Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Светлана Петрова выступила на специальном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, на котором обсуждались проблемы соблюдения прав граждан, находящихся в психоневрологических интернатах (ПНИ).

Замглавы Минтруда России отметила, что в обществе необходимо создавать среду, которая не отторгала бы детей с ментальными нарушениями. «Эти дети должны быть интегрированы, начиная с малолетнего возраста, в детские дошкольные учреждения. Это даст им возможность получить профессиональное образование и быть занятыми, жить в обычном доме, чтобы соседи не воспринимали это негативно», – подчеркнула Светлана Петрова. По ее словам, совершенствования требует целый комплекс вопросов: социальное обслуживание, образование, медицинская помощь, основы института дееспособности, а также занятость.

Замминистра также отметила, что перед Минтрудом России и регионами стоит задача по интеграции в общество людей с выраженными ограничениями жизнедеятельности, проживающих в учреждениях психоневрологического профиля. «Нам сейчас необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу, которая касается среды жизнедеятельности этих людей и улучшения их навыков, их жизни в привычной среде, но в то же время и оценки статуса каждого человека», – сказала Светлана Петрова.

Замглавы Минтруда России подчеркнула, что министерство также занимается совершенствованием подходов к определению реабилитационного потенциала людей, которые проживают в психоневрологических интернатах. Она уточнила, что многое зависит от того, какие рекомендации будут даны при очередном переосвидетельствовании и как они будут выполняться. Так, по словам Светланы Петровой, уже 96 % детей, находящихся в системе социальной защиты, получают образование. В то же время остается проблема качества образования и развития инклюзивного обучения. «Дети не осваивают программы и не получают документы, без которых невозможно продолжить обучение и получить профессиональное образование. Мы с коллегами из Минпросвещения работаем над совершенствованием и развитием услуг профессионального обучения для детей с ментальными особенностями», – подчеркнула замминистра.

«Наравне с развитием и совершенствованием жизнедеятельности людей, которые у нас проживают в учреждениях, мы развиваем программу строительства учреждений нового типа», – сообщила Светлана Петрова. Она обратила внимание на основные проблемы проживания в ПНИ – это перенаселенность, отсутствие личного пространства подопечных, дефицит площадей для оказания услуг, направленных на повышение коммуникационного потенциала и содействие занятости.

Замглавы Минтруда России также сообщила, что министерство планирует проведение ежегодных проверок психоневрологических интернатов. С 2020 года к их организации может присоединиться Рособрнадзор. «Я надеюсь, в следующем году к той проверке, которая по поручению [Заместителя Председателя Правительства РФ] Татьяны Алексеевны Голиковой была проведена во всех организациях – как в детских, так и в взрослых, присоединится Рособрнадзор. Мы надеемся, что проверки наших учреждений будут ежегодными – чтобы мы могли видеть динамику всех изменений», – сказала Светлана Петрова.