• Выплата и назначение пенсий
    • В ПФР предлагают отказаться от перерасчета, который мне как работающему пенсионеру каждый год делают. Это выгодно?
      Ответ
      - Отказ от перерасчета - это всего лишь его перенос на другую дату по вашему желанию. К примеру, если вас по какой-либо причине не устраивает, что перерасчет производится в августе, вы можете подать в ПФР заявление об отказе от корректировки. При этом за вами сохраняется право подать заявление о перерасчете через 12 полных месяцев после назначения трудовой пенсии или со дня предыдущей корректировки. Сколько именно составит прибавка к пенсии в результате этого перерасчета - сумма сугубо индивидуальная. Ведь ее размер зависит не только от зарплаты работающего пенсионера, но и от его возраста. Чем дольше вы работаете, находясь на пенсии, тем меньше количество лет, на которые будет делиться сумма уплаченных взносов, в результате чего прибавка к пенсии будет больше.
    • В прошлом году назначили пенсию. Нашла время, чтобы обратиться за выплатой накоплений. Что для этого надо?
      Ответ
      - Первое: вы должны иметь право на назначение трудовой пенсии или, как в вашем случае, уже быть пенсионером. И второе - у вас должны быть средства пенсионных накоплений, зафиксированные на индивидуальном счете в ПФР. У кого они есть? У граждан 1967 года рождения и моложе, а также у мужчин 1953-1966 и женщин 1957-1966 годов рождения, за которых в период с 2002 по 2004 г. работодатель уплачивал страховые взносы на накопительную часть. Обращаться за выплатой накоплений нужно в ПФР или негосударственный пенсионный фонд, если ваши пенсионные накопления формируются в НПФ. Стоит отметить, что если пенсионные накопления составят 5% и менее по отношению к общему размеру вашей трудовой пенсии, то они будут выплачены единовременно.
    • Скоро на пенсию. В ПФР дали список документов, которые я должна им принести. Разве они не должны эти бумаги сами запрашивать?
      Ответ
      - Большая часть документов, необходимых для назначения трудовой пенсии, относится к документам личного хранения. И по закону будущий пенсионер должен представить их в ПФР самостоятельно, так же как и документы, подтверждающие стаж. При необходимости сотрудники ПФР могут сделать запрос в архив (зачастую единственный источник, подтверждающий трудовую деятельность), оказать содействие в направлении запросов бывшим работодателям. ПФР может запрашивать некоторые документы у других органов власти. Например, справку из службы занятости о получении пособия по безработице.
    • Уже после назначения пенсии нашла документы, подтверждающие более высокий заработок. В ПФР размер пенсии пересчитали, но недополученное ранее отказались выплатить. Почему?
      Ответ
      - При появлении новых данных, влияющих на размер пенсии, делается перерасчет, и в новом размере ее выплачивают с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о пересчете. О доплате за прошлое время речи не может идти. Кстати, перерасчет пенсии с учетом новой информации возможно делать неоднократно.
  • Социальная защита населения
    • Каков порядок предоставления скидки многодетной семье на оплату жилищно-коммунальных услуг?
      Ответ
      В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга должны установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории. Согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей). Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. По вопросам предоставления скидки многодетной семье от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, многодетной семье необходимо обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства.
    • На какие меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг имеют право граждане из подразделений особого риска, ставшие инвалидами?
      Ответ
      В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действий Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» гражданам из подразделений особого риска, ставшим инвалидами, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 27.1, статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой), частями первой - третьей статьи 39 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно пункту 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»») гражданам из подразделений особого риска, ставшим инвалидами, гарантируется: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг данной категории переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
    • Какие меры социальной поддержки предоставляются труженикам тыла?
      Ответ
      В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
    • На какие меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг имеют право инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов?
      Ответ
      В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Согласно статье 28.2. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
    • Предусмотрены ли законодательством Российской Федерации меры поощрения многодетных родителей?
