«Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения»

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по результатам проведенных совместно с членами Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере рабочих поездок в стационарные организации социального обслуживания для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками (далее – ДДИ) субъектов Российской Федерации по вопросу реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481) установлены препятствующие созданию в ДДИ комфортных и безопасных условий для жизнедеятельности воспитанников проблемы, требующие решения:

1. Не устранены негативные явления в части:

  • отношения к воспитанникам как к индивидуумам без потребностей;
  • деления воспитанников на «перспективных» и «не перспективных»;
  • предоставления воспитанникам только медицинского ухода и бытового обслуживания;
  • создания изолированных «пространств», наличия высокой плотности заселения;
  • лишения воспитанников дееспособности без достаточных оснований.

2. Не изменены подходы:

  • к пониманию работниками ДДИ реальных потребностей и нужд воспитанников;
  • к размещению воспитанников, имеющих двигательные ограничения, в помещениях, расположенных выше первого этажа, не оборудованных под их нужды и потребности, не соответствующих требованиям безбарьерной среды;
  • к созданию условий для развития личностного потенциала воспитанников;
  • к устройству среды жизнедеятельности воспитанников;
  • к организации и соблюдению режима дня воспитанников;
  • к формированию внешнего облика воспитанников;
  • к включению воспитанников в коммуникативную и социокультурную среду;
  • к организации реабилитационного и развивающего пространства;
  • к формированию у воспитанников жизненно необходимых знаний, умений, навыков;
  • к обеспечению одеждой и обувью воспитанников, особенно воспитанников, имеющих двигательные ограничения;
  • к обеспечению воспитанников оздоровительным летним (зимним) отдыхом, санаторно-курортным лечением;
  • к участию волонтеров и представителей общественных организаций в социальном сопровождении воспитанников.

3. Не обеспечено надлежащее качество жизни воспитанников ДДИ:

  • не организовано обучение воспитанников, имеющих заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) с рекомендациями об обучении, по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с умственной отсталостью дошкольного и школьного возраста, в т. ч. с разработкой специальной индивидуальной программы развития (СИПР);
  • не организовано получение воспитанниками старше 18 лет заключений ПМПК с рекомендациями по обучению, не организовано их обучение;
  • не организована на постоянной основе дневная (кружковая, клубная, досуговая, спортивная, трудовая и др.) занятость воспитанников, занятость в выходные и праздничные дни, каникулярное время;
  • не обеспечена возможность регулярных выходов и выездов воспитанников за территорию ДДИ;
  • не обеспечена возможность иметь воспитаннику индивидуальное пространство для занятий и отдыха, личные вещи и игрушки в свободном беспрепятственном доступе;
  • не соблюдается норматив численности детей в воспитательной группе;
  • не соблюдаются режим дня воспитанников, в части сна, дневной занятости, пребывания на свежем воздухе и др.;
  • не соблюдаются требования в части состава и площади помещений для проживания воспитанников, организации в них функциональных зон для отдыха, игр, занятий, сна, приема пищи (особенно в отделениях «Милосердие») и др.;
  • не проводится в достаточной мере работа по обеспечению воспитанников техническими средствами реабилитации, ортопедической обувью, очками, слуховыми аппаратами (далее – ТСР), в том числе по причинам недостаточного обследования воспитанников, отсутствия необходимых ТСР, игнорирования потребностей ребенка-инвалида в ТСР и других средствах реабилитации.
  • не используются в надлежащем режиме ТСР и другие средства реабилитации.

4. Не обеспечена эффективная организация деятельности ДДИ:

  • не предусмотрены нормативами штатной численности субъектов Российской Федерации в надлежащем количестве штатные единицы (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, инструктор АФК, инструктор ЛФК, др.) для осуществления психолого-педагогической коррекции и социальной реабилитации воспитанников;
  • не предусмотрены нормативами штатной численности субъектов Российской Федерации в надлежащем количестве штатные единицы (воспитатель, младший воспитатель, помощник воспитателя) для осуществления ежедневной воспитательной работы, развивающего ухода и др.;
  • не обеспечено внедрение новых подходов, методик, технологий и практик в работу медицинского и педагогического персонала ДДИ;
  • не обеспечена открытость и доступность информации о деятельности ДДИ на официальных сайтах;
  • не проводится работа по внесению изменений в индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА) в части дополнения перечня мероприятий по получению образования, проведению психолого-педагогической коррекции и социальной реабилитации (не отработаны ИПРА даже тех детей, кто имеет заключение ПМПК; основные формулировки в ИПРА – «не обучаем», «не нуждается»);
  • не оформляется уполномоченными организациями воспитанникам ДДИ, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, индивидуальные программы предоставления социальных услуг (далее – ИППСУ);
  • не отслеживается законными представителями ребенка-инвалида качество заполнения уполномоченными организациями его документов (ИПРА, ИППСУ) в части внесения исчерпывающего перечня реабилитационных мероприятий, необходимых ему с учетом его состояния здоровья, психофизических, возрастных, гендерных и личностных особенностей;
  • не отслеживается персоналом ДДИ качество заполнения органами опеки и попечительства индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка в части соответствия мероприятий возможностям воспитанника;
  • не организована работа по проверке пакета документов ребенка (особенно, ИПРА, ИППСУ, заключение ПМПК, индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка) на предмет их соответствия.

5. Не сформирована система альтернативных форм предоставления социальных услуг:

  • для воспитанников в возрасте от 0 до 18 лет, имеющих родителей (законных представителей) – услуги на дому, дневной стационар (разные режимы пребывания), 5-дневный стационар;
  • для воспитанников старше 18 лет – услуги на дому, дневной стационар (разные режимы пребывания).

Минтрудом России направляется для использования в работе анализ информации по данному вопросу, поступившей из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.

Для решения вышеуказанных проблем Минтрудом России рекомендуется использовать материалы информационно-методического сборника «Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития», разработанного совместно РБОО «Центр лечебной педагогики» и НОБФ «Теревинф» по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленные письмом Минтруда России от 29 июня 2017 г.
№ 12-3/10/В-4923.

На основании изложенного Минтрудом России рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения принять исчерпывающие меры по реформированию ДДИ с целью создания в них надлежащих условий жизнедеятельности, соответствующих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 и СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые будут способствовать познавательно-речевому, социально-личностному и физическому развитию воспитанников, приобретению жизненно необходимых им навыков поведения, общения, самостоятельной жизни.

Приложение: на 23 л. (направлено в установленном порядке).

Первый заместитель
Министра труда и
социальной защиты
Российской Федерации
А.В. Вовченко