Сегодня Госдума одобрила в первом чтении проект федерального закона № 337970-6 «О специальной оценке условий труда».

По словам Первого замминистра труда и социальной защиты РФ Сергея Вельмяйкина, «в настоящее время свыше 21 млн человек работает во вредных условиях труда, что составляет свыше 31 % от общей численности экономически активного населения России».  «Работа во вредных условиях является причиной большого числа профессиональных заболеваний, численность заболевших которыми ежегодно увеличивается на 5-7 тыс. человек. Суммарные экономические потери государства и работодателей от указанных причин составляют до 1,9 трлн рублей ежегодно», – добавил он.

В целях преодоления указанных негативных тенденций в сфере охраны труда и во исполнение поручения Президента Российской Федерации, Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Правительством Российской Федерации Минтрудом России разработан проект федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда предусматривает:

  • идентификацию (выявление) вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса;
  • проведение измерений уровней указанных факторов;
  • распределение условий труда на рабочих местах по классам (4 класса – оптимальные, допустимые, вредные, опасные).

«Специальную оценку условий труда будет проводить независимая организация, обладающая необходимым измерительным оборудованием и аттестованными экспертами», – отметил замглавы Минтруда России.

Результаты специальной оценки условий труда могут использоваться в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда.

С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда, в том числе в части исключения дополнительных финансовых расходов работодателей, законопроектом устанавливается переходный период на срок до 31 декабря 2018 года, в течение которого будут признаваться действующими и подлежащими реализации имевшиеся до момента вступления в силу законопроекта права участников оценки условий труда и результаты оценки условий труда.

«Новеллами законодательства станут нормы законопроекта, содержащие положения о декларировании соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в первую очередь, для работодателей – малых предприятий и предприятий непроизводственного сектора экономики, – подчеркнул Сергей Вельмяйкин. – При декларировании работодатель будет освобожден от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению вредных, опасных факторов».

«Одновременно положениями законопроекта планируется повысить уровень защиты трудовых прав работников посредством усиления роли профсоюзов в сфере охраны труда, – сообщил он. – Так, положения законопроекта предусматривают полноценное участие профсоюзов в проведении оценки условий труда, а также дают им право требовать проведения внеплановой специальной оценки».

«Надзор за соблюдением требований закона предлагается возложить на Роструд», – отметил Сергей Вельмяйкин.

Отвечая на вопросы депутатов, первый замминистра подчеркнул, что «самый большой плюс для работника заключается в том, что мы экономически – рублем – стимулируем работодателя улучшать условия труда. Вводя систему экономической мотивации при проведении специальной оценки, мы заставляем работодателя тотально провести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах (напомню, что из 50 млн рабочих мест у нас аттестовано только 6) и применять современные эффективные средства индивидуальной защиты, поощряя его за это применение экономически – путем установления тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования Российской Федерации».

Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из бюджетов всех уровней и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также предусмотренных им бюджетных ассигнований.

Проект федерального закона прошел широкое общественное обсуждение, был рассмотрен и поддержан на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.