      Ответ
      В целях поощрения граждан Российской Федерации за большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. № 775 учрежден орден «Родительская слава». Указанным орденом награждаются родители (усыновители), состоящие в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния, либо, в случае неполной семьи, один из родителей (усыновителей), которые воспитывают или воспитали семерых и более детей - граждан Российской Федерации в соответствии с требованиями семейного законодательства Российской Федерации. При награждении орденом «Родительская слава» установлено единовременное денежное поощрение. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 утверждено положение о медали ордена «Родительская слава». Медалью ордена «Родительская слава» награждаются родители (усыновители), воспитывающие или воспитывавшие четырех и более детей - граждан Российской Федерации в соответствии с требованиями семейного законодательства. Награждение медалью «Родительская слава» производится при условии, что представленные к награде родители (усыновители) образуют социально ответственную семью, ведут здоровый образ жизни, обеспечивают надлежащий уровень заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полное и гармоничное развитие их личности, подают пример в укреплении института семьи и воспитании детей. Ходатайства о награждении орденом возбуждаются руководителями органов местного самоуправления, согласовываются в установленном порядке с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, субъекты Российской Федерации в качестве поощрения многодетных матерей (отцов, семей в целом) устанавливают свои награды, а также льготы и денежные выплаты в связи с награждением ими, что и реализуется во многих регионах.
    • Имеют ли право на получение государственных пособий иностранные граждане и лица без гражданства?
      Ответ
      Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение государственных пособий, в случае если они: постоянно проживают на территории Российской Федерации; временно проживают на территории Российской Федерации и подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
    • В какие сроки можно обратиться за назначением государственных пособий гражданам, имеющим детей?
      Ответ
      В соответствии со статьей 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка – не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком – не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. В соответствии с указанной статьей Федерального закона единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначается в случае обращения за ним не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.
    • На какие виды государственных пособий имеют право женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, и куда за ними обращаться?
      Ответ
      В соответствии с положениями Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования имеют право на следующие виды государственных пособий: 1) государственное пособие по беременности и родам. Пособие выплачивается в размере стипендии по месту обучения при предоставлении справки медицинского учреждения. Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов; 2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам при предоставлении справки медицинского учреждения о постановке на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности (до двенадцати недель); 3) единовременное пособие при рождении ребенка, которое выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства; 4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до исполнения ему возраста полутора лет. Выплачивается обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, находящимся в отпуске по уходу за ребенком. В случае, когда обучающимся отпуск по уходу за ребенком не оформлялся, возможность получения пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет положениями указанного Федерального закона не установлена. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет (с учетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам) в органах социальной защиты населения по месту жительства. Статьей 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
    • Какие виды пособий предусмотрены для лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию, и куда следует обратиться за выплатой пособия?
      Ответ
      Право на государственные пособия гражданам, имеющим детей, устанавливается Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, имеют право на единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. За получением данных пособий указанной категории граждан следует обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства, пребывания или фактического проживания. Кроме того, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» дополнительно к государственным пособиям субъектами Российской Федерации семьям, воспитывающим детей, устанавливаются региональные пособия, размер, порядок назначения, индексации и выплаты которых регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
    • В какие сроки лицо, получившее сертификат на материнский (семейный) капитал, может воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала?
      Ответ
      В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. До достижения трехлетнего возраста ребенком можно распорядиться средствами материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией. При этом перевод средств (части средств) материнского (семейного) капитала осуществляется не позднее чем через два месяца с даты вынесения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации решения об удовлетворении заявления о распоряжении этими средствами.
    • Может ли гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами Российской Федерации, получить государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и куда ему обратиться за реализацией данного права?
      Ответ
      Да, может, так как право на получение сертификата распространяется на всех граждан Российской Федерации, независимо от их места жительства. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, для подачи заявления обращаются непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе по почте. При наличии регистрации по месту жительства или месту пребывания заявление подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации.
    • Кто имеет право на материнский (семейный) капитал?
      Ответ
      Право на получение материнского (семейного) капитала возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка или последующих детей, имеющих гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года. Право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях) в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
    • Можно ли получить звание «Ветеран труда», если есть длительный трудовой стаж, но нет государственных и ведомственных наград?
