Международный день инвалидов отмечается во всем мире ежегодно 3 декабря в соответствии с резолюцией 47/3 Генеральной Ассамблеи от 14 октября 1992 года с целью повышения осведомленности и мобилизации поддержки важных вопросов, касающихся включения людей с инвалидностью как в общественные структуры, так и в процессы развития.

По данным федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 октября 2018 года в Российской Федерации насчитывается 12 млн инвалидов, в том числе 664,9 тыс. детей-инвалидов.

За шесть лет после ратификации Конвенции система льгот и пособий дополнена правовыми возможностями для обеспечения их участия в жизни общества наравне с другими.

С целью приведения законодательства Российской Федерации с положениями Конвенции внесены значительные изменения в базовый закон о социальной защите инвалидов от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также в 40 других федеральных и 750 региональных законов.

Постановлениями Правительства России и приказами федеральных органов исполнительной власти принято более 60 порядков, правил, государственных стандартов, определяющих механизм реализации конкретных требований Конвенции.

Требования Конвенции имплементированы в административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг.

Введено требование осуществить строительство объектов, производство товаров и транспортных средств с учетом потребностей людей с инвалидностью. Актуализированным с этой целью нормам и правилам придан обязательный для исполнения характер.

В законах и подзаконных актах установлены конкретные требования по созданию безбарьерной среды, оказанию помощи в беспрепятственном пользовании услугами и информацией, обеспечении индивидуальной мобильности более чем в 25 сферах жизнедеятельности.

В соответствии с Конвенцией приведены законы и нормативные акты в сферах образования; социальной защиты; труда и занятости; охраны здоровья; культуры; всех видов транспорта; связи и информации; строительства и жилищно-коммунального комплекса; избирательного права.

Правовыми актами Правительства России, федеральных и региональных министерств определены более 800 новых условий и показателей, обязательных для исполнения.

Дискриминация по признаку инвалидности получила свое определение в законодательстве и установлен ее запрет.

В 2018 году Комитетом ООН по правам инвалидов рассмотрен первоначальный доклад Российской Федерации о мерах, принятых для осуществления Конвенции. Отмечены усилия Российской Федерации по более полному осуществлению закрепленных в ней прав инвалидов, особенно по созданию доступной среды, инклюзивных условий получения образования, развитию системы надзора и контроля в этой сфере.

Исходя из рекомендаций Комитета ООН по правам инвалидов, в 2019-2021 годах предстоит осуществить ряд дополнительных мер по более активному выполнению Конвенции. Особое внимание предстоит уделить соблюдению общегражданских прав инвалидов, пресечению всех видов дискриминации по признаку инвалидности.

Реализация государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы

В рамках реализации Госпрограммы «Доступная среда»  субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета на мероприятия по:

  • обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (субсидия по линии Минтруда России) – с 2013 года по 2018 год;
  • созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (субсидия по линии Минобрнауки России) – с 2011 года по 2020 год;
  • поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту; закупаются оборудование, инвентарь и экипировка, компьютерная и орг техника, транспортные средства для оснащения указанных учреждений (субсидия по линии Минспорта России) –   с 2011 года по 2020 год.

За период реализации Госпрограммы в рамках субсидий регионам:

  • по линии Минтруда России дооборудовано 21,15 тыс. приоритетных объектов, что составляет 57,7 % от общего их количества (около 36,6 тыс.). К концу 2018 года запланировано обеспечить доступность около 23,5 тыс. приоритетных объекта, что составляет 64,2 % от общего количества приоритетных объектов (около 36,6 тыс.).
  • по линии Минобрнауки России (Минпросвещения России) количество школ, в которых обучаются дети-инвалиды, увеличилось в 4,8 раза – с 2 000 в 2011 году до 9 676 (22,4 %) к концу 2017 года. Общее количество дошкольных образовательных организаций, в которых с 2016 года создана универсальная безбарьерная среда на конец 2017 года составляет 7 079 (17,1 %).

В 2017 году достигнуты предусмотренные Госпрограммой средние по стране показатели доступности образовательных услуг:

  • доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием – 85 %;
  • доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего среднего общего образования – 97 %;
  • доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование – 35 %.
  • по линии Минспорта России оказана поддержка 48 учреждениям спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту из 59 существующих. Это позволило к 2017 году обеспечить показатель «доля лиц инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом» на уровне 83,2 %.

В 2017 году принят федеральный закон, установивший систему государственного контроля (надзора) за обеспечением доступа инвалидов к объектам и услугам. Законом и подзаконными актами четко определены органы, уполномоченные осуществлять этот вид контроля.

Из федерального бюджета субъектам РФ на реализацию мероприятий региональных программ по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, предусмотрена субсидия за счет федеральных средств на 2019 году в объеме 503 млн рублей. Субсидия будет предоставляться 18 субъектам РФ, прошедшим отбор на Координационном совете по контролю за реализацией Госпрограммы.

 

Трудоустройство инвалидов и сопровождаемая занятость 

В настоящее время стабильную работу (работают не менее четырех месяцев в году) имеют 28 % инвалидов трудоспособного возраста. Принимаемые меры рассчитаны, как минимум, на увеличение их доли до 50 % к 2025 году.

