Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова утвердила разработанный Минтрудом России План мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы.

План будет реализовываться в течение 2019-2021 годов. Ответственный исполнитель – Минтруд России.

«Основная цель плана – повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки, социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат Пенсионным фондом, Фондом социального страхования, Рострудом и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также совершенствование функций, осуществляемых Пенсионным фондом и Фондом социального страхования», – прокомментировал Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин.

«Предоставление услуг будет базироваться на принципе “единого окна”, –  пояснил глава Минтруда России. – Гражданин сможет обратиться в любую из этих четырех организаций и получить там любую услугу. Например, в настоящее время гражданин для признания инвалидом и проведения медико-социальной экспертизы в первую очередь обращается в учреждения медико-социальной экспертизы, а далее для получения соответствующих мер социальной поддержки отдельно в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Таким образом, происходит многократное обращение гражданина в различные организации, что вызывает определенные трудности у отдельных категорий граждан.

На основании предусмотренных Планом мероприятий гражданин, например, признанный инвалидом, после проведения медико-социальной экспертизы в соответствующем учреждении будет иметь возможность одновременно подать заявление на назначение ежемесячной выплаты инвалидам, которую назначает и выплачивает Пенсионный фонд и обеспечения техническими средствами реабилитации, которое осуществляет Фонд социального страхования.

«Планом также предусматривается совершенствование взаимодействия граждан при получении государственной социальной помощи, в том числе информирования граждан о мерах социальной поддержки и порядке их получения, – рассказал Максим Топилин. – За счет реализации необходимых мероприятий мы должны создать условия взаимодействия, при которых гражданину не нужно будет долго разбираться в процессах предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг различными органами и организациями, то есть нашей задачей является обеспечение предоставления нуждающимся гражданам информации об оказываемой государственной социальной помощи и максимально удобные условия ее получения».

К 2020 году будет завершено полное внедрение единого контакт-центра для граждан. Современный контактный центр будет оказывать содействие гражданам в получении мер социальной поддержки на основании обращений посредством телефонной связи, интернет-сервисов, при этом, например, не будет иметь значение Пенсионный фонд или Фонд социального страхования предоставляет меры социальной поддержки. Также будет внедрено проактивное предоставление мер социальной поддержки, в рамках которого на основании обработки данных информационная система при наступления определенного события (например, рождение ребенка) самостоятельно предлагает гражданину одну или несколько мер социальной поддержки, с которыми связано событие, а гражданину остается только лишь согласиться с данным предложением.

Реализация взаимодействия с использованием различных сервисов будет осуществляться с учетом отсутствия у них отдельных видов доступа и физических особенностей, например, граждане с нарушением слуха могут воспользоваться чат-ботом веб-версии или мобильного приложения, граждане с нарушением зрения – позвонить на единый телефонный номер контакт-центра.

«В результате реализации Плана повысится качество и доступность  мер социальной поддержки и социальных услуг для граждан, а целевым показателем данной деятельности будет максимальный охват действительно нуждающихся в помощи граждан фактическим ее предоставлением», – резюмировал руководитель министерства.

Основное финансирование мероприятий плана будет осуществляться за счет текущих расходов ПФР, ФСС, Роструда и Главного бюро МСЭ.

С перечнями государственных услуг, предоставляемых данными организациями, можно ознакомиться здесь

Справочно:

План мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы разработан в целях совершенствования порядка предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации осуществления иных функций и полномочий вышеуказанных организаций, в том числе за счет реализации следующих мероприятий:

  1. Оптимизация процедур предоставления государственных и иных услуг, оказываемых Рострудом, учреждениями медико-социальной экспертизы, Пенсионным фондом России, Фондом социального страхования Российской Федерации.
  2. Развитие информационных систем и сервисов при взаимодействии с гражданами, в том числе формирования персонифицированной информации о праве получения гражданином мер социальной защиты исходя из возникшей у него жизненной ситуации.
  3. Функционирование единого контакт-центра Пенсионного фонда России, учреждений медико-социальной экспертизы, Фонда социального страхования Российской Федерации, Роструда для взаимодействия с гражданами.
  4. Реализация отдельных единых требований по взаимодействию с гражданами при посещении ими лично отделений Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы.
  5. Обеспечение возможности взаимодействия граждан при получении услуг с любым подразделением Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования Российской Федерации, с учреждениями медико-социальной экспертизы.
  6. Повышение эффективности управления развития и функционирования ЕГИССО, федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов».
  7. Централизация осуществляемых отдельных функций.
  8. Трансформация процессов, заключающийся в изменении порядка осуществляемых функций и применяемых информационных технологий за счет объединения отдельных информационных систем, формирование единых реестров.