      Ответ
      В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются: лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Присвоение звания «Ветеран труда» только при наличии длительного трудового стажа Федеральным законом «О ветеранах» не предусмотрено. Вместе с тем, субъекты Российской Федерации могут самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки гражданам, проживающим на их территории и имеющим продолжительный трудовой стаж, на основании законов субъектов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Вопросы принятия законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Минтруд России не наделен полномочиями давать разъяснения по применению законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
    • Можно ли будучи инвалидом получать меры социальной поддержки, предусмотренные ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий?
      Ответ
      Социальная поддержка инвалидов регулируется Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и некоторыми другими законодательными и нормативными правовыми актами. Порядок сохранения мер социальной поддержки, установленных инвалидам, определен статьей 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с данной статьей, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты). Вопросы социальной поддержки жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов Великой Отечественной войны из числа тружеников тыла с 1 января 2005 года отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют меры социальной поддержки, а также объем и порядок их предоставления данным категориям граждан на основании законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Минтруд России не может комментировать соответствие конституционным нормам законодательных актов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, с учетом разграничения полномочий, есть основания полагать, что механизм предоставления льгот, установленных законами субъекта Российской Федерации, должен устанавливаться, в том числе и в части их получения при наличии права на предоставление различных льгот по разным основаниям, законодательными актами субъектов Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, по данному вопросу необходимо обращаться в Управление социальной защиты населения по месту жительства.
    • Почему меры социальной поддержки жертв политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла в разных регионах отличаются?
      Ответ
      Вопросы социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны из числа тружеников тыла Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с 1 января 2005 года отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых ими в соответствии с нормами вышеуказанного закона. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют объём и порядок предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан с учетом региональных особенностей и возможностей.
    • Как получить статус ветерана Великой Отечественной войны – труженика тыла?
      Ответ
      Лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, отнесены подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» к категории ветеранов Великой Отечественной войны. Вопросы социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны из числа тружеников тыла Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с 1 января 2005 года отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых ими в соответствии с нормами вышеуказанного закона. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют объём и порядок предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан. Реализация мер социальной поддержки лиц, работавших в тылу в период Великой Отечественной войны, осуществляется по предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного постановлением Совета Министров СССР от 12 мая 1988 г. № 621 или постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. № 1122. Выдача удостоверения осуществляется по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение либо государственными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Основанием для выдачи указанного удостоверения являются трудовые книжки, справки архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт работы в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо удостоверения о награждении орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. При невозможности документального подтверждения факта работы в тылу в период Великой Отечественной войны, указанный факт может быть установлен в судебном порядке в соответствии со статьей 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе на основании свидетельских показаний. Кроме того, статьей 7 указанного Федерального закона лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, отнесены к ветеранам труда. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», а также объем мер социальной поддержки, предусмотренный данной категории граждан, определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
    • Какие меры социальной поддержки предусмотрены ветеранам боевых действий?
      Ответ
      Федеральным законом «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки по пенсионному обеспечению; по обеспечению жильем; по оплате жилья (в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим); по установке квартирного телефона; при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; по обслуживанию в поликлиниках и других медицинских учреждениях, по оказанию медицинской помощи; по обеспечению протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями; при получении ежегодного отпуска; при пользовании всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, при приобретении билетов на все виды транспорта; при прохождении обучения на курсах переподготовки и повышения квалификации, а также при приеме для обучения в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, при поступлении им назначается специальная стипендия. С 1 апреля 2012 года размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», составляет 2 109,80 руб. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации ежегодно с 1 апреля в зависимости от установленного на очередной год уровня инфляции. Кроме того, взамен части ежемесячной денежной выплаты Федеральным законом от 17 января 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено получение набора социальных услуг, который включает в себя обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, проезд в междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
    • Какая социальная поддержка предусмотрена военнослужащим, проходившим военную службу в период Великой Отечественной войны в частях, не входивших в состав действующей армии?
