Установление обязанности  принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов», подготовленный Минтрудом России, направлен на установление данной обязанности в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации.

Законом вносятся соответствующие изменения в федеральные законы, регулирующие особенности правового положения и специфику профессиональной служебной и трудовой деятельности Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, Секретаря Совета безопасности Российской Федерации, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации (в иностранном государстве), Постоянного представителя Российской Федерации при международной организации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, а также изменения в федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Одновременно в законе предусмотрено универсальное определение понятия «конфликт интересов». Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», подготовленный Минтрудом России, устанавливает единые подходы к организации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации и утверждает:

  • Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации;
  • Типовое положение о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений»;
  • Типовое положение об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Установление единого для всех субъектов порядка исчисления стажа муниципальной службы

Законопроект подготовлен Минтрудом России в целях сохранения уровня оплаты труда и иных гарантий при переходе муниципального служащего на работу из органов местного самоуправления одного муниципального образования в органы другого, расположенного в ином субъекте Российской Федерации, и направлен на установление единого для всех субъектов порядка исчисления стажа муниципальной службы.

Учитывая предусмотренный законодательством взаимозачет стажа государственной гражданской и муниципальной службы, подход, заложенный в законопроекте, аналогичен подходу, установленному действующим законодательством о государственной гражданской службе.

В законопроекте перечислены периоды замещения должностей, включаемые в стаж муниципальной службы во всех случаях его исчисления (при поступлении, установлении гарантий, а также пенсионном обеспечении). К ним относятся периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной (всех видов) и муниципальной службы, а также иных должностей, предусмотренных федеральными законами.

Кроме того, учитывая, установленную законодательством исключительную компетенцию субъектов и муниципальных образований по определению условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим, в законопроекте предусматривается право субъектов и муниципальных образований самостоятельно решать вопросы исчисления стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет.

Сокращение продолжительности отпусков на государственной гражданской службе

Законопроект Минтруда России «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» направлен на упорядочивание продолжительности всех видов ежегодных оплачиваемых отпусков на государственной гражданской службе.

Законопроектом предлагается:

  1. установить одинаковую для всех категорий гражданский служащих продолжительность основного отпуска в размере 30 календарных дней (вместо дифференцированной: по высшим и главным должностям 35 календарных дней, по иным – 30 календарных дней);
  2. определить конкретную продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный служебный день в размере 3 календарных дней (в настоящее время отсутствует норма о предельной продолжительности данного вида отпуска);
  3. пересмотреть существующее соотношение стажа гражданской службы и предоставляемого в связи с ним отпуска за выслугу лет, установив 5-летние интервалы стажа службы и соответствующее им количество дней дополнительного отпуска: при стаже гражданской службы более 1 года – 1 календарный день, более 5 лет – 5 календарных дней, более 10 лет – 7 календарных дней и более 15 лет – 10 календарных дней (в настоящее время за каждый год службы предоставляется по 1 календарному дню отпуска, максимум - 10 календарных дней).

Принятие законопроекта позволит устранить правовой пробел в законодательстве в части отсутствия нормы, определяющей предельную продолжительность отпуска за ненормированный день, что приводит к сильной дифференциации в условиях прохождения службы в разных государственных органах.

Планируемый срок вступления в силу законопроекта – 1 марта 2016 года.

Конкурс «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе»

В целях выявления, поощрения, продвижения и тиражирования лучших кадровых практик (технологий), применяемых на государственной гражданской и муниципальной службе, Минтрудом России организовано проведение конкурса «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе».

В конкурсе участвовали федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В рамках конкурса в Минтруд России поступило 204 заявки государственных органов и органов местного самоуправления на участие в конкурсе.

По результатам рассмотрения поступивших заявок конкурсной комиссией определен перечень лучших кадровых практик государственных органов и органов местного самоуправления - номинантов конкурса.

В финале конкурса в Минтруде России с участием представителей центральных аппаратов федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по управлению государственной и муниципальной службой, проведена  презентация лучших кадровых практик. Также в работе данного мероприятия участвовали представители органов местного самоуправления, отобранных конкурсной комиссией в качестве номинантов на победу в конкурсе.

По итогам мероприятия номинантам, получившим наивысшие оценки у членов конкурсной комиссии и участников мероприятия, вручены почетные грамоты и благодарности Минтруда России.

Практическая значимость результатов конкурса для государственных органов и органов местного самоуправления заключается в обеспечении обмена опытом по реализации лучших кадровых практик, распространении современных кадровых технологий на государственной гражданской и муниципальной службе.

Обеспечение размещения вакансий муниципальной службы в федеральной государственной информационной системе «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 602 «О некоторых мерах по совершенствованию информатизации в сфере кадрового обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления» в целях обеспечения доступа граждан к информации о муниципальной службе, а также эффективного формирования кадрового состава муниципальной службы и единой базы вакантных должностей муниципальной службы с использованием сети «Интернет» в перечень участников информационного взаимодействия по формированию информационного ресурса Портала и его использованию в кадровой работе включены органы местного самоуправления.

Таким образом, постановление № 602 закрепляет за Федеральным порталом государственной службы и управленческих кадров статус единого официального источника информации о государственной и муниципальной службе (в том числе по вопросам противодействия коррупции), а также позволяет сформировать единую базу вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы.

Совместным приказом Минтруда России и Минкомсвязи России № 848н/№ 442 от 5 ноября 2015 г. (зарегистрирован Минюстом России 15 декабря 2015 г. № 40107) утвержден Регламент работы федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров».

С 1 июля 2015 г. на Портале размещены сведения о 1886 вакантных должностях органов местного самоуправления.

Таким образом, использование Портала в кадровой работе всеми государственными органами и органами местного самоуправления будет способствовать повышению престижа государственной и муниципальной службы, авторитета государственных и муниципальных служащих, позволит привлечь на государственную службу молодежь, а также обеспечить внедрение современных кадровых технологий на государственной службе.