Заместитель министра труда и социальной защиты России Любовь Ельцова сообщила, что Минтруд России готовит поправки  в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде.

Предполагается, что работодатели будут направлять в Пенсионный фонд России в электронном виде сведения о трудовой деятельности работников, то есть о приеме на работу, переводе на другое рабочее место, увольнении. При этом, как отметила замминистра, у работников будет возможность в любое время видеть в личном кабинете на портале госуслуг записи, которые произвел работодатель, а также направлять свои данные в электронном виде, например, при трудоустройстве, в том числе для работы дистанционно в другой местности.

«Минтруд России предлагает принять законопроект о так называемой “электронной трудовой книжке”  в следующем году», – рассказала Любовь Ельцова, отметив, что этот проект является масштабным, поскольку затрагивает работодателей всех форм собственности.

Она также сообщила, что Минтруд России совместно с крупными работодателями провел эксперимент по переводу в электронную форму документов и сведений о работнике по вопросам трудовых отношений. К таким документам относятся трудовые договора, оформление отпусков и командировок, ведение учета рабочего времени, документы по охране труда и пр. Пилотный проект был реализован  на площадках ОАО «РЖД», АО «Газпромбанк», ПАО «АВТОВАЗ», ПАО «Ростелеком», ПАО «Мечел», АО «Северсталь Менеджмент», ООО «СИБУР», АО «АЛЬФА-БАНК», ПАО «РОСБАНК», ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, ООО «Агроторг».

По словам Любови Ельцовой, участники эксперимента говорят о  необходимости законодательного закрепления унифицированных требований к универсальной усиленной квалифицированной подписи (УКЭП), обеспечивающих возможность ее использования в рамках любых правоотношений. Кроме того, по их мнению, ведение кадрового документооборота исключительно в электронном виде возможно при условии снижения стоимости приобретения и использования электронной цифровой подписи, поскольку работодатели будут приобретать ее за счет собственных средств. Замминистра отметила, что в настоящее время стоимость УКЭП составляет в среднем от 1 до 5 тысяч рублей на человека ежегодно.

«Ведение ряда документов только в электронном виде при рассмотрении споров в судебных органах или при проверках контрольно-надзорных органов, по мнению бизнеса, создает высокие риски привлечения работодателей к ответственности. Проблемы при утере работодателем информации на электронных носителях, ошибки программного обеспечения при передаче и обработке данных в электронном виде могут также привести к принятию неправомерных решений контрольно-надзорными органами», – подчеркнула замглавы Минтруда. Она также отметила, что работнику также  будет затруднительно защитить свои права и гарантии при потере информации из корпоративных систем работодателя в случае ведения кадрового документооборота только в электронном виде.

«По итогам эксперимента с  учетом высказанных предложений бизнес-сообщества и мнения представителей работников Минтруд России планирует в 2020 году разработать законопроект о ведении кадрового документооборота в электронном виде», – заключила Любовь Ельцова.