      Ответ
      Военнослужащие, проходившие военную службу в частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5- ФЗ «О ветеранах» (подпункт «з» пункта 1 статьи 2) отнесены к участникам Великой Отечественной войны, им установлены меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 указанного Федерального закона. На основании Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны. Меры социальной поддержки инвалидов войны определены статьей 14 указанного Федерального закона. По вопросу выплаты ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов войны с 1 января 2005 года сообщается, что Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. № 409-О «Об отказе в удовлетворении ходатайства Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. № 89-О» Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил позицию Пенсионного фонда Российской Федерации о применении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. № 89-О с даты его провозглашения.
    • Предоставляются ли меры социальной поддержки гражданам, которые в несовершеннолетнем возрасте находились в партизанских отрядах?
      Ответ
      Отношения, связанные с установлением статуса и социальной защитой ветеранов регулируются Федеральным законом «О ветеранах», которым установлены категории ветеранов, а также объем предоставляемых им мер социальной поддержки. При этом наибольшая социальная поддержка предусмотрена участникам Великой Отечественной войны, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях на фронте. Указанным Федеральным законом партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, отнесены к категории участников Великой Отечественной войны. Реализация мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны осуществляется по предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. № 907 или постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. № 1122. Выдача указанных удостоверений производится по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации на основании документов, подтверждающих участие деятельности партизанских отрядов и соединений, участие в деятельности подпольных организаций, действовавших в период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, или участие в боевых действиях в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований на территориях других государств. Установление особого статуса для граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории действия партизанских отрядов, и предоставление им в связи с этим мер социальной поддержки законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
    • Кто из членов семей погибших (умерших) ветеранов имеет право на меры социальной поддержки?
      Ответ
      Отношения, связанные с социальной защитой членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий регулируются Федеральным законом «О ветеранах», которым установлены категории ветеранов, а также объем предоставляемых мер социальной поддержки ветеранам и членам их семей. В соответствии со статьей 21 указанного Федерального закона меры социальной поддержки предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, а также ветерана боевых действий, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, не вступившим в повторный брак супругам погибшего (умершего) инвалида войны и участника Великой Отечественной войны, а также супругам погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившим в повторный брак и проживающим одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Указанные меры социальной поддержки распространяются также на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей, и членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
    • Как получить звание «Ветеран труда»?
      Ответ
      В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются: лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В правоприменительной практике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о присвоении звания «Ветеран труда» либо отказе в его присвоении, ориентируются на те ведомственные знаки отличия в труде, которые учреждались решениями государственных структур, входящих в систему органов государственной власти союзного и республиканского статуса. При этом ведомственные награды принимаются к рассмотрению, если они отвечают следующим требованиям: 1. Решение о награждении лица, имеющего трудовые заслуги, принято министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем), директором федеральной службы (его заместителем) или коллегией министерства, государственного комитета, федеральной службы. 2. Почетные грамоты принимаются как основание для признания граждан ветеранами труда только в том случае, когда на них присутствует печать ведомства и подпись руководителя федеральной или государственной службы. 3. Благодарности и дипломы принимаются как основание для признания граждан ветеранами труда только в случаях, когда они отнесены к ведомственным знакам отличия в труде приказом соответствующего ведомства, федеральной или государственной службы и на них присутствует печать и подпись руководителя ведомства, федеральной или государственной службы. Одновременно сообщаем, что субъекты Российской Федерации в зависимости от финансовых возможностей и региональных особенностей могут самостоятельно принимать решения о возможности увеличения контингента получателей мер социальной поддержки путем расширения условий присвоения звания «Ветеран труда». Учитывая изложенное, для получения звания «Ветеран труда» необходимо обращаться в органы исполнительной власти по месту жительства.
    • Каков порядок оказания материальной помощи гражданину, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации?
      Ответ
      В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Для решения вопроса оказания материальной помощи необходимо обратиться в органы исполнительной власти по месту проживания.
    • В каком порядке обеспечиваются жильем члены семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны?
