошли повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам «Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений» и «Вопросы выявления и предотвращения случаев подкупа иностранных должностных лиц, фактов составления ложной отчетности».

В рамках совершенствования антикоррупционного законодательства в 2017 году министерство подготовило проекты нормативных правовых актов:

  1. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях», в котором предусматриваются меры защиты государством лиц, уведомивших представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о коррупционных правонарушениях, совершенных в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях. Законопроектом предусмотрена защита от неправомерного увольнения, а также от ущемления прав и законных интересов лица, уведомившего о коррупционном правонарушении, в течение двух лет с даты регистрации уведомления о коррупционном правонарушении, а в случае участия указанного лица в уголовном судопроизводстве также меры защиты, применяемые в соответствии с федеральными законами «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Законопроект находится на рассмотрении в Федеральном собрании Российской Федерации.
  2. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением запрета на получение вознаграждений и подарков отдельными категориями лиц», предусматривающий совершенствование положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации, регламентирующих запрет на получение вознаграждений и подарков. В настоящее время законопроект проходит согласование с заинтересованными федеральными государственными органами и организациями.
  3. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части унификации системы ограничений, связанных с получением почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия», подготовленный с целью обеспечения единообразия системы ограничений на принятие званий, наград и иных знаков отличия лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими, отдельными категориями работников Центрального банка Российской Федерации. Законопроект внесен в Правительство Российской Федерации.
  4. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия», который внесен в Правительство Российской Федерации.

Кроме того, в рамках текущей деятельности в 2017 году министерство подготовило:

  • Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год);
  • Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям;
  • Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией;
  • Методические рекомендации по проведению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • Методические рекомендации для проведения мониторинга размещения на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» актуальной информации о мерах по профилактике и противодействию коррупции;
  • Методику оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
  • Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции;
  • Примерное положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственной корпорации (компании), публично-правовой компании.

Также министерством на системной основе проводятся следующие мониторинги:

  • хода реализации мероприятий по противодействию коррупции;
  • хода выполнения мероприятий, предусмотренных планами по противодействию коррупцию федеральных органов исполнительной власти;
  • выполнения установленных законодательством Российской Федерации ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц;
  • выполнения федеральными государственными органами, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями (компаниями) пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 года № 613;
  • реализации программных мероприятий, поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Деятельность Минтруда России в пределах компетенции направлена на создание условий для действенного функционирования правовых и организационных механизмов профилактики коррупции.