Как сообщил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, вопросы электронного кадрового документооборота Минтруд России прорабатывает в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости».

«Эти комплексные вопросы затрагивают интересы и права 58,7 млн человек, работающих по найму в юридических лицах, и около 4,7 млн юридических лиц. Поэтому работа ведется с участием работодателей и профсоюзов», – отметил Максим Топилин.

Он рассказал, что министерство прорабатывает тему электронного кадрового документооборота по нескольким направлениям, но первоочередное – подготовка законопроекта об учете данных о трудовой деятельности работников в электронном виде, так называемая электронная трудовая книжка.

«Электронная трудовая книжка основана на имеющейся инфраструктуре и отчетности Пенсионного фонда России. Этот проект предусматривает дополнение информационной системы ПФР с 2020 года данными о трудовой деятельности гражданина – например, сведениями о приеме на работу, переводах, увольнениях работника, его образовании, – рассказал Министр. – В следующем году предусматривается переходный период, когда работодатели должны будут внести изменения в локальные нормативные акты, подготовить программно-технические средства для подготовки к передаче в ПФР информации в режиме онлайн и проинформировать работников о новых положениях Трудового кодекса».

При этом, по словам Максима Топилина, срок ведения бумажных книжек не ограничивается, учитывая различия в характере трудовой деятельности, готовность работодателей и работников, их волеизъявление.

«Если работник согласен на ведение сведений только в электронном виде, работодатель имеет право выдать трудовую книжку на бумажном носителе на хранение работнику и не вести ее в дальнейшем», – отметил глава Минтруда России.

«Преимущества предлагаемого подхода: сохранность персональных данных в ПФР, снижение издержек работодателя и работника при трудоустройстве за счет удобства и скорости получения информации, дополнительные возможности трудоустройства для удаленных работников», – подчеркнул Министр.

Максим Топилин также сообщил, что, по данным социологических исследований, относительно отмены бумажного формата трудовых книжек нет единой позиции. «Предпочтения работающего населения разделились поровну: 49 % выступают за электронную версию трудовых книжек, 51 % являются сторонниками традиционного формата. Среди молодых работников преобладает выбор в пользу цифрового формата данных – за него выступают 60 % работников в возрасте до 35 лет», – рассказал он.

Помимо законопроекта об электронной трудовой книжке Минтруд России ведет работу по формированию  подходов  и определению сроков для внедрения норм,  дающих  работодателю право ведения кадрового документооборота в электронном виде.

«С апреля 2018 года Минтруд России совместно с работодателями и профсоюзами начал  эксперимент  по  апробации  механизма ведения  кадровых документов в электронной форме  и  взаимодействия  с работниками, а  также  подготовку предложений  по  оптимизации перечня документов, которые работодатель обязан вести в соответствии с законодательством, – сообщил Министр. – Завершение эксперимента планируется  в ноябре 2018 года.  По  его итогам будут подготовлены предложения и определены этапы внедрения соответствующих норм». В эксперименте принимают участие такие крупные компании как  АО «Северсталь Менеджмент», ООО «СИБУР», ПАО «Татнефть»им. В.Д. Шашина, ПАО «Мечел», ОАО «Российские железные дороги», ПАО «АВТОВАЗ» и другие, представители банковского сектора – ПАО «РОСБАНК», АО «АЛЬФА-БАНК», АО «Газпромбанк».

Также, по словам Министра, прорабатываются предложения по механизму электронного обмена данными между работодателями и инспекциями по труду (электронный надзор).

С учетом необходимости защиты прав работников и обеспечения баланса интересов сторон трудовых отношений при подготовке предложений по применению цифровых технологий в сфере труда предлагаются следующие  принципы:

  • работник не должен нести  расходы, связанные с  ведением в организации документов только в электронном виде;
  • не должны  быть  снижены гарантии работников и допускаться  дискриминация, то есть ограничения приема на работу в зависимости от наличия электронных устройств у гражданина.

«При этом работодатель самостоятельно  принимает  решение, в какой форме ведутся кадровые документы, то есть ему предоставляется право, а не вводится  обязанность ведения кадровых документов  в электронном виде», – отметил Максим Топилин.