      Ответ
      Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусматривается обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем один раз (независимо от даты постановки на учет и имущественного положения), нуждающихся в улучшении жилищных условий участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв. метра. Указанная мера социальной поддержки предоставляется нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) участника и инвалида Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются: 1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; 2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем граждан, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. На указанные органы возложено также определение формы предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем и порядка предоставления жилых помещений. Принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства. К заявлению следует приложить необходимые документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки.
    • Каков порядок предоставления мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий инвалидов?
      Ответ
      В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 817. согласно норме статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства. К заявлению следует приложить необходимые документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки.
    • Какой существует порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам боевых действий по улучшению жилищных условий, вставшим на учет по улучшению жилищных условий после 1 января 2005 года?
      Ответ
      Согласно пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации
    • Какие меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются ветеранам боевых действий?
      Ответ
      Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. Полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения ветеранам боевых действий переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок и форма предоставления указанных мер социальной поддержки ветеранам боевых действий определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг ветеранам боевых действий Федеральным законом «О ветеранах» не предусмотрено.
    • Каков порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда?
      Ответ
      В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют объем и порядок предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан.
  • Программа софинансирования пенсионных накоплений
    • Как вступить в программу софинансирования пенсии
      Ответ
      С января 2009 года вы можете вступить в программу софинансирования пенсионных накоплений. Государство будет ежегодно софинансировать ваши дополнительные пенсионные взносы в пределах от 2000 до 12000 рублей включительно, в течение 10 лет с момента оплаты первого взноса. Стать участником Программы можно до 1 октября 2013 года. На нашем блоге вы могли прочитать о том, что пенсионный возраст не будет повышаться. В этой записи уже был частично затронут вопрос софинансирования пенсии. Теперь я подробнее расскажу об особенностях программы. Надеюсь, информация из первых рук поможет вам сориентироваться и сделать осознанный выбор. Не трудно посчитать, что в краткосрочной перспективе, наибольшую выгоду получают те, кто собирается выходить на пенсию в ближайшие 10 лет. Примерные расчеты экономической эффективности можно посмотреть здесь. Для более молодых людей программа софинансирования – ступенька на пути к осознанному участию в формировании дополнительных пенсионных накоплений. То, что программа рассчитана на 10 лет не значит, что после ее окончания накопления перестанут работать. Напротив, основной смысл– их постоянное приумножение вплоть до выхода человека на пенсию. В большинстве стран с устойчивой и успешной пенсионной системой обязательное государственное пенсионное обеспечение гарантирует лишь некоторый минимум, на уровне примерно 40% от утраченного заработка. Если же человек хочет большего – он участвует в программах дополнительного пенсионного обеспечения. А теперь подробнее об одной из них, причем одной из самых выгодных. Ведь государство, фактически, удваивает внесенные вами средства. Рис. 1 "Схема софинансирования" Если вы всерьез задумываетесь над возможностью стать активным участником процесса формирования своей будущей пенсии, то первое что стоит сделать – выбрать организацию, которой вы доверите управление накопленными средствами. Есть три варианта: Негосударственный пенсионный фонд Управляющая компания Государственная управляющая компания (Внешэкономбанк) Следующий шаг – подача заявления. Его бланк можно найти на официальном сайте ПФР или получить в территориальном органе Пенсионного фонда. Подать заявление можно самостоятельно, обратившись в отделение Пенсионного фонда по месту жительства. Также это можно сделать через своего работодателя или организации, с которыми ПФР заключил соглашение о взаимном удостоверении подписей. Это