Согласно действующему законодательству каждые пять лет потребительская корзина в целом по Российской Федерации должна пересматриваться. Срок действия текущей потребительской корзины истекает в 2017 году.

При этом в настоящее время Минтруд России внес в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий доведение МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения и внесение в связи с этим изменений в целый ряд законов.

Законопроект предусматривает не однократное повышение МРОТ, а установление постоянного механизма привязки МРОТ к прожиточному минимуму. Переход к этому механизму планируется осуществить в рамках трехлетнего бюджета на 2018-2020 годы.

При этом суммарное повышение МРОТ за этот период планируется в размере 53%, в том числе с 1 января 2018 года – 21,7 %, с января 2019 года – на 22,2 % при прогнозируемом росте уровня цен за три года на 12,5 %.

В связи с этим законопроектом предложено установление новой потребительской корзины с 2021 года, после доведения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения, рассчитанного на основе действующей потребительской корзины.

Изменение методики исчисления прожиточного минимума в связи с пересмотром корзины не позволит спланировать средства на повышение МРОТ в течение трехлетнего периода как для бюджетной сферы, так и для реального сектора экономики. С учетом законопроекта по повышению МРОТ дополнительные финансовые средства предусмотрены в проекте федерального бюджета на 2018-2020 годы и будут планироваться в региональных бюджетах.

При пересмотре потребительской корзины будут проработаны предложения по изменению набора продуктов питания, а также стоимости соотношений непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания, предусмотренных в действующей потребительской корзине, с учетом международной практики определения прожиточного минимума. Это работу планируется вести с участием специалистов в области питания, научного и экспертного сообществ.