Социальная защита населения

Одним из ключевых вопросов государственной социальной политики в Российской Федерации является политика в отношении граждан пожилого возраста.

В настоящее время в России насчитывается 37,3 млн граждан старше трудоспособного возраста.

С целью повышения уровня и качества жизни граждан пожилого возраста и совершенствования их образа жизни в 2016 году была утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, а также План мероприятий на 2016 - 2020 годы по реализации первого этапа Стратегии.

Одной из ключевых задач Стратегии является создание общества для всех возрастов, включая формирование условий для использования знаний, опыта, потенциала граждан старшего поколения, проявление заботы о таких гражданах и оказание им необходимой помощи.

С целью повышения продолжительности жизни граждан пожилого возраста разработан Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода, который утвержден Правительством Российской Федерации.

В сентябре 2018 года утвержден национальный проект «Демография», подготовленный во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Структурой национального проекта предусмотрен Федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение», в котором содержатся мероприятия по активному долголетию граждан пожилого возраста.

Проводимые в стране мероприятия уже привели к качественным преобразованиям в сфере социального обслуживания граждан.

Так, значительно сократилась очередность в стационарные организации социального обслуживания. На 1 января 2018 года она составила 3,2 тыс. человек (на 1 января 2014 года – 16,6 тыс. человек).

Широкое развитие получили стационарозамещающие технологии, благодаря чему количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий по состоянию на 1 января 2018 года составило 143 тыс. человек (на 1 января 2014 года –
77,2 тыс. человек).

Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности на 1 января 2014 года составлял 0,7 %, по состоянию на 1 января 2018 года – 6 %.

Кроме того, значительно сократился удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий – с 6,1 % на 1 января 2014 года до 1,6 % на 1 января 2018 года.

Пенсионное обеспечение пожилых людей

Сегодня в России пенсии получают 46,5 млн человек или 32 % населения страны.

В 2018 году средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров составляет 14,4 тыс. рублей.

С целью увеличения размера пенсий Госдумой России принят проект федерального закона № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Вся экономия от повышения пенсионного возраста, что предусмотрено законопроектом, а это свыше 3 трлн руб. за шесть лет, будет направлена на повышение пенсий.

Принятие законопроекта позволит увеличить средний ежемесячный размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2019 году на 1 тыс. рублей, то есть индексация составит не менее 7 %, что более чем в два раза превышает прогнозируемый уровень фактической инфляции на конец 2018 года. При этом прибавка к пенсии конкретного гражданина будет рассчитываться исходя из размера его страховой пенсии.

К 2024 году средний уровень пенсии для неработающих пенсионеров достигнет 20 тыс. рублей.

Содействие занятости пожилых людей

Содействие занятости граждан старшего поколения является одним из важных направлений государственной политики Российской Федерации и имеет большое значение как с позиции обеспечения их доходов, использования имеющегося у них образовательного и трудового потенциала в интересах экономики страны, так и с точки зрения социализации и интеграции в жизнь общества.

Стимулирование занятости граждан старшего поколения является важным направлением Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. 

Одной из основных задач Стратегии является создание экономических, социальных и правовых условий, обеспечивающих недопущение дискриминации граждан старшего поколения и способствующих стимулированию пожилых людей к продолжению трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста как на прежних рабочих местах, так и на новых рабочих местах в соответствии с их пожеланиями, профессиональными навыками и физическими возможностями.

Федеральный проект «Старшее поколение» национального проекта «Демография» включает раздел по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста, направленному на поддержку их занятости, в том числе в части обеспечения конкурентоспособности на рынке труда.

Поручение по утверждению специальной программы по повышению квалификации для граждан предпенсионного возраста дано Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в его обращении к гражданам России 29 августа 2018 года.

С учетом планируемого повышения пенсионного возраста реализация мероприятий по обучению отдельных категорий работников востребованным в экономике навыкам и компетенциям предусмотрена для лиц предпенсионного возраста за пять лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

В 2019 году планируется обучить не менее 75 тыс. человек из числа граждан данной категории, к 2021 году – не менее 225 тыс. человек, к 2024 году – не менее 450 тыс. человек.

С 2019 года из федерального бюджета на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц предпенсионного возраста будет направляться по 5 млрд рублей ежегодно.