банки (включая Сбербанк России), негосударственные пенсионные фонды, Почта России и др. Полный список таких организаций можно найти ТУТ. Если вы решили подавать заявление лично, то при себе необходимо иметь паспорт и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Если вы отправляете заявление по почте – оно должно быть заверено. Уплаченные вами взносы отражаются в специальной части вашего индивидуального лицевого счета в ПФР и направляются на инвестирование в организацию, которую вы выбрали. Определять и менять размер своих взносов, а также прекращать или возобновлять выплаты вы вправе сами, в любое удобное для вас время. Вы можете лично внести средства, воспользовавшись услугами любой кредитной организации. Обратите внимание, что если вы сами подали заявление в ПФР, то и отчитываться об уплате взносов придется самостоятельно, иначе ПФР не сможет узнать, что деньги пришли именно от вас и должны быть зачислены на ваш именной счет. Не позднее 20 дней со дня окончания квартала вам следует предоставлять копии платежных документов в ПФР. Также передать документы, подтверждающие уплату взносов, можно через одну из организаций, с которыми у ПФР есть договор о взаимном удостоверении подписей (список организаций). Если взносы платит работодатель, то с вашей зарплаты ежемесячно будет удерживаться та сумма, которую вы выбрали. В этом случае работодатель сам будет ежеквартально предоставлять отчетность в ПФР. В программе созданы особые условия для людей, которые достигли общеустановленного пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет), но не обратились в Пенсионный фонд за назначением трудовой пенсии. Для них объем государственного софинансирования увеличивается в четыре раза (но не превышает 48000 рублей в год). То есть, если вы перечислили 12000 рублей в год, то, с учетом взноса государства, за год ваш индивидуальный пенсионный счет увеличится на 60000 рублей. В программе также предусмотрено участие вашего работодателя, по его желанию. Это дает ему ряд дополнительных преимуществ: Освобождение от уплаты единого социального налога в размере производимого софинансирования (в пределах 12000 рублей на одного работника в год) Суммы софинансирования включаются в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Средства, накопленные в рамках программы государственного софинансирования пенсии, выплачиваются правопреемникам в случае смерти участника программы софинансирования до момента назначения ему пенсии. Правопреемники смогут получить суммы, перечисленные самим участником и работодателем, суммы софинансирования со стороны государства, а также доход, полученный от инвестирования пенсионных накоплений.
    • В чем причина необходимости отчитываться в ПФР (при самостоятельной подаче заявления об участии в программе софинансирования)?
      Ответ
      Платежи поступают в бюджетную систему на счета Пенсионного фонда в Казначействе. Оно, в свою очередь, ежедневно предоставляет реестр поступлений в Пенсионный фонд, но никогда - сами платежки, где все подробно расписано, в том числе назначение платежа. В случае с юридическим лицом, если бухгалтер ошибся и указал неверный код бюджетной классификации - платеж возвращается Казначейством на счет плательщика. С физическими лицами, у которых счета нет, такой подход неприемлем. Поэтому на ПФР законодателями возложена огромная нагрузка по идентификации платежей и сопоставлению поступлений на счет в Казначействе с подтверждающими документами, чтобы ни один платеж в бюджетную систему не пропал и права граждан были бы реализованы в полном объеме.
    • Что именно будет происходить с накопительной частью пенсии по выходу на пенсию молодого поколения?
      Ответ
      Сейчас готовится законопроект о финансировании выплаты накопительной части трудовой пенсии. Накопительный компонент встроен в систему обязательного социального страхования, и другой возможности кроме бессрочной ненаследуемой выплаты за счет средств пенсионных накоплений, по одинаковым и заранее определенным для всех нормам не существует. Так как накопительная часть - часть трудовой пенсии по старости, и должна подчиняться общим правилам для этого страхового обеспечения. Поэтому разрабатывается Концепция развития накопительного пенсионного страхования, в которой и будут предусмотрены четкие механизмы наследования и выплаты накопительной пенсии и гарантий по страхованию рисков, связанных с инвестированием пенсионных накоплений, при условии, что этот вид страхования в его обязательной части будет организационно выведен из системы социального страхования. Недавно Проект концепции был представлен в Правительство РФ. Вместе с тем, еще до принятия концептуальных решений закон о выплате накопительной части трудовой пенсии из ПФР и накопительной пенсии из негосударственных пенсионных фондов за счет средств пенсионных накоплений должен быть подготовлен и принят в этом году.
    • На какую именно часть пенсии влияет софинансирование: страховую, накопительную?