По данным регионов, численность инвалидов, трудоустроенных при посредничестве органов службы занятости, за январь – сентябрь 2018 года составила 62,75 тыс. человек, что на 1,8 тыс. человек или на 2,9 % больше, чем за соответствующий период 2017 года (согласно данных ежемесячного мониторинга). Из числа трудоустроенных инвалидов на постоянные рабочие места трудоустроено 37,8 тыс. человек или 60,19 % от общего количества трудоустроенных. Уровень трудоустройства инвалидов за 9 месяцев 2018 года вырос на 4,98 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

В 2017 году Правительством России утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы. Основные направления плана мероприятий предусматривают: совершенствование механизма контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места; повышение эффективности работы органов службы занятости; создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов.

С 2017 года субъекты РФ приступили к реализации региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве. В 2018 году количество субъектов в которых реализуются такие программы составило 79, остальные шесть регионов планируют принять их до конца года.

С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 476-ФЗ, которым установлена новая государственная услуга – сопровождение при содействии занятости инвалидов, а также определен механизм ее реализации.

При этом предусмотрено функциональное взаимодействие органов занятости, учреждений медико-социальной экспертизы, волонтерских организаций, работодателей и наставников. На консолидацию усилий всего общества в содействии трудоустройству инвалидов направлена ведущаяся сейчас подготовка предложений по преобразованию механизма квотирования для них рабочих мест.

 

Федеральный реестр инвалидов

С 1 января 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система – федеральный реестр инвалидов.

В Реестре для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.

Реестр интегрирован с базой вакансий «Работа в России», что помогает информировать инвалидов о специальных категориях вакансий.

Реестр позволяет осуществлять сбор надлежащей информации об инвалидах с целью выработки в отношении них эффективных государственных мер. Также он повышает информированность самих инвалидов о доступных для них государственных услугах и мерах социальной защиты (поддержки).

Сведения из документов, выдаваемых учреждениями медико-социальной экспертизы, теперь могут быть запрошены для предоставления государственных и муниципальных услуг из Реестра в порядке межведомственного взаимодействия, и предоставления документа в бумажном виде самим инвалидом не требуется.

Уже сейчас сведения из Реестра используются Пенсионным фондом России при назначении пенсии и выплат. В дальнейшем планируется распространить такую практику и на другие услуги. С этой целью в ноябре 2018 года Правительством России был внесен в Госдуму России соответствующий проект федерального закона.

 

Технические средства реабилитации и услуги

Впервые за многие годы в 2018 году расширен федеральный перечень реабилитационных средств. В него включены брайлевский дисплей и программное обеспечение экранного доступа – необходимые условия коммуникации для инвалидов по зрению.

Для инвалидов с одновременным нарушением слуха и зрения (слепоглухих) с этого года был установлен повышенный объем бесплатно предоставляемых им услуг тифлосурдоперевода. С учетом степени нарушения он может достигать до 240 часов в год.

Кроме того, на получение реабилитационных средств, не вошедших в федеральный перечень, можно использовать материнский капитал.

Для обеспечения инвалиду возможности избрать наиболее подходящее ему средство реабилитации с 2020 года в соответствии с поручением Президента России планируется введение еще одного механизма – электронного сертификата.

 

Медико-социальная экспертиза

Для устранения бюрократических барьеров по поручению Президента России изменены правила освидетельствования граждан в учреждениях медико-социальной экспертизы. 

В частности, расширен, перечень заболеваний, при которых инвалидность устанавливается при первом обращении бессрочно, а детям – до достижения совершеннолетия.

Определены случаи прохождения заочного освидетельствования.

Упрощена процедура внесения изменений в программы реабилитации без пересмотра группы инвалидности или срока ее установления.

Обмен документацией между медицинскими организациями и учреждениями МСЭ уже осуществляется без участия инвалидов. В дальнейшем это будет осуществляться в электронном формате.

Данные меры позволили сделать установление инвалидности более удобным для 3 млн человек, ежегодно получающих услуги по медико-социальной экспертизе.

Работа по совершенствованию МСЭ будет продолжаться.

 

Общественные объединения инвалидов и их участие в выработке госполитики

Развитие законодательства в сфере инвалидности ведется в тесном взаимодействии с общественными организациями. Многие из них реализуют плодотворные для интеграции инвалидов проекты. Государство ежегодно увеличивает объемы финансовой поддержки этой деятельности общественных организаций. В 2018 году она превысит 2 млрд рублей.

 

Пенсионное обеспечение

С 1 января 2018 года осуществлена индексация страховых пенсий на 3,7 %. В результате по состоянию на 1 октября 2018 года общий средний размер страховой пенсии по инвалидности составил 8 791,41 руб., а по старости – 14 184,59 руб.

С 1 апреля 2018 года осуществлена индексация социальных пенсий на 2,9 %.  По состоянию на 1 октября 2018 года средний размер социальной пенсии составил 9 081,83 руб. Средний размер социальной пенсии детям-инвалидам вырос до 13 410 руб. Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составили 30 092,85 руб. и 35 615,48 руб. соответственно.