В рамках мероприятий Плана предусматривается достижение следующих результатов:

  • принятие единых подходов к развитию информационных технологий, информационных систем и сервисов, исключающих дублирование функциональности и хранения данных в различных информационных системах.
  • обеспечение отдельных единых условий сопровождения информационных систем, оператором которых является Минтруд России, Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования Российской Федерации, Роструд, учреждения медико-социальной экспертизы;
  • оптимизация процедур и перечней документов, необходимых для предоставления государственных, иных услуг, мер социальной защиты (поддержки), заключающаяся в сокращении перечня предоставляемых документов за счет интеграции данных информационных систем, а также перевода услуг в электронный вид полностью либо частично (запись на прием);
  • получение гражданами информации о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, на которые у них возникли права получения, а также необходимых действиях для их получения, исходя из жизненной ситуации;
  • повышение доступности предоставления услуг и мер социальной защиты (поддержки) при взаимодействии с гражданами за счет реализации отдельных единых требований при посещении ими подразделений Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • предоставление отдельных видов государственной социальной помощи, услуг, мер социальной поддержки гражданам в подразделении любого государственного внебюджетного фонда или учреждении медико-социальной экспертизы;
  • нормативное закрепление полномочий по установлению функциональных требований к ЕГИССО и ФГИС ФРИ за Минтрудом России;
  • формирование полной информации о предоставлении государственной социальной помощи в Российской Федерации в единой информационной системе за счет внедрения ЕГИССО для осуществления всех функций и реализации полномочий государственными, муниципальными органами и организациями в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях;
  • возможность сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на информационные технологии за счет использования подсистемы ЕГИССО.

Например, мероприятия по оптимизации процедур предоставления услуг направлены на:

  • сокращение сроков оказания услуг;
  • сокращение документов, необходимых для предоставления услуг;
  • переход на «реестровую модель» оказания услуг;
  • проактивное оказание услуг;
  • исключение избыточных процедур оказания услуг.

Переход к «реестровой модели» оказания государственных и муниципальных услуг подразумевает формирование результата услуги в виде сведений в базовом государственном информационном ресурсе с выдачей результата на бумажном носителе только по обращению гражданина. В данном случае результатом оказания услуги будет являться запись в информационном ресурсе (реестре), либо ее обновление с сохранением истории таких изменений на завершающем этапе ведомственного автоматизированного процесса предоставления услуги. Таким образом, «реестровая модель» предусматривает хранение результатов услуг государственных информационных ресурсов и предоставление выписки из них по требованию заявителя, что приведет к снижению расходов на содержание персонала и изготовление материальных носителей для создания результата услуги, а также исключению возможности подделки документов на материальном носителе.

Проактивное предоставление услуг подразумевает отсутствие самого изъявления гражданина, то есть информационная система ведомства при наступления контрольного события (например, рождение ребенка) самостоятельно предлагает гражданину одну или несколько мер социальной поддержки, с которыми связано событие, а гражданину остается только лишь согласиться с данным предложением.

Например, в семье родился ребенок. Органы ЗАГС регистрируют данное событие путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр ЗАГС, и соответствующие сведения посредством СМЭВ передаются в ЕГИССО. В свою очередь, ЕГИССО, идентифицировав родителей и проанализировав сведения о них, понимает какие меры социальной защиты им положены в связи с рождением ребенка и передает соответствующую информацию в информационную систему взаимодействия с гражданами для доведения ее до родителей. Исходя из имеющейся контактной информации, каждый из родителей получает предпочтительными для них способами информацию о мерах социальной защиты и порядке их получения.

Полученные сведения будут использоваться для осуществления автоматизированного информирования граждан удобным для них способом: личный кабинет Единого портала государственных услуг, электронная почта, SMS-сообщение, телефонный звонок.

Таким образом, за счет интеграции информационные системы будут отслеживать наступление определенных жизненных событий у граждан и формировать сведения о правах на получение мер социальной защиты, возникших у граждан в связи с этим событием.

Другим мероприятием плана является создание единого контакт-центра, который в связке с экспертной системой, интегрированной со всеми информационными системами «социального блока», мог бы обслуживать граждан не только по вопросам Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования Российской Федерации, Роструда, учреждений медико-социальной экспертизы.

Для повышения эффективности предусматривается, в том числе, предоставление отдельных видов государственной социальной помощи, услуг, мер социальной поддержки гражданам в подразделении любого государственного внебюджетного фонда или учреждении медико-социальной экспертизы.

Данный подход позволит оптимизировать процесс предоставления отдельных мер социальной поддержки, услуг и повысит их доступность для отдельных категорий граждан.