      Ответ
      Софинансирование является программой формирования пенсионных накоплений и увеличит накопительную часть пенсии. Вступая в программу, человек заботится о получении в будущем дохода сверх пенсионного обеспечения, которое получит по программе обязательного пенсионного страхования. Отличие софинансирования от стандартных продуктов дополнительного пенсионного страхования в том, что государство удваивает вложенные деньги. Причем у участника программы есть выбор: доверить управление накоплениями как государственной управляющей компании в лице ВЭБа, так и негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям.
    • Будут ли взносы на софинансирование индексироваться с учетом уровня инфляции?
      Ответ
      Нет, программа софинансирования - добровольный вклад в свое будущее. Государство обязалось перечислять на счет столько же, сколько внес сам человек, но не больше 12000 рублей в год. Доходность накапливаемых средств - это результат их инвестирования.
    • Какие документы надо предоставить в налоговую инспекцию для получения социального вычета (при личном участии в программе)?
      Ответ
      Необходимо представить копии квитанций о перечислении взносов и копию письма из ПФР, которое пришло после вступления в программу софинансирования.
    • Какие налоговые преференции есть у работодателей, участвующих в программе?
      Ответ
      Работодатель освобождается от уплаты страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования с сумм взносов по программе софинансирования, но не более 12 тыс.рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого такие взносы уплачены. Также, при расчете налога на прибыль в расходы списываются суммы, вносимые работодателем в программу за своих работников, но не более, чем 12% от фонда оплаты труда.
    • Есть ли какие-то ограничения для вступления в программу?
      Ответ
      Участвовать в программе могут все граждане Российской Федерации. В том числе и люди, не имеющие накопительной части пенсии (старше 1967 года рождения) и неработающие граждане.
  • Вопросы занятости населения
  • Вопросы по трудовому законодательству
  • Информатизация социально-трудовой сферы
    • Возможна ли реализация прав граждан, отказавшихся по религиозным убеждениям от использования электронных идентификационных документов (электронная социальная карта), а также других цифровых идентификационных документов (в частности свидетельства ИНН), на льготное социальное обслуживание?
      Ответ
      Поднятые в обращении вопросы внедрения унифицированной многофункциональной социальной карты представляются исключительно актуальными и важными. Проводимая в настоящее время реформа государственного управления имеет ярко выраженную социальную направленность и предполагает значительное повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям с использованием современных методов и технологий информационного взаимодействия. Такая постановка целей призвана оправдать многолетние ожидания российского общества по радикальному сокращению очередей граждан за получением многочисленных бумажных документов и справок, а также связанных с этим коррупционных проявлений, что может быть достигнуто в том числе за счет введения процедур дистанционного электронного взаимодействия населения и предпринимательских структур с органами власти в рамках предоставления государственных услуг. При этом граждане и организации должны быть надежно защищены от халатности чиновников или преступных посягательств мошенников в отношении прав, зафиксированных не только в традиционных бумажных документах, но и при переводе этих документов в электронную форму. Этим целям служат, в том числе и унифицированные социальные карты, создаваемые на основе самых передовых информационных технологий. Именно они обеспечивают адресность при предоставлении государственных услуг, например льгот. В настоящее время отсутствует федеральный закон, определяющий виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. Однако уже сегодня общегражданский паспорт содержит персональные данные гражданина Российской Федерации в регламентированном составе. Данные по всем паспортам хранятся и обрабатываются в информационных системах органов внутренних дел. Можно отметить, что каждый бланк паспорта имеет соответствующий номер, состоящий из 3 групп цифр - всего 10 цифр. Таким образом, номер паспорта идентифицирует не человека, а персональные данные, отраженные в выданном бланке паспорта. И этот номер сегодня используется повсеместно, не вызывая сомнений в его целесообразности, например, при поселении в гостинице или при получении государственных услуг. В вопросе также предполагается, что социальный идентификационный номер будет заменять имя гражданина во всех общественных отношениях. Однако в соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. Аналогичный подход, исключающий применение понятия «личный код», будет использован и в рамках законопроектной деятельности по направлению внедрения социальных карт. В этом контексте будет применяться принцип добровольного получения гражданами социальных микрочиповых карт при сохранении выдачи справок и документов в традиционном, хотя и неудобном, бумажном виде. И конечно не должно идти речи о какой-либо автоматической идентификации или сборе персональных данных без согласия гражданина. Именно на это и должен быть направлен указанный выше законопроект и разрабатываемые на его основе административные регламенты. Такие предложения готовятся в настоящее