Директор Департамента по делам инвалидов Минтруда России Анна Гусенкова отметила, что представленный документ – «не окончательная редакция проекта госпрограммы "Доступная среда", а некие подходы к формированию программы».

«Почему такой формат? Потому что раньше мы подходили к рассмотрению программы уже в достаточно согласованном виде, и нам было сложно учесть ваши конструктивные предложения. Сейчас формат работы меняем для того, чтобы при разработке программы можно было учесть то, что действительно необходимо и представляется ключевым и важным», – обратилась директор департамента к членам Общественного совета.

Анна Гусенкова рассказала, что в проекте госпрограммы до 2025 года предлагается сохранить три ее основные направления:

  1. «Обеспечение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов»;
  2. «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»;
  3. «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы».

«С этого года мы перестали поддерживать регионы по предоставлению субсидий на формирование доступной среды и сосредоточились в большей степени на реабилитации. Мы исходим из того, что регионы уже неплохо подготовились: порядка 4 млрд собственных средств они ежегодно закладывают на эти цели, – отметила она. – Вместе с тем мы понимаем, что есть значимые объекты, которые в настоящее время не доступны. Это памятники архитектуры, культурного наследия. Мы предлагаем выработать определенный подход предоставления субсидий не абсолютно всем  федеральным государственным объектам и учреждениям, а именно определиться с учетом посещаемости, значимости и проделанной работы в рамках 419 < федерального закона>. Мы, к сожалению, столкнулись с тем, что некоторые организации говорят о недостаточном финансировании, при этом с точки зрения приближения доступности своих услуг ими сделано очень мало».

Анна Гусенкова рассказала, что Минтруд Росси предлагает разработать механизм проведения независимого мониторинга за осуществлением Конвенции о правах инвалидов. 

Также предполагается создание Федерального ресурсного информационно-методического центра для распространения лучшего опыта работы и планомерной консультативной поддержки регионов по формированию доступной среды на базе одного из ведущих институтов Минтруда  России.

В рамках госпрограммы будет продолжена работа по:

  • оказанию государственной поддержки организации скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов для сохранения на уровне 20 % эфирного времени, обеспеченного субтирированием; 
  • поддержке деятельности Информационно-справочного центра по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов и сайта «Жить – вместе»;
  • выпуску периодических и печатных изданий для инвалидов по зрению.

Анна Гусенкова рассказала, что с 2019 года в рамках госпрограммы «Доступная среда» оказывается поддержка 18 регионам по формированию системы реабилитации инвалидов. За счет субсидии регионы получили возможность финансового обеспечения мероприятий по оснащению реабилитационных организаций реабилитационным оборудованием, компьютерной техникой, оргтехникой и программным обеспечением, по проведению обучения специалистов, по созданию, эксплуатации и развитию региональных информационных систем (реестров).

«На следующий год 66 регионов представили свои программы, и мы проводим их анализ. Исходим из того, что до 2025 года поддержку регионов в этой части обязательно нужно продолжить. Кроме того, хотим заложить сюжет, связанный с сопровождаемым проживанием инвалидов», – добавила директор департамента.

Она также рассказала, что остается открытым вопрос дистанционного освидетельствования на предмет установления инвалидности: «У нас есть заочное освидетельствование, есть освидетельствование на дому  для сложных и тяжелых случаев, но пока не учтена специфика отдаленных и труднодоступных районов, там где достаточно значимая территория, длительная протяженность и зачастую инвалид просто не в состоянии поехать даже в областной центр, не говоря уже о Москве, для того, чтобы решение, вынесенное на первичном уровне, оспорить».

«Мы исходим из того, что достаточно высокая степень информатизации  сейчас нашей медико-социальной экспертизы. Это позволит по удаленным каналам связи  в том числе с использованием телемедицинских технологий этот процесс организовать», – подчеркнула Анна Гусенкова.

Директор Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России Дмитрий Баснак представил законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной службы», который  был одобрен членами Общественного совета. 

В соответствии с действующим законодательством федеральным государственным гражданским служащим, а также лицам, уволенным с федеральной государственной службы и представленным к поощрению или награждению в период ее прохождения, предусмотрена выплата единовременного поощрения при их поощрении Правительством Российской Федерации, Президентом Российской Федерации и награждении государственными наградами Российской Федерации.

Вместе с тем федеральными законами, регулирующими вопросы прохождения службы в федеральных государственных органах, не предусмотрены правовые основания для выплаты единовременного поощрения членам семей федеральных государственных служащих, погибших (умерших) до издания правового акта Российской Федерации об их поощрении или награждении государственными наградами.

Таким образом законопроект устраняет данный пробел в законодательстве и предусматривает внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на уточнение положений о возможности выплаты единовременного поощрения лицам, уволенным с федеральной государственной службы до издания правового акта Российской Федерации об их награждении или поощрении, а также создание правовых оснований для выплаты такого поощрения членам семей погибших (умерших) лиц, проходивших федеральную государственную службу и поощренных Правительством Российской Федерации, Президентом Российской Федерации или награжденных государственными наградами Российской Федерации.

Кроме того, на заседании Общественного совета был заслушан вопрос об участии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также Роструда, ФСС, ПФР, Федерального бюро медико-социальной экспертизы в оказании помощи пострадавшим гражданам в результате наводнения в Иркутской области.

Помимо этого, были рассмотрены и одобрены законопроекты «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности за нарушения в сфере осуществления общественного контроля)» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» по вопросам совершенствования организации и проведения общественного контроля».

Первым законопроектом в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся нормы, устанавливающие административную ответственность за воспрепятствование деятельности общественного инспектора со стороны проверяемых органов и учреждений, а также нормы, устанавливающие административную ответственность для общественных инспекторов за нарушения положений законодательства о проведении мероприятий в рамках общественного контроля. 

Второй законопроект разработан с целью конкретизации и уточнения законодательных положений действующего Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», поскольку данный закон в настоящий момент устанавливает только базовые принципы и положения общественного контроля, и нуждается в установлении конкретных норм и алгоритмов для полноценного внедрения общественного контроля в деятельность государства и общества. Законопроектом вносятся новые положения в отношении такого важнейшего вида общественного контроля как общественная проверка. Эти нормы, в случае их принятия, позволят начать реализацию положений Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», поскольку до настоящего момента этот закон не применяется ввиду отсутствия специальных норм, регулирующих конкретные индивидуальные правоотношения в области осуществления общественного контроля.