время при активном участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. По мере готовности они будут вынесены для широкого общественного обсуждения. Что касается возможности записи биометрических персональных данных на чип указанной выше социальной карты, то согласно статье 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), не могут обрабатываться без согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Сообщаем, что по данной проблеме имеется позиция Московской Патриархии. В марте 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви в специальном заявлении еще раз разъяснил, что «не следует бояться внешних символов и знаков» и что «никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поруганию веры» (www.patriarchia.ru/db/text/95041.html). В связи с многочисленными протестами православных христиан по поводу использования электронных средств для учета населения Правительство Российской Федерации и Государственная Дума провели встречи с представителями Русской православной церкви по решению данного вопроса, в том числе на самом высоком уровне. В соответствии с достигнутой договоренностью между патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководством партии «Единая Россия» Русская православная церковь будет участвовать в обсуждении законопроектов, поступающих на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации. При этом по вопросам, вызывающим малейшие сомнения, планируется проводить предварительные консультации, чтобы избежать недопонимания. В связи с изложенным, в дальнейшем возможно рассмотрение вопроса о создании альтернативной системы сбора данных (без личных идентификационных номеров, а также устройств, которые позволили бы идентифицировать человека без его ведома в общественных местах, при совершении покупок и так далее) в интересах православных граждан России.
    • Возможно ли соблюдение равенства прав граждан, отказавшихся по религиозным убеждениям от использования документов с использованием новых информационных технологий (страховые идентификаторы, штриховое кодирование, микрочипы и пр.), при получении ими гарантированной медицинской помощи, пенсий и других социальных выплат?
      Ответ
      В соответствии со статьей 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Российская Федерация – светское государство, религиозные объединения в нем отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции РФ). Согласно статьи 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) установлено, что медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис выдается страховой медицинской организацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. Форма страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан и инструкция по его ведению утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 г. №41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР»». Следует отметить, что страховой медицинский полис призван обеспечить адресность при предоставлении государственных услуг в области здравоохранения. Страховой медицинский полис является учетным документом, каждый бланк полиса имеет соответствующий номер, идентифицирующий не человека, а сам бланк полиса. Это необходимо для ведения реестра бланков, находящихся на строгом учете, и осуществления контроля за их расходованием. По проблеме внешних символов и знаков имеется позиция Московской Патриархии. В марте 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви в специальном заявлении еще раз разъяснил, что «не следует бояться внешних символов и знаков» и что «никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поруганию веры» (www.patriarchia.ru/db/text/95041.html). Исходя из вышеизложенного, получение страхового полиса входит в комплекс мер по реализации права гражданина на оказание бесплатной медицинской помощи на территории Российской Федерации. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно, без предъявления полиса. Для решения конкретных вопросов по ведению страхового медицинского полиса граждане могут обращаться в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. В отношении назначения трудовых пенсий и других социальных выплат следует дополнительно отметить. На каждое застрахованное лицо Пенсионным фондом Российской Федерации открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, позволяющие выявить ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Согласно статье 7 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ ПФР и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, которое содержит страховой номер индивидуального лицевого счета и дату регистрации в качестве застрахованного лица. Следовательно, страховой номер присваивается индивидуальному лицевому счету, а не человеку, и используется наряду с анкетными данными гражданина в целях учета его пенсионных прав, не заменяя собой его имени. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных. При этом обработка персональных данных может производиться с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации. На основании положения пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации включен в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных под регистрационным номером 1. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. При этом права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. Таким образом, присвоение страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица носит технологический характер и не нарушает законных прав и свобод